ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2079/20 от 02.09.2020 Северодвинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-2079/2020 2сентября 2020г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Зайнулина А.В.

при секретаре Буториной С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Северодвинске гражданское дело по иску Рябова ФИО7 к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда,

установил:

Рябов ФИО8 обратился в суд с иском к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота») о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что работает в войсковой части 40640 на основании заключенного с данным ответчиком трудового договора. В 2019 году истец работал в условиях, отклоняющихся от нормальных (сверхурочно, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, за отсутствующего работника и т.д.). Однако, по мнению истца, данная работа оплачена работодателем не в полном объеме, без учета всех компенсационных и стимулирующих выплат, не произведена оплата работы, выполненной сверх нормальной продолжительности рабочего времени. На основании изложенного, истец просил взыскать с ответчика в свою пользу невыплаченную заработную плату в размере 402925рублей 77копеек, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 23073рубля 40копеек, компенсацию морального вреда в размере 3000рублей (л.д.3-5).

Истец РябовС.В. извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 195-196), в суд не явился, его представитель СпиридоноваИ.А. в ходе судебного заседания поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске.

Ответчики войсковая часть 40640, ФКУ«ОСК Северного флота» представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Третье лицо Министерство обороны РФ о судебном заседании извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило.

В соответствии со ст.167 ГПКРФ суд рассмотрел дело при данной явке.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, в их совокупности, суд приходит к следующему.

В ходе судебного заседания установлено, что истец работает в войсковой части 40640, на основании заключенного между сторонами трудового договора, и осуществляет трудовую деятельность в должности <данные изъяты>

Работодатель истца войсковая часть 40640 находится на финансовом обеспечении ФКУ«ОСК Северного флота» (филиал «3 финансово-экономическая служба»).

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, материалами дела, ни кем не оспариваются, в связи с чем, суд считает их установленными.

В силу ст.349 Трудового кодексаРФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Приказом Министра обороны Российской Федерации ..... утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 указанного Положения продолжительность рабочего времени для членов экипажей (гражданского персонала) судов не должна превышать 40 часов в неделю (при 8-часовом рабочем дне) с двумя выходными днями, предоставляемыми в различные дни недели поочередно согласно графику смен (вахт).

В п.п. 22 – 24 Положения предусмотрено, что выходные дни, нерабочие праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха по желанию членов экипажей судов должны предоставляться в любом отечественном или зарубежном порту, как правило, в период эксплуатации судна и в порядке, устанавливаемом командиром (капитаном) судна по согласованию с выборным профсоюзным органом (представительным органом трудового коллектива).

Членам экипажей судов, привлекаемым к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в период эксплуатации судов, предоставляются другие дни отдыха, а за часы работы по графику сверх установленной продолжительности рабочего времени – дополнительные дни отдыха из расчета один день отдыха за каждые восемь часов переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

При невозможности по условиям работы регулярно предоставлять указанные дни отдыха они предоставляются в суммированном виде с учетом планирования использования судов. Оставшиеся неиспользованные дни отдыха присоединяются к ежегодному оплачиваемому отпуску.

Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность рабочего дня, предусмотренную в п. 5 настоящего Положения.

В тех случаях, когда членам экипажей судов невозможно предоставить дни отдыха полностью, допускается с согласия членов экипажей этих судов оплата за работу в выходные и праздничные дни в размере, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации.

Особенности оплаты сверхурочной работы установлены ст.152 Трудового кодексаРФ, согласно которой сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со ст.153 настоящего Кодекса, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с ч.1 настоящей статьи.

