Дело №2-2079/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2021 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Селезеневой И.В.,
при секретаре Ушковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД 67RS0003-01-2021-002461-80) по иску ФИО1 к АО «АтомэнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомэнергоСбыт» о взыскании задолженности по договору-оферте,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с иском к АО «Атомэнергосбыт» в лице филиала «СмоленскАтомэнергоСбыт» о взыскании задолженности по договору-оферте, указав в обоснование исковых требований, что АО «Атомэнергосбыт» в лице филиала «СмоленскАтомэнергоСбыт» выставило ФИО2 требование по лицевому счету № ЛС № об оплате задолженности за электроэнергию в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Не согласившись с указанным требованием, полагая, что не может являться ни потребителем электрической энергии (тепла), поскольку согласно ГОСТ 19431-84 «Энергетика и электрификация» потребитель - это предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира у которых приемник электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло), ни абонентом, поскольку абонент энергоснабжающей организации - это потребитель электрической энергии (тепла), энергоустановки которого присоединены к сетям энергоснабжающей организации. Соответственно, ФИО2 как человек и гражданин полагает, что все предъявленные ко взысканию задолженности к нему отношения не имеют и не несут юридических последствий.
Дополнительно указал, что на текущий момент не существует официально действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность организаций в сфере ЖКХ. Полагает, что все нормативно-правовые акты носят справочный характер и не порождают правовых последствий, предоставляющих АО «Атомэнергосбыт» в лице филиала «СмоленскАтомэнергоСбыт» право прибегать к мерам государственного принуждения для восстановления своих порушенных прав. Так "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 2 с изм. от 10.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.07.2019), Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 22.06.2019) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основным, положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии»), Постановление правительства № 1178 от 29.12.2011 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" не опубликованы в «Российской газете» в нарушение п. 2 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763, таким образом, не прошли официального опубликования.
В соответствии со ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Вместе с тем, письменный или устный договор энергоснабжения между ФИО2 и АО «Атомэнергосбыт» в лице филиала «СмоленскАтомэнергоСбыт» не заключался. Также ФИО2 не совершал никакие конклюдентные действия в отношении АО «Атомэнергосбыт» в лице филиала «СмоленскАтомэнергоСбыт», ему не была надлежаще предоставлена оферта, прейскурант (прайс, тариф) на поставку электроэнергии, не было подтверждено предоставления услуг актом выполненных работ, в том числе предоставлением подтверждающих бухгалтерских документов. Всё это лишает АО «Атомэнергосбыт» в лице филиала «СмоленскАтомэнергоСбыт» права требования в «конклюдентном» и «гражданском» праве. ФИО2 является юридически дееспособным человеком, и никакое конклюдентное право к нему не применимо. Поскольку между собственником помещения и АО «Атомэнергосбыт» в лице филиала «СмоленскАтомэнергоСбыт» договора не заключалось, следовательно, не возникло оснований для разрешения спора в рамках Постановления Правительства 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользования помещений в многоквартирных домах и жилых домов". В связи с отсутствием договорных отношений между АО «Атомэнергосбыт» в лице филиала «СмоленскАтомэнергоСбыт» и ФИО2, претензия, присланная в его адрес, не имеет законного обоснования.
Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 9 проекта Конституции РФ, ресурсы принадлежат народу и нет законодательства, позволяющего юридическим и иным лицам продавать населению жизнеобеспечивающие ресурсы, то должны быть представлены документы, подтверждающие переход права собственности ресурсов от Человека к «Атомэнергосбыт» в лице филиала «СмоленскАтомэнергоСбыт» или законное приобретение электрической энергии для продажи.
