<номер обезличен>
26RS0<номер обезличен>-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2021 года <адрес обезличен>
Ленинский районный суд <адрес обезличен> края в составе:
председательствующего судьи Романенко Ю.С.,
при секретаре Арутюнян Р.Р.,
с участием
представителя истца - старшего помощника прокурора <адрес обезличен>ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес обезличен> к ИП ФИО2, с участием третьих лиц Комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес обезличен>, об обеспечении беспрепятственного доступа для людей с ограниченными возможностями здоровья в помещение аптеки,
установил:
заместитель прокурора <адрес обезличен> обратился в суд с иском к ИП ФИО2 об обязании обеспечения беспрепятственного доступа для людей с ограниченными возможностями здоровья в помещение аптеки.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что в аптеке «Вита плюс», расположенной в здании по адресу: <адрес обезличен>, а именно: на пути движения с улиц здания высота порога составляет более 0.014 м (п.6.2.4. СП 59.13330.2016) размер (ширина) входной двери в свету не соответствует требованиям п.<дата обезличена> СП 59.13330.2016, на походных путях не установлено информационное обеспечение, отсутствуют предупредительные элементы, а также таблички и знаки, выполненные шрифтом Брайля (п.6.5.2, 59.13330.2016). Указанное является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав последних, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры. Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга маломобильных групп населения. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие. На основании изложенного, истец просит суд: обязать ИП ФИО2 в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ для людей с ограниченными возможностями здоровья в помещение аптеки, расположенное по адресу: <адрес обезличен> соответствии с требованиями ФЗ от <дата обезличена><номер обезличен> –ФЗ «О социальной защите инвалидов в ФФ» и Свода правил СП 59.13330,2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНИП 35-01-2001).
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес обезличен>ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Ответчик ИП ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание не представил.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Представитель третьего лица - комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес обезличен> в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте его проведения, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Суд, выслушав пояснения старшего помощника прокурора <адрес обезличен>, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по отдельности и в их совокупности, полагает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно доводов других лиц, участвующих в деле; использовать другие процессуальные права, а также несут процессуальные обязанности, установленные процессуальным законодательством.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от <дата обезличена><номер обезличен> «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 3 ст. 35 Федерального закона от <дата обезличена> № «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества.
Обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью зашиты права на обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости, а также создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 2 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 2 Федерального закона от <дата обезличена> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от <дата обезличена> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Необходимость установления такого требования вытекает также из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от <дата обезличена><номер обезличен>-ФЭ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с <дата обезличена> (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"). Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п. 3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, требования о необходимости создания условий для людей с ограниченными возможностями здоровья для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер и не содержат каких-либо исключений конструктивных особенностей зданий.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес обезличен> проведена проверка с целью выявления нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям на территории района.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в аптеке «Вита плюс», расположенной в здании по адресу: <адрес обезличен> а именно: на пути движения с улиц здания высота порога составляет более 0.014 м (п.6.2.4. СП 59.13330.2016) размер (ширина) входной двери в свету не соответствует требованиям п.<дата обезличена> СП 59.13330.2016, на походных путях не установлено информационное обеспечение, отсутствуют предупредительные элементы, а также таблички и знаки, выполненные шрифтом Брайля (п.6.5.2, 59.13330.2016). Указанное является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав последних, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга маломобильных групп населения. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.
Указанное бездействие ответчика нарушает законодательство о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав последних, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры. Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга маломобильных групп населения, а обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности бездействия ответчика, выразившееся в необеспечении доступностью для маломобильных групп населения помещении организации, и возложении на ответчика обязанности обеспечить доступ для людей с ограниченными возможностями здоровья в помещение аптеки, расположенной по адресу: <адрес обезличен> соответствии с требованиями ФЗ от <дата обезличена><номер обезличен> –ФЗ «О социальной защите инвалидов в ФФ» и Свода правил СП 59.13330,2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНИП 35-01-2001).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора <адрес обезличен> к ИП ФИО2 – удовлетворить.
Обязать ИП ФИО2 в течение трёх месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ для людей с ограниченными возможностями здоровья в помещение аптеки, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, в соответствии с требованиями Федерального закона от <дата обезличена> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001).
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата обезличена>.
Судья Ю.С.Романенко