Особенности оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни установлены ст.153 Трудового кодексаРФ, согласно которой работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере, в том числе, работникам, получающим оклад (должностной оклад), – в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Таким образом, в ст.ст. 152 и 153 Трудового кодексаРФ установлено общее правило об оплате сверхурочной работы и работы в выходные и нерабочие праздничные дни в повышенном размере. При этом сверхурочная работа подлежит оплате не менее чем в полуторном размере за первые два часа работы и не менее чем в двойном размере за последующие часы, а работа в выходные и нерабочие праздничные дни – не менее чем в двойном размере с возможностью оплаты такой работы в одинарном размере в случае предоставления работнику по его желанию другого дня отдыха.

Вместе с тем, в силу ст. 349 Трудового кодексаРФ на истца, относящегося к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяется специальное правовое регулирование, предусмотренное нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, в том числе указанное Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации .....

Указанным Положением в качестве приоритетного вида компенсации членам экипажей судов за часы работы сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочную работу), а также за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в период эксплуатации судов предусмотрено предоставление дополнительных дней отдыха из расчета один день отдыха за каждые восемь часов переработки, в том числе в суммированном виде при невозможности их регулярного предоставления, с возможностью их присоединения к ежегодному оплачиваемому отпуску. Оплата указанной работы по правилам, установленным статьями 152 и 153 ТКРФ, производится лишь в случае невозможности предоставления таких дней отдыха.

Доказательств невозможности предоставления истцу других дней отдыха, в том числе в суммированном виде, что является приоритетным видом компенсации членам экипажей судов за работу в выходные дни, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к вводу о том, что возможность предоставления истцу дней отдыха за сверхурочную работу и работу в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, предусмотренном Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от ....., у работодателя имеется.

При этом суд учитывает, что в соответствии с п.22 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации при невозможности по условиям работы регулярно предоставлять указанные дни отдыха они предоставляются в суммированном виде с учетом планирования использования судов.

Таким образом, указанным Положением прямо предусмотрен учет планирования использования судов при предоставлении дней отдыха членам экипажа, в связи с чем, в силу необходимостью эксплуатации судна у работодателя может отсутствовать возможность предоставить истцу дни отдыха в конкретное указанное им время и в указанном им количестве, что не исключает предоставление ему дней отдыха в другое время. Доказательств того, что такая возможность утрачена, в материалах дела не имеется.

При данных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании заработной платы за сверхурочную работу и работу в выходные дни.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что истцом выполнялась работа в нерабочие праздничные дни в ноябре (12часов) 2019 года (л.д.202). Данная работа была оплачена работодателем исходя из одинарного размера часовой ставки (части оклада за час работы) сверх оклада с применением районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера (л.д.59, 60).

В ч. 1 ст.153 Трудового кодексаРФ установлено, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере, в том числе, работникам, получающим оклад (должностной оклад), – в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Таким образом, в силу прямого указания закона оплата работы в выходной или нерабочий праздничный день производится не менее чем в двойном размере. При этом в случае, если такая работа осуществлялась в пределах нормы рабочего времени, работнику сверх его оклада, который ему выплачен, в том числе, и за эту работу, выплачивается соответствующая часть оклада в одинарном размере. Если работа в выходной или нерабочий праздничный день выполнялась сверх нормы рабочего времени, она оплачивается независимо от оклада, полученного за отработанную норму рабочего времени, в связи с чем, работнику должна быть выплачена соответствующая часть оклада в двойном размере.

В силу ст. 129 Трудового кодексаРФ компенсационные и стимулирующие выплаты являются составными частями заработной платы работника наряду с должностным окладом.

Система оплаты труда гражданского персонала воинских частей, в период спорных правоотношений, была установлена Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации ..... (действующим в период спорных правоотношений), и включала: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера (пункт 2).

Из материалов дела следует, что заработная плата истца в ноябре 2019года включала кроме оклада выплаты компенсационного характера (морскую надбавку, надбавку за вредные условия труда, за дежурства в составе сил ПСО, за работу со сведениями составляющими государственную тайну, за стаж работы в районах Крайнего Севера, районный коэффициент) а также стимулирующие выплаты (за выслугу лет, премиальные выплаты). При этом в совокупности компенсационные и стимулирующие выплаты значительно превышают размер оклада истца, что наглядно подтверждается расчетными листками и представленным ФКУ«ОСК Северного флота» контррасчетом исковых требований.

