К делу № 2– 2077/2018 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 августа 2018 года г. Майкоп Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Катбамбетова М.И., при секретаре Давитиян Е.А., с участием истца ФИО2, и его представителя ФИО3, (по доверенности); рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к ГБУ РА «Государственная филармония РА» о восстановлении нарушенного права, возмещении материального ущерба, компенсацию морального вреда, в результате дискриминации в сфере труда, У С Т А Н О В И Л: ФИО2, обратился в суд с иском к ГБУ РА «Государственная филармония РА» о восстановлении нарушенного права, возмещении материального ущерба, компенсацию морального вреда, в результате дискриминации в сфере труда. В обоснование иска указал, что работает с ДД.ММ.ГГГГ артистом в государственном симфоническом оркестре ГБУ РА «Государственная филармония РА». Ежемесячно ему начисляется стимулирующая выплата за интенсивность и высокие результаты работы. Эта стимулирующая выплата начисляется на основании положения о выплатах стимулирующего характера работникам ГБУРА ГФРА. В соответствии с пунктом 2.9.5. Положения, размеры выплаты за интенсивность и высокие результаты работы работникам устанавливаются по результатам оценки выполнения утвержденных целевых показателей результативности и эффективности деятельности работников. В результаты труда работников оценочная комиссия формирует на основании анализа и оценки, представленных в комиссию документов по оценке качества труда работников (объяснения работника, акты о нарушении тех или иных показателей, аудио, видеозаписи и другие документы), как следует из пункта 2.9.7. Положения. После анализа документов, оценочная комиссия производит расчёт оценочных баллов работников, в соответствии с показателями и заполняет оценочный лист на работника. А затем работнику, на основании этого оценочного листа начисляют стимулирующую выплату за интенсивность и высокие результаты работы. Судя но выплаченной ему сумме денег за интенсивность и высокие результаты работы, в декабре 2017 года, оценочная комиссия установила ему 40 балов из 120 возможных, хотя оценочный лист ему никто не предоставил. При этом никаких претензий к качеству указанных в оценочном листе показателей ему никто не предъявлял, объяснений никто не брал и актов о нарушении тех или иных показателей, не составляли, но 80 балов с него необоснованно сняли, и на основании этого оценочного листа в декабре 2017 года, ему начислили стимулирующую выплату за интенсивность и высокие результаты работы в сумме 9288,49 рублей, недоплатив ему 18576,98 рублей за 80 баллов. Также, за январь 2018 года, комиссия установила ему 40 баллов из 120 возможных, выплатив за интенсивность и высокие результаты работы сумму в размере 6987.1 рублей, недоплатив 13974.2 рублей за 80 баллов. Также за февраль 2018 года, комиссия установила ему 40 баллов из 120 возможных, выплатив за интенсивность и высокие результаты работы сумму в размере 6928.1 рублей, недоплатив 13856.2 рублей за 80 баллов. Также за март 2018 года, комиссия установила ему 40 баллов из 120 возможных, выплатив за интенсивность и высокие результаты работы сумму в размере 7196.8 рублей, недоплатив 14393.6 рублей за 80 баллов. Также за апрель 2018 года, комиссия установила ему 40 баллов из 120 возможных, выплатив за интенсивность и высокие результаты работы сумму в размере 6523.75 рублей, недоплатив 13047.5 рублей за 80 баллов. Так как директор ГСО и оценочная комиссия ГСО не исполнили требования пункта 2.9.5. и 2.9.7. Положения, то есть, никаких документов о нарушении им целевых показателей они не рассматривали, никаких претензий к его работе они не предъявляли, и комиссия не оценивала целевые показатели его трудовой деятельности, то считает, что с декабря 2017 года по апрель 2018 года, ему незаконно недоплатили 73848.48 рублей. Поскольку в указанный период все целевые показатели им исполнялись в полном объёме и без замечаний, а директор ГСО и оценочная комиссия без каких-либо оснований снижали ему балы за исполнение целевых показателей, перераспределив его заработанные балы в пользу других артистов ГСО, в связи с чем, считает, что его подвергли дискриминации по признаку должностного положения, нарушив требования статьи 3 ТК РФ. Просит суд обязать ответчика доплатить ему надбавку за период с декабря 2017 года, по апрель 2018 года, в сумме 73848 руб. 48 коп., а также взыскать компенсацию морального вреда в сумме 73848 руб. 48 коп. В судебном заседании истец ФИО2, и его представитель ФИО3, требования иска поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее уведомление о времени и месте рассмотрения дела, однако в адрес суда предоставил отзыв на иск, которым просит в удовлетворении иска отказать. Представитель третьего лица Государственной инспекции труда по РА о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представив. Свидетель ФИО4, в ходе судебного заседания пояснил, что распределение баллов по итогам месяца осуществляется, утвержденной комиссией, в соответствии с положениями о выплатах стимулирующего характера работникам ГБУ РА «Государственная филармония Республики Адыгея». Также пояснил, что такие же работники, по уровню должностей в оркестре, как ФИО2, получают также 40 баллов. Свидетели ФИО5 и ФИО6, в ходе судебного заседания также пояснили, что распределение баллов по итогам месяца осуществляется, утвержденной комиссией, в соответствии с положениями о выплатах стимулирующего характера работникам ГБУ РА «Государственная филармония Республики Адыгея». Также пояснили, что начисление баллов происходит по итогам работы коллектива. Выслушав доводы сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО2, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату. Статья 129 ТК РФ определяет, что заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В соответствии со ст. 135 Трудового Кодекса РФ система надбавок стимулирующего характера входит в систему оплаты труда, и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, и актами, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, система оплаты труда включает фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 ТК РФ), доплаты, надбавки компенсационного характера, доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 ТК РФ). В ходе