ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2076/2021 от 08.07.2022 Барабинского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2-255/2022, УИД 54RS0012-01-2021-003215-91

Поступило в суд 09.12.2021 г.

Мотивированное решение составлено 08.07.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«07» июня 2022 года г. Барабинск, Новосибирской области

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе судьи Чечётка И.Ф.,

при секретаре судебного заседания Михальченко В.Н.,

с участием истцов и представителя ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Барабинского межрайонного прокурора в интересах Шараповой Ирины Александровны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Новосибирской области о взыскании доплаты компенсаций при увольнении,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ. Барабинский межрайонный прокурор, в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, обратился в Барабинский районный суд Новосибирской области с иском к Межрайонной ИФНС России № 18 по Новосибирской области в защиту интересов Шараповой И.А. в котором просил взыскать с ответчика в пользу Шараповой И.А. не начисленную и не выплаченную компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении по сокращению штатов в размере 134066 руб. 00 коп..

ДД.ММ.ГГГГ. в судебном заседании определением в протокольной форме к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечены: Министерство финансов Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

В обоснование требований прокурор в иске указал, что Шарапова И.А. состояла в трудовых отношениях с Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы № 5 по Новосибирской области реорганизованной путем присоединения к Инспекции федеральной налоговой службы по Заельцовскому району г.Новосибирска, с возложением обязанностей правопреемника, изменившей наименование на Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы № 18 по Новосибирской области, замещая должность заместителя начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.

Ответчик предупредил истца о предстоящем сокращении должности государственной гражданской службы в связи с реорганизацией налоговых органов Новосибирской области и ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ. Шарапова И.А. освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе на основании п.8.2 ч.1 ст.37 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При увольнении Шараповой И.А. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" в размере 134051 руб. 08 коп., из расчета месячного содержания в размере 33512 руб. 77 коп..

Выплаченные суммы, в нарушении требований ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004г., начислялись ответчиком без учета полученных истцом средств материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в связи с чем, в пользу Шараповой И.А. подлежит взысканию не начисленная и не выплаченная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 134066 руб. 00 коп..

Прокурор в судебном заседании требования иска поддержала, по основаниям, указанным в нем.

Представители ответчика требования иска не признали, в письменных возражениях на иск и последующих уточнениях указали, и в судебном заседании пояснили, что Инспекцией № 5, правопреемником которой является Инспекция № 18 не допущено нарушений норм трудового законодательства, а также законодательства о государственной гражданской службе, расчет месячного денежного содержания произведен корректно и с соблюдением правовых норм, так как ч.10 ст.50 Закона № 79-ФЗ предусмотрена возможность произведения гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом, отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена ч.10 ст.50 Закона № 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Закона № 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007г. № 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих, которые определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в том числе при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы.

В п.2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 ст.50 Закона № 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены.

Из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Законом № 79-ФЗ.

При этом, относительно применения п.6,8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих Министерство труда и социальной защиты РФ в письме от 05.05.2021г. № 14-01/10/В-5300 указало, что в состав денежного содержания входят только выплаты по ч.2 и 5 ст.50 Закона о госслужбе, их же предусматривают Правила расчета денежного содержания для федеральных служащих и никакие другие суммы учитывать нельзя, в том числе выплаты по ч.10 ст.50 Закона № 79-ФЗ.

В целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

Постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органом, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.

В соответствии с позицией Минфина РФ, изложенной в письме от 27.04.2021г. № 14-03-03/32289, выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства РФ материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания. Средства материального стимулирования не являются премиальным фондом и в фонд оплаты труда гражданских служащих не входят, так как представляют собой объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и не являются гарантированной выплатой в структуре оплаты труда гражданского служащего.

Кроме того, все дополнительные выплаты, предусмотренные ч.5 ст.50 Закона № 79-ФЗ, исчисляются в процентном соотношении к должностному окладу, а порядок выплат премий, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, в рассматриваемом случае для служащих Инспекции № 5 представителем нанимателя являлся начальник инспекции.

Вместе с тем, премирование (материальное стимулирование) и выплата средств материального стимулирования установлены ФНС России, в связи с чем, приняты соответствующие приказы и разработан механизм бюджетных ассигнований, т.е. порядок их выплаты является отличным от правового регулирования, установленного ч.5 ст.50 Закона № 79-ФЗ, следовательно, средства материального стимулирования к премии за выполнение особо важных и сложных заданий отнесены быть не могут.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Третье лицо - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в письменных объяснениях (л.д.221-223, 226-228) указало, что из буквального толкования положений Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 562 от 06.09.2007г. следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих, в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ. Средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты п.8 Правил не предусмотрены.

Третье лицо - Министерство Финансов Российской Федерации в письменных объяснениях (л.д.218-220, 229-230) указало, что бюджетные ассигнования на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФНС России предусмотрены в общем годовом объеме, без распределения между управлениями ФНС по субъектам Российской Федерации и межрегиональными (межрайонными) инспекциями ФНС России.

Материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты их труда не является гарантированной выплатой каждому гражданскому служащему и не носит обязательного характера.