В п.23.1 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от .....действовавшего в спорный период), предусматривалось, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций оплата труда в выходной или нерабочий праздничный день производится в соответствии со ст. 153 Трудового кодекса РФ.

При этом ст.153 Трудового кодексаРФ прямо предусматривает оплату работы в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере и не содержит никаких положений, исключающих из оплаты труда работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, какие-либо составные части его заработной платы, в том числе компенсационные или стимулирующие выплаты.

Какие-либо специальные выплаты (помимо предусмотренных данным Положением компенсационных и стимулирующих выплат), позволяющие обеспечить получение работником заработной платы за работу в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере по сравнению с заработной платой за работу в обычный рабочий день, указанным Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации не установлены.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что императивное требование закона об оплате работы в нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере в данном деле может быть обеспечено только при условии оплаты этой работы с применением установленных для истца компенсационных и стимулирующих выплат.

Учитывая изложенное, суд полагает обоснованным довод истца о том, что оплата его работы в нерабочие праздничные дни должна производиться с учетом компенсационных и стимулирующих выплат.

Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении ..... «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО11».

Поскольку работодателем истцу произведена оплата работы в нерабочие праздничные дни в ноябре 2019 года, исходя из одинарного размера часовой ставки (части оклада за час работы) сверх оклада без учета компенсационных и стимулирующих выплат, суд приходит к выводу, что оплата указанной работы должна быть произведена сверх оклада в одинарном размере, но с учетом компенсационных и стимулирующих выплат.

При данных обстоятельствах имеются основания для взыскания с работодателя в пользу истца указанной оплаты с учетом компенсационных и стимулирующих выплат за вычетом фактически выплаченных сумм.

Суд отклоняет контррасчет оплаты работы в нерабочие праздничные дни за ноябрь 2019года, произведенный ответчиком ФКУ «ОСК Северного флота», поскольку данный расчет выполнен ответчиком без учета повышения должностного оклада в связи с работой во вредных условиях труда.

В силу ст.147 Трудового кодексаРФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст.372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии с п.16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации ....., действовавшего до 01.10.2019, гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента. Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени. Должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении №1 к настоящему Положению, повышаются до проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах: на работах с вредными условиями труда - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

С 01.10.2019 система оплаты труда гражданского персонала воинских частей установлена приказом Министра обороны Российской Федерации ....., утвердившим размеры должностных окладов (тарифных ставок), условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера и порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с п.4 приложения №2 к приказу Министра обороны Российской Федерации .....Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда – на 24 процента. Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда. Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда.

Исходя из буквального толкования указанных правовых норм, компенсационная выплата в виде повышения должностного оклада за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, на которую истец имел право до введения нового регулирования системы оплаты труда гражданского персонала, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда и может быть отменена в том случае, если по результатам специальной оценки условия труда на рабочем месте истца будут признаны оптимальными или допустимыми (1 или 2 класс).

Данный подход соответствует требованиям ч.4 ст.219 Трудового кодексаРФ, согласно которым в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются, а также ч.4 ст.27 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», допускающей до проведения специальной оценки условий труда использование результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком, в том числе в целях установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.

Таким образом, действующее трудовое законодательство исходит из сохранения ранее установленных гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, до подтверждения результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда на их рабочих местах безопасных условий труда.

Из материалов дела следует, что заработная плата выплачивалась истцу с увеличением должностного оклада на 12% в связи с работой во вредных условиях труда. Таким образом, работодатель признавал право истца на получение указанной компенсационной выплаты. При этом по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в октябре 2019года, условия труда на рабочем месте истца отнесены к вредным, итоговый класс (подкласс) условий труда 3.4.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оплата работ в нерабочие праздничные дни в ноябре 2019года должна быть произведена истцу с учетом компенсационной выплаты (повышения должностного оклада) в связи с работой во вредных условиях труда.