судебного заседания установлено, что порядок выплат стимулирующих надбавок осуществляется работникам государственных учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры Республики Адыгея, устанавливается на основании следующих нормативных правовых актов и локальных актов учреждений: Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Адыгея, подведомственных Министерству культуры Республики Адыгея, по видам экономической деятельности», Положения о выплатах стимулирующего характера работникам ГБУ РА «Государственная филармония Республики Адыгея». В судебном заседании установлено, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ работает артистом 1 категории в ГБУ РА «Государственная филармония РА». В соответствии с п. 2 раздела 6 «Порядок и условия установления выплат стимулирующего характера» постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрено, что конкретные размеры и условия осуществления работниками выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников. Приказом ГБУ РА «Государственная филармония Республики Адыгея» от ДД.ММ.ГГГГ№-д, утверждены комиссии по структурным подразделениям учреждения, в том числе и по структурному подразделению Государственного симфонического оркестра (далее - ГСО), работником которого является истец. Данными комиссиями по структурным подразделениям были разработаны целевые показатели результативности и эффективности деятельности работников и приказом учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№-Д введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ Дополнительно, приказом ГБУ РА «Государственная филармония Республики Адыгея» созданы рабочие группы для разработки целевых показателей результативности и эффективности деятельности работников ГБУ РА «Государственная филармония Республики Адыгея» по творческим коллективам, в том числе и в ГСО. Согласно п. 2.2. Положения о выплатах стимулирующего характера работникам ГБУ РА ««Государственная филармония Республики Адыгея», к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы сотрудников РАГФРА. Пунктом 2.3. Положения, установлено, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера, критерии оценки эффективности и результативности их работы конкретизируются в итоговых договорах с работниками. (Эффективные контракты). Периодичность оценки эффективности деятельности работников может быть месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год. Пунктом 2.4. Положения, установлена предельная, не более 40%, доля оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждения. Как следует из п. 2.9.6. Положения, приказом ГБУ РА «Государственная филармония Республики Адыгея» от ДД.ММ.ГГГГ№-Д созданы две оценочные комиссии по основному персоналу и административно-управленческому и вспомогательному персоналу, которые рассматривают отчетный оценочный лист на каждого работника, заполненный ежемесячно комиссией ГСО по распределению стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты работы. В качестве доводов искового заявления истец ФИО2, указывает, что будучи работником ГБУ РА «Государственная филармония Республики Адыгея» в должности артиста оркестра первой категории, подвергся дискриминации в сфере труда, путем недоплаты ему стимулирующих надбавок, в то время как работнику ФИО6, выплачивается стимулирующая надбавка в большем размере. Согласно ст. 3 Трудового кодекса РФ, Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. В ходе судебного заседания, установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения комиссии по распределению стимулирующих выплат истцу, согласно оценочных листов, будучи в должности артиста оркестра, была установлена стимулирующая надбавка за качество выполняемых работ в размере; с декабря 2017 г. по апрель 2018 года – 40 балов. Из анализа имеющихся в материалах дела оценочных листов на других равнозначных истцу работников ГБУ РА «Государственная филармония Республики Адыгея», находящихся также в должности артистов оркестра, а именно: ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11, судом установлено, что стимулирующая надбавка за качество выполняемых работ для данных работников за тот же период с декабря 2017 г. по апрель 2018 года – 40 балов. Исходя из условий приведенного выше Положения о выплатах стимулирующего характера работникам ГБУ РА «Государственная филармония Республики Адыгея», следует, что стимулирующие выплаты, по количеству баллов зависят от критериев оценки эффективности и результативности труда работника. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необоснованности доводов искового заявления, поскольку они не доказаны истцом и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения данного дела в суде. Доводы, истца о том, что ему занижались выплаты стимулирующего характера, суд оценивает несостоятельными, поскольку ни в Положениях о выплатах стимулирующего характера работникам ГБУ РА ««Государственная филармония Республики Адыгея», ни целевыми показателями результативности деятельности работников ГБУ РА «Государственная филармония Республики Адыгея», не установлен нижний предел возможного количества баллов, а те баллы которые устанавливались истцу носят оценочных характер, в пределах установленных локальными актами. Стимулирующие надбавки, предусмотренные Положением о выплатах стимулирующего характера работникам ГБУ РА «Государственная филармония Республики Адыгея», носят дополнительный, стимулирующий характер, определяются по деловым качествам работника, и их выплата не является обязательной. Из анализа совокупности норм права, в частности, ст. ст. 22, 191 ТК РФ выплата стимулирующей переменной части зарплаты является исключительным правом работодателя, но не его обязанностью и зависит от определенных критериев установленных трудовым договором. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что истцом не предоставлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о его дискриминации. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: В удовлетворении искового заявления ФИО1 к ГБУ РА «Государственная филармония РА» о восстановлении нарушенного права, возмещении материального ущерба, компенсацию морального вреда, в результате дискриминации в сфере труда – отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий -подпись- М.И. Катбамбетов |