Также, поскольку весь жилищный фонд подразделяется на государственный и муниципальный, то все услуги ЖКХ в полном объеме должны оплачиваться государством. В соответствии с бюджетным законодательством федеральные средства перечисляются поставщикам ЖКХ через договор с администрацией и через бюджет поселения на оплату всех видов ЖКХ. В обход установленной законом процедуры получения и распределения выделяемого бюджета АО «Атомэнергосбыт» в лице филиала «СмоленскАтомэнергоСбыт» занималось привлечением его денежных средств на свои счета в отсутствии лицензии ЦБ РФ на осуществляемую деятельность.
Указал, что пересылаемые ему платёжные документы от АО «Атомэнергосбыт» в лице филиала «СмоленскАтомэнергоСбыт» не соответствуют признакам финансового документа и не имеют никакой юридической силы, а поступившая претензия несет материальный характер не подлежащий оценке.
На основании изложенного, ФИО2 составил требование-договор с применением ст.435 ГК о предоставлении документов по взаимодействию между договаривающимися сторонами от 29.12.2020, которое в этот же день направил в Западное отделение филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт». Согласно указанного требования-договора АО «Атомэнергосбыт» в лице филиала «СмоленскАтомэнергоСбыт» должно представить ФИО2 надлежаще заверенную копию "Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 26.07.2019, с изм. от 10.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.07.2019), с печатью и подписью президента;
надлежаще заверенную копию Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") с подписью и печатью;
надлежаще заверенную копию Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 22.06.2019) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") с подписью и печатью;
надлежаще заверенную копию Постановления правительства № 1178 от 29.12.2011 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" с подписью и печатью;
надлежаще заверенную копию договора между ФИО2 и АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтом ЭнергоСбыт»;
документы, подтверждающие переход права собственности ресурсов от Человека (народа) к АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» или законное приобретение электрической энергии для дальнейшей продажи населению;
копии нормативно-правового акта, разрешающего торговлю ресурсами.
Для представления указанных документов ФИО2 установил десятидневный срок, указав, что в случае не предоставлении запрошенных документов, предоставление их не в полном объеме, не достоверных или не в срок, АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергосбыт» совершает действия по заключению договора с последующим отказом от оплаты за электроэнергию, поставляемую ФИО2 в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Кроме того, в случае не выполнения условий оферты, ответчик принимает на себя обязательства выплатить ему штраф в размере 1000000 рублей
В ответ на требование-договор от 29.12.2020 АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтом ЭнергоСбыт» в письме от 21.01.2021 сообщило, что Филиал «СмоленскАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» производит расчеты за электроэнергию в рамках действующего законодательства, в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011. Деятельность Гарантирующего Поставщика регламентируется Федеральным законом «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ, ППРФ от 06.05.2011 № 354, ППРФ от 04.05.2012 № 442 и иной нормативно-правовой документацией. Испрашиваемая информация в пределах компетенции Гарантирующего Поставщика содержится в вышеуказанных нормативно-правовых актах. Также ФИО2 предложено самостоятельно ознакомиться с любой необходимой информацией на интернет-ресурсах.
Поскольку ФИО2 посчитал требование-договор от 29.12.2020 не выполненным, им направлено волеизъявление-требование от 05.02.2021, согласно которому он в семидневный срок требует АО «Атомэнергосбыт» в лице филиал «СмоленскАтомэнергоСбыт» предоставить документ об отказе от требований на оплату электроэнергии, предоставляемой ФИО2 в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а также выплатить ему штраф в размере 1 000 000 Балетов Банка России согласно договоренности. Время и место согласовать по телефону.
АО «Атомэнергосбыт» в лице филиал «СмоленскАтомэнергоСбыт» в письме от 09.02.2021 № 67-1/484 о предоставлении информации сообщило ФИО2 об оставлении волеизъявления-требования от 05.02.2021 без исполнения как не имеющего под собой юридического обоснования.
ФИО2, не согласившись с данным отказом, просит суд взыскать с АО «Атомэнергосбыт» в лице филиал «СмоленскАтомэнергоСбыт» в свою пользу сумму в размере 1 000 000 рублей как задолженность по договору-оферте от 29.12.2020 года.
Истец, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам.