Таким образом, оклад истца с учетом увеличений за вредные условия труда (12%) и дежурство в составе сил ПСО (15%) в ноябре 2019года составит 16201рубль 39копеек (.....)), часовая ставка – 101рубль 26копеек (.....). В указанный период истцу полагались морская надбавка (100%), надбавка за выслугу лет (40%), надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (10%), премия (25%).

Следовательно, невыплаченная сумма за работу в нерабочие праздничные дни за ноябрь 2019года составляет 12282рубля 58копейки .....

Указанная сумма подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Также истцом заявлено требование о взыскании с работодателя задолженности по заработной плате за выполнение авральных работ в 2019 году.

В соответствии с п.п. 25 и 27 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации ..... аварийными и авральными работами считаются те работы, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным.

Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению командиров (капитанов) судов в течение установленного и сверхустановленного рабочего времени и являются обязательными для всех членов экипажа.

К авральным работам на судах относятся:

а) работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы;

б) работы, связанные с входом судна в порт и выходом из него (открытие и закрытие грузовых люков, постановка и уборка трапов, сходен, швартовка и отшвартовка судна, подъем якорей, постановка и уборка парусов);

в) работы по буксировке аварийных кораблей, судов или плавучих сооружений, имеющих на борту оружие и (или) боезапас;

г) работы по постановке судна на якорь (якоря, бочки) для выполнения подводных работ;

д) работы по постановке (выборке) рейдового оборудования, придонных устройств и подводных кабелей в открытом море и на рейде, по установке и снятию буйковых станций и плавающих средств навигационного оборудования;

е) работы по передаче сухих и жидких грузов кораблям и судам в море на ходу;

ж) работы, связанные с выполнением таможенных и других формальностей;

з) работы по переводу судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту;

и) работы по установке и снятию землечерпательного каравана;

к) работы по прокладке, перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.

Конкретный перечень авральных работ для каждого судна устанавливает командир соединения (воинской части) судов, руководствуясь настоящим пунктом.

Согласно п.28 указанного Положения авральные работы, выполняемые членами экипажей судов сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

В соответствии с п. 4.9 коллективного договора войсковой части 40640 на 2015 – 2018 годы (л.д. 61-69) авральные работы, выполняемые членами экипажа судна сверх нормальной продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы) и оплачиваются как сверхурочные работы в соответствии со ст. 152 Трудового кодекса РФ. Аналогичное положение содержит п. 8 раздела 1 «Рабочее время» инструкции о порядке учета рабочего времени и времени отдыха на судах войсковой части 40640 (приложение № 2 к коллективному договору на 2015 – 2018 годы)

Согласно п.п. 4.15, 4.16 коллективного договора войсковой части 40640 на 2019 – 2022 годы (л.д. 112-126), авральные работы, выполняемые членами экипажа судна сверх нормальной продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы). Оплата за авральные работы производится как за сверхурочную работу в соответствии со ст.152 Трудового кодексаРФ за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере должностного оклада, за последующие часы – не менее чем в двойном размере должностного оклада.

Аналогичное положение содержит п.5.2 Инструкции о порядке учета рабочего времени и времени отдыха на судах войсковой части 40640 (приложение №2 к коллективному договору на 2019 – 2022 годы).

Согласно ч.1 ст.152 Трудового кодексаРФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

В материалы дела представлены табеля учета рабочего времени, в том числе на авральные работы за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019года (л.д.168, 203-207), согласно которым истцом в указанные месяцы выполнялись авральные работы: в июле (21,5час), августе (30,8часов), сентябре (30,8часов), октябре (22часа), ноябре (10,7часов), декабре (11,5часов) 2019года.