Распределение между территориальными органами предусмотренного федеральному государственному органу объема дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов сверх установленных фондов оплаты труда производится по решению руководителя федерального государственного органа.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив основания и требования иска, письменные возражения ответчика и материалы дела, установил:

Шарапова И.А. ДД.ММ.ГГГГ была принята в порядке перевода в Государственную налоговую инспекцию по г.Барабинску Новосибирской области, с ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор о государственной службе, а с ДД.ММ.ГГГГ на основании служебного контракта проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 10, после объединения № 5 с по Новосибирской области по ДД.ММ.ГГГГ. Перед сокращением замещала должность

Из условий служебного контракта -гс, заключенного ДД.ММ.ГГГГ. между представителем нанимателя в лице начальника Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Новосибирской области и Шараповой И.А. (л.д. 200-201), а также последующего дополнительного соглашения к нему (доп. соглашение от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 202) следует, что представитель нанимателя обязался: обеспечить предоставление гражданскому служащему государственных гарантий, установленных Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и настоящим служебным контрактом.

Гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, состоящее из:

- оклада денежного содержания, включающего:

А) месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы (должностной оклад) в размере 5246 руб. в месяц;

Б) месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином федеральной государственной гражданской службы (оклад за классный чин) в размере 1 663 руб. в месяц;

-дополнительных выплат, к которым относятся:

А) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе в размере 30 процентов должностного оклада;

Б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 90 процентов должностного оклада;

В) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определен представителем Нанимателя;

Г) ежемесячное денежное поощрение в размере 1-го должностного оклада;

Д) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 2-х месячных окладов денежного содержания;

Е) материальная помощь, выплачиваемая на основании соответствующего Положения Представителя нанимателя;

Ж) районный коэффициент в размере 1,2 к денежному содержанию;

З) другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

На основании:

- приказа от ДД.ММ.ГГГГ. произведено премирование (материальное стимулирование) государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда за период работы ДД.ММ.ГГГГ., в том числе Шараповой И.А., заместителя начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, в размере 29793 руб. (л.д. 14-17);

- приказа от ДД.ММ.ГГГГ. произведено материальное стимулирование, выплата премирования за ДД.ММ.ГГГГ. государственных гражданских служащих, в том числе Шараповой И.А., заместителя начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, в размере 37571 руб. (л.д. 18-22);

- приказа от ДД.ММ.ГГГГ. произведено премирование (материальное стимулирование) государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда за период работы ДД.ММ.ГГГГ., в том числе Шараповой И.А., заместителя начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, в размере 69009 руб. (л.д. 23-27);

- приказа от ДД.ММ.ГГГГ произведено материальное стимулирование, выплата премирования за ДД.ММ.ГГГГ. государственных гражданских служащих, в том числе Шараповой И.А., заместителя начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, в размере 46429 руб. (л.д. 28-31);

- приказа дсп от ДД.ММ.ГГГГ. произведено премирование (материальное стимулирование) государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда за ДД.ММ.ГГГГ., в том числе Шараповой И.А., заместителя начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, в размере 45944 руб. (л.д. 32-36);

- приказа от ДД.ММ.ГГГГ. произведено премирование (материальное стимулирование) государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда за период работы ДД.ММ.ГГГГ., в том числе Шараповой И.А., заместителя начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, в размере 46893 руб. (л.д. 37-41);

- приказа от ДД.ММ.ГГГГ. произведено премирование (материальное стимулирование) государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда за период работы ДД.ММ.ГГГГ., в том числе Шараповой И.А., заместителя начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, в размере 53665 руб.(л.д. 42-45);

- приказа дсп от ДД.ММ.ГГГГ. произведено премирование (материальное стимулирование) государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда за ДД.ММ.ГГГГ., в том числе Шараповой И.А., заместителя начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, в размере 72894 руб. (л.д. 46-49)

В соответствии с приказами Федеральной налоговой службы О проведении мероприятий по модернизации организационной структуры Федеральной налоговой службы» и от ДД.ММ.ГГГГ. «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области», приказа Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области @от ДД.ММ.ГГГГ. Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 5 по Новосибирской области реорганизована в форме присоединения к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району г.Новосибирска с возложением на эту инспекцию обязанностей правопреемника в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности инспекции № 5 и ее переименованием в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 18 по Новосибирской области.

ДД.ММ.ГГГГ Шарапова И.А. была предупреждена о сокращении с ДД.ММ.ГГГГ её должности и возможном предстоящем увольнении по п.8.2 ч.1 ст.37 Закона № 79-ФЗ с выплатой денежной компенсации по истечении двух месяцев со дня ознакомления с предупреждением (л.д. 50).

Приказом Межрайонной ИФНС России N 5 по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ Шарапова И.А. освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, уволена 27.08.2021г., служебный контракт с ней расторгнут, в связи с сокращением должности государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ, с выплатой окончательного расчета: денежной компенсации за 16 неиспользованных календарных дней ежегодного оплачиваемого отпуска и компенсации, в соответствии с ч.3.1 ст.37 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (без выплаты выходного пособия) (л.д.51).