Поскольку для оплаты авральных работ, выполняемых сверх нормальной продолжительности рабочего времени, коллективным договором установлен тот же порядок, что и для оплаты сверхурочных работ, истец имеет право получать за первые 2 часа выполнения таких работ оплату в полуторном, а за последующие часы – в двойном размере, включая все выплаты, полагающиеся ему в соответствии с принятой у работодателя системой оплаты труда.

Из материалов дела следует, что работодателем истцу оплачены авральные работы, выполнявшиеся в июле, августе, сентябре 2019года, исходя из размера часовой ставки (части оклада за час работы) с учетом повышения должностного оклада за работу во вредных условиях труда и дежурство в составе сил ПСО с применением районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и без учета иных компенсационных и стимулирующих выплат.

За октябрь, ноябрь и декабрь 2019года авральные работы истцу не оплачены.

Вместе с тем, исходя из императивного требования закона об оплате такой работы в повышенном размере, и учитывая, что компенсационные и стимулирующие выплаты являются частью заработной платы истца, они подлежат начислению при оплате авральных работ.

При этом суд не находит оснований для отказа во взыскании в пользу истца заработной платы за выполнение авральных работ.

В силу п.25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации ....., аварийными и авральными работами считаются те работы, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным. Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению командиров (капитанов) судов в течение установленного и сверхустановленного рабочего времени и являются обязательными для всех членов экипажа.

По смыслу п.27 указанного Положения выполнение авральных работ связано с особыми условиями плавания либо выполнением судном определенных видов работ, вследствие чего возникает необходимость усиления вахтенной службы. В соответствии с п.29 Положения командир (капитан) судна должен избегать или, по возможности, сводить к минимуму количество авральных работ.

Таким образом, выполнение авральных работ является отклонением от обычного распорядка на судне и не может рассматриваться как выполнение членами экипажа своей обычной работы сверх установленной продолжительности рабочего времени, то есть как сверхурочная работа.

То обстоятельство, что коллективным договором предусмотрена оплата авральных работ по правилам, предусмотренным для оплаты сверхурочных работ, само по себе не позволяет отнести авральные работы, выполняемые сверх установленной продолжительности рабочего времени, к сверхурочным работам именно в силу их экстраординарного характера.

Согласно представленному ФКУ«ОСК Северного флота» контррасчету оплаты авральных работ невыплаченная истцу заработная плата за авральные работы (за вычетом ранее выплаченных сумм) составляет: за июль – 4667рублей 99копеек, за август – 16276рублей 06копеек, за сентябрь – 17923рубля 24копейки, за октябрь – 17365рублей 47копеек, за ноябрь – 9319рублей 47копеек, за декабрь – 10644рубля 50копеек.

Суд полагает возможным согласиться с представленным ответчиком расчетом в части невыплаченных сумм за июль, август, сентябрь и декабрь 2019 года, поскольку данный расчет выполнен с учетом полагающихся истцу компенсационных и стимулирующих выплат, соответствует количеству часов, подлежащих оплате.

Вместе с тем, контррасчет оплаты авральных работ за октябрь и ноябрь 2019года выполнен ФКУ«ОСК Северного флота» без учета повышения должностного оклада в связи с работой во вредных условиях труда.

Необходимость учета надбавки к окладу за работу во вредных условиях труда, обоснована судом выше, при определении задолженности по оплате работы в нерабочие праздничные дни в ноябре 2019года. По таким же основаниям оплата авральных работ в октябре и ноябре 2019года должна быть произведена истцу с учетом компенсационной выплаты (повышения должностного оклада) в связи с работой во вредных условиях труда.

Таким образом, оклад истца с учетом увеличений за вредные условия труда (12%) и дежурство в составе сил ПСО (15%) в октябре и ноябре 2019года составит 16201рубль 39копеек (12757 + (12% + 15%)).