На основании указанного приказа при увольнении Шараповой И.А. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 134051 руб. 08 коп., а также компенсация за 22 дня неиспользованного отпуска в размере 24048 руб. 20 коп. (л.д. 52).

Указанный расчет произведен без учета выплаты материального стимулирования, что ответчиком не оспаривалось.

При этом, из ответа ответчика прокурору за » от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.139) следует, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и вознаграждений в пользу работника, которые входят в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, в том числе и средства материального стимулирования, выплачиваемые госслужащим Инспекции, включены в базу начисления страховых взносов и учитываются в среднем заработке при начислении пособий по временной нетрудоспособности.

В связи с тем, что компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания была рассчитана Шараповой И.А. без учета выплаты материального стимулирования, что ответчиком не оспаривалось, последняя обратилась с заявлением к прокурору о защите нарушенных прав (л.д.12), который в соответствии с положениями ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с настоящим иском.

Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В силу ст. 51 Федерального закона 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (ч. 1).

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2).

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3).

Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения. В силу подпункта "б" пункта 13 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 2007 года N 562 утвердило Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Пункт 2 Правил предусматривает, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" п. 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

Пункт 2 указанных Правил не исключает возможность учета средств, дополнительно выделяемых для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, что следует из части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Юридически значимым в настоящем споре является определение правовой природы произведенных истцу в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования.

Судом установлено, что указанные выплаты производились в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и на основании принятых в соответствии с этим Указом распорядительных документов - решений комиссии по ФНС по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, приказов ФНС России о материальном стимулировании в 2020 г. и 2021г., согласно которым выплата материального стимулирования государственным гражданским служащим инспекций налоговой службы произведена за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда.

При этом, из исследованных судом приказов, изданных в соответствии и во исполнении писем ФНС России о выделении бюджетных ассигнований в 2020-2021 годах следует, что Межрайонной ИФНС N 5 по Новосибирской области была доведена информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих и информация о дополнительных объемах бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда для выплаты материального стимулирования федеральных государственных служащих в 2020 г. и 2021г., что согласуется с мероприятиями, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и соответствующими решениями Правительства Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.

В письме Министерства финансов Российской Федерации № 14-03-03/32289 от 27.04.2021г. указано, что вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы, оплатой труда гражданских служащих и порядком исчисления их денежного содержания для всех случаев определения его размера отнесены к компетенции Минтруда России.

Позиция Минфина России об учете при исчислении денежного содержания гражданского служащего дополнительно к выплатам, входящим в его состав, суммы средств, выплаченных гражданскому служащему в виде дополнительного материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации, была изложена в письме от 15 июля 2014г. № 14-04-05/34482, которое не носит обязательного характера и не регулирует спорные правоотношения.

В данном письме Минфина также указано, что выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации материальное стимулирование, хотя и не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания, связано с исполнением должностных обязанностей гражданских служащих и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Позиция Минтруда России по рассматриваемому вопросу, как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного давать разъяснения в части применения Правил, основывается на необходимости учета средств материального стимулирования при исчислении денежного содержания гражданского служащего в случаях, предусмотренных п.1 Правил, только при их выплате в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий.

При этом, в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суд при разрешении настоящего иска также принимает во внимание и учитывает содержащиеся в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 г. N 14-04-05/34482 и от 27.04.2021г № 14-03-03/32289 разъяснения.

Суд с учетом установленных по делу обстоятельств, и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению в настоящем деле, в частности, ч.3 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определяющей, что фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, считает, что суммы материального стимулирования (в том числе дополнительного), входят в фонд оплаты труда гражданских служащих и должны учитываться при расчете денежного содержания Шараповой И.А..

Материальное стимулирование, выплаченное Шараповой И.А. в период государственной гражданской службы в соответствии с приказами ответчика за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе дополнительных) сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, соответственно, суммы материального стимулирования, должны учитываться при расчете денежного содержания истца при расчете компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при сокращении, что из расчета выплаченной суммы материального стимулирования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 402198,00 руб. составляет не начисленную и не выплаченную компенсацию в размере 134066 руб. 00 коп. (402198/12х4 = 134066), которую и просит взыскать прокурор с ответчика в пользу Шараповой И.А., расчет которого судом проверен и признан правильным.

Ссылка ответчика на письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2021 г. N 14-0/10/В-5300 "О выплатах, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих" не может являться основанием для иных выводов суда.

Из вышеприведенного письма следует, что в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.

При этом порядок выплаты средств материального стимулирования в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в составе денежного содержания гражданских служащих не согласуется с положениями Правил от 6 сентября 2007 г. N 562, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы, в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда России, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.

Вопрос о судебных расходах, в частности об уплате госпошлины, в порядке ст.198, ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ, разрешению не подлежит, так как и прокурор и Федеральная налоговая служба (ФНС России), являющаяся федеральным органом исполнительной власти, в силу требований ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.194-ст.199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Барабинского межрайонного прокурора действующего в интересах Шараповой Ирины Александровны удовлетворить.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Новосибирской области недоплаченную компенсацию при увольнении Шараповой Ирины Александровны в размере 134066 (сто тридцать четыре тысячи шестьдесят шесть) руб. 00 коп..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.

Судья И.Ф. Чечётка