В указанные периоды истцу полагались морская надбавка (100%), надбавка за выслугу лет (40%), надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (10%), премия (25%), в связи с чем, часовая ставка в октябре 2019года составит 242рубля 14копеек .....), в ноябре 2019года – 278рублей 47копеек (.....

Следовательно, невыплаченная сумма за авральные работы за октябрь 2019года составляет 22054рубля 82копейки ..... ноябрь 2019года – 10292рубля 26копеек .....

По аналогичным основаниям с ответчика в пользу истца подлежит взысканию также доплата за работу в ночное время в октябре и ноябре 2019года, поскольку произведенная ответчиком выплата сделана без учета повышения должностного оклада, в связи с работой во вредных условиях труда.

Размер подлежащей взысканию суммы в октябре 2019года составит 397рублей 19копеек ....., ноябре 2019года – 412рублей 56копеек .....

При этом суд не соглашается с доводами истца о необходимости применения всех компенсационных и стимулирующих выплат к расчету часовой тарифной ставки, поскольку он не соответствует действующему нормативно-правовому регулированию системы оплаты труда гражданского персонала.

В соответствии со ст.154 Трудового кодексаРФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации ..... минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

В соответствии с п.17 приложения №2 к приказу Министра обороны Российской Федерации ..... гражданскому персоналу воинских частей и организаций за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время в следующих размерах: специалистам и рабочим хлебозаводов и хлебопекарен – 75% часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы); остальному гражданскому персоналу воинских частей и организаций – 35% часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).

Аналогичная норма содержалась в п.27 ранее действовавшего Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации .....

Такой же размер доплаты за работу в ночное время установлен п.4.7коллективного договора войсковой части 40640 на 2019-2022 годы.

Указанными правовыми нормами определен механизм выплаты компенсационных надбавок, которые должны начисляться на оклад работника.

Приказами Министра обороны Российской Федерации ..... компенсационная выплата за работу в ночное время предусмотрена как доплата, а не как надбавка, повышающая должностной оклад работника.

При этом в системе оплаты труда гражданского персонала начисление одних компенсационных или стимулирующих выплат на другие аналогичные выплаты, как правило, не предусмотрено.

Соответствующие компенсационные и стимулирующие выплаты произведены истцу в связи с его работой. Но поскольку часть этой работы выполнялась истцом в ночное время, повышенная оплата такой работы обеспечивается за счет указанной доплаты в размере 35% оклада, рассчитанного за час работы.

При таких обстоятельствах, поскольку в спорный период работа истца в ночное время оплачена посредством установления соответствующей доплаты, оснований для взыскания в пользу истца оплаты за работу в ночное время в большем размере, в том числе в иные периоды помимо октября и ноября 2019года, суд ненаходит.

При этом постановления Конституционного Суда Российской Федерации, на которые ссылается истец, относятся к соотношению оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, с минимальным размером оплаты труда и к оплате труда в выходные и нерабочие праздничные дни, расширительному истолкованию не подлежат.

Равным образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании заработной платы за работу за недостающего по штату работника.

В силу п.13-16 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации на судах допускается в исключительных случаях выполнение другими работниками обязанностей недостающих по штату членов экипажей, несущих ходовую или стояночную вахту, и лиц обслуживающего персонала с оплатой за переработку сверхнормальной продолжительности рабочего времени. При этом выполнение обязанностей недостающего по штату обслуживающего персонала возлагается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу.

При стоянке судна у причала, за исключением времени подготовки судна к выполнению письменного приказа командования, и при нахождении судна в составе дежурного спасательного отряда и дежурных сил ПСО исполнение обязанностей недостающих по штату и временно отсутствующих членов экипажа и оплата их работы не допускаются, кроме специалистов электромеханической службы в случае необходимости несения ими круглосуточной вахты у действующих механизмов и котлов, а также должностей боцмана, электрорадионавигатора, повара, буфетчика, камбузника, которые не несут вахту.

Не допускается выполнение лицами командного состава, кроме боцмана и радиооператора, обязанностей недостающих по штату членов экипажей судов из числа рядового состава и наоборот, а также выполнение обязанностей недостающих по штату капитана и медицинских работников.

Условия и размеры оплаты труда членов экипажей судов, привлекаемых в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливаются отраслевым соглашением и коллективным договором в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст.149 Трудового кодексаРФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно части первой ст.151 Трудового кодексаРФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

В соответствии с п.70 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации ..... (действовавшего до 01.10.2019), членам экипажей судов обеспечения, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливается компенсационная выплата в размере 110процентов должностного оклада (тарифной ставки) недостающего по штату работника за фактически отработанное время.

В п.59 приложения №2 к приказу Министра обороны Российской Федерации ....., устанавливающего условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотрена аналогичная норма.

Таким образом, действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих обязанности недостающих по штату работников, посредством осуществления компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом недостающего работника (который может быть как больше, так и меньше, чем у замещающего его работника).

Указанными правовыми нормами определен механизм выплаты компенсационных надбавок, которые должны начисляться на оклад работника.

Приказами Министра обороны Российской Федерации ..... компенсационная выплата за выполнение обязанностей недостающего по штату работника предусмотрена как доплата, а не как надбавка, повышающая должностной оклад работника.

При этом в системе оплаты труда гражданского персонала начисление одних компенсационных или стимулирующих выплат на другие аналогичные выплаты, как правило, не предусмотрено.

На период выполнения обязанностей недостающего по штату другого члена экипажа истец от своей работы, определенной его трудовым договором, не освобождался. При этом выполнение обязанностей недостающего работника не является для истца работой по совместительству, отдельный трудовой договор на выполнение данной работы с истцом не заключался. Выполнение таких обязанностей не является и сверхурочной работой, несмотря на то, что осуществляется истцом за пределами своего рабочего времени, поскольку им выполняются обязанности другого работника.

Такая работа подлежит оплате в порядке, предусмотренном ч.1 ст.151Трудового кодексаРФ, посредством доплаты, размер, условия и порядок осуществления которой в силу специфики трудовой деятельности истца определяются нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

Поскольку работа истца в спорный период оплачена в размере, установленном трудовым законодательством и нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации, оснований для удовлетворения данных требований истца суд не находит.

При этом суд учитывает, что условия коллективного договора войсковой части 40640 на 2019-2022 годы, предусматривающие обязательную оплату работы в выходные дни по окончании каждого календарного месяца (п.3.12) и применение всех компенсационных и стимулирующих выплат к компенсационной выплате за выполнение обязанностей недостающих по штату работников (п.4.21), противоречат требованиям ст.349 Трудового кодексаРФ, Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации ....., и приказам Министра обороны Российской Федерации ....., устанавливающим систему оплаты труда гражданского персонала в спорный период.

Правовое регулирование, установленное указанными нормативными правовыми актами, в качестве приоритетного вида компенсации членам экипажей судов за работу в выходные дни предусматривает предоставление других дней отдыха. Оплата работы в выходные дни в соответствии со ст.153 Трудового кодексаРФ производится лишь в случае невозможности предоставления таких дней отдыха. Кроме того, указанными нормативными правовыми актами не предусмотрено начисление одних компенсационных или стимулирующих выплат на другие аналогичные выплаты, в том числе не предусмотрено начисление иных компенсационных и стимулирующих выплат на компенсационную выплату за выполнение обязанностей недостающих по штату работников. Такие компенсационные и стимулирующие выплаты производятся истцу за выполнение работы, обусловленной его трудовым договором.

Положения коллективного договора, противоречащие требованиям законодательства, применению не подлежат.

Кроме того, со стороны работодателя коллективный договор заключен командиром войсковой части 40640 (пункт 1.1), который не наделен полномочиями, связанными с финансированием войсковой части и выплатой заработной платы гражданскому персоналу войсковой части.

Финансовое обеспечение войсковой части 40640 осуществляет ФКУ«ОСК Северного флота». Войсковая часть 40640 является бюджетной организацией, финансирование которой осуществляется за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, выделяемых ФКУ«ОСК Северного флота» для этих целей. Выплата заработной платы гражданскому персоналу войсковой части 40640 производится ФКУ«ОСК Северного флота» за счет средств фонда оплаты труда, порядок формирования и использования которого в спорный период (2019 год) был установлен приказом Министра обороны Российской ...... При таких обстоятельствах командир войсковой части 40640 не вправе по собственной инициативе, в том числе в порядке заключения коллективного договора, устанавливать условия и размер оплаты труда гражданского персонала, отличающиеся от условий, установленных нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

Таким образом, общий размер невыплаченной истцу заработной платы за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019года составляет 82668рублей 62копейки .....

В соответствии со ст.236 Трудового кодексаРФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Поскольку заработная плата выплачена истцу не в полном размере, истец имеет право на взыскание указанной денежной компенсации, начисленной на невыплаченные суммы.

С учетом установленных коллективным договором сроков выплаты заработной платы (не позднее 10 числа следующего месяца) суд приходит к выводу о том, что в пользу истца в пределах заявленных требований (ч.3 ст.196 ГПКРФ) подлежит взысканию компенсация за нарушение сроков выплаты заработной платы за период с 12.08.2019 по 29.02.2020, размер которой согласно расчету суда составит 4324рубля 20копеек (л.д. 217).

В силу ст.ст.207-209, 226 Налогового кодексаРФ вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей признается объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц. Обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму указанного налога возлагается законом на налогового агента. Суд в отношении истца налоговым агентом не является, в связи с чем, взыскивает с ответчика указанные денежные средства без учета последующего удержания с этой суммы налога на доходы физических лиц, которое должен произвести работодатель.

В соответствии со ст.237 Трудового кодексаРФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ..... «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», Трудовой кодексаРФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Судом установлено, что работодателем нарушено право истца на выплату заработной платы в полном объеме, в связи с чем, суд удовлетворяет требование истца о компенсации морального вреда.

Исходя из степени нравственных страданий истца, степени вины ответчика, фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, учитывая период нарушения ответчиком прав истца, требования разумности и справедливости, суд определяет размер подлежащей взысканию компенсации морального вреда в размере 1000рублей.

Из материалов дела следует, что финансовое обеспечение работодателя истца – войсковой части 40640 осуществляет ответчик ФКУ«ОСК Северного флота». При данных обстоятельствах, присужденные в пользу истца денежные суммы подлежат взысканию с войсковой части 40640 за счет средств ФКУ«ОСК Северного флота».

В соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

Государственные органы – это органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1, 2 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ ....., Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами РФ.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.

Ответчик войсковая часть 40640, зачисленная на финансовое обеспечение ФКУ «ОСК Северного флота», входящая в систему Вооруженных Сил РФ и находящаяся в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ, являющегося органом военного управления, относится к структурным подразделениям и выполняет возложенные на него функции государственного органа в целях обороны и безопасности государства, поэтому в силу п/п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ при распределении судебных расходов подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в доход соответствующего бюджета, от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления в суд.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Рябова ФИО12 к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с войсковой части 40640 за счет средств федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в пользу Рябова ФИО13 задолженность по заработной плате за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019года в размере 82668рублей 62копейки, компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 12.08.2019 по 29.02.2020 в размере 4324рубля 20копеек, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей 00 копеек, а всего взыскать 87992 (восемьдесят семь тысяч девятьсот девяносто два) рубля 82копейки.

В удовлетворении требований Рябова ФИО14 к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании задолженности по заработной плате в размере 320257рублей 15копеек, компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с 11.05.2019 по 29.02.2020 в размере 18749рублей 20копеек, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

А.В. Зайнулин

В окончательной форме решение принято 09.09.2020.