Ответчик просит о рассмотрении спора в отсутствии своего представителя.
Суд считает возможным рассмотреть дело без участия сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
К жилым помещениям, согласно подпункту 1 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, относятся жилой дом, часть жилого дома.
Согласно части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с указанными правовыми нормами жилым помещением признается изолированное помещение, отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям, предназначенное для постоянного проживания граждан.
Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 27.07.2020) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями. Согласно пункту 12 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Согласно ч.1 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с ч.1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В соответствии со ст. 543 Гражданского Кодекса РФ, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Порядок предоставления коммунальных услуг потребителям, физическим лицам регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.
Согласно п. 34 г 2 Правил, потребитель обязан: сохранять установленные исполнителем при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
Согласно п. 81 (11) Правил N 354 Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
В соответствии с п.82 Правил, Исполнитель обязан: проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1).
Согласно части 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии с абзацем 8 пункта 2 Правил N 861 сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно пункту 34 Правил N 861 по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с тридцать первым абзацем статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 утверждены Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно абзаца 28 статьи 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Энергосистема Смоленской области работает в составе объединенной энергетической системы Центра (далее также - ОЭС Центра) параллельно с Единой энергетической системой России (далее также - ЕЭС России). Диспетчерское управление режимами параллельной работы энергосистемы Смоленской области в составе ЕЭС России осуществляется акционерным обществом "Системный оператор Единой энергетической системы" (далее также - АО "СО ЕЭС"), в том числе Филиалом акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" "Региональное диспетчерское управление энергосистем Смоленской, Брянской и Калужской областей" (далее - Филиал АО "СО ЕЭС" Смоленское РДУ).
Указ Губернатора Смоленской области от 30.04.2020 N 54 "Об утверждении Программы развития электроэнергетики Смоленской области на 2021 - 2025 годы и схемы развития электроэнергетики Смоленской области на 2021 - 2025 годы" установил, что гарантирующий поставщик элекроэнергии на территории региона - филиал "СмоленскАтомЭнергоСбыт" акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" (далее - филиал "СмоленскАтомЭнергоСбыт").
Крупнейшими электросетевыми компаниями, осуществляющими централизованное электроснабжение потребителей на территории Смоленской области, являются:
- филиал ПАО "ФСК ЕЭС" - Новгородское ПМЭС;
- филиал ПАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго".
Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ, ст. ст. 4 и 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) стоимость услуг по передаче электроэнергии подлежит государственному ценовому регулированию.
Как следует из абз. 11 - 15 п. 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2012 г. N 442, по общему правилу право выбора тарифа на услуги по передаче электроэнергии на период регулирования предоставляется потребителям. Тарифы устанавливаются одновременно в одноставочном и двухставочном вариантах. В последнем случае одна ставка отражает удельную величину расходов на содержание электрических сетей, другая - используется для возмещения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях. Одноставочный тариф определяется на основе ставок двухставочного тарифа и устанавливается в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания), в расчете на один киловатт-час электрической энергии.
Из положений Методических указаний следует, что возможность выбора тарифа на услуги по передаче электроэнергии предопределяется условиями технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя. Потребители на генераторном напряжении должны оплачивать эти услуги по ставке на содержание сетей, которая устанавливается исключительно в двухставочном тарифе. Полномочиями по утверждению тарифа наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Субъекты электроэнергетики обязаны применять тарифы в соответствии с решениями регулирующих органов и не вправе самостоятельно их изменять.
Как следует из п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015) (ред. от 28.03.2018) выбор потребителей ограничивается нормативными предписаниями, обязательными к применению в отношениях между всеми субъектами электроэнергетики.
Как следует из материалов дела, установлено в судебном заседании, ФИО2 является собственником здания - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии со сведениями, представленными гарантирующим поставщиком АО «Атомэнергосбыт» в лице филиал «СмоленскАтомэнергоСбыт» по состоянию на 08.02.2021 по лицевому счету №, по адресу нахождения точки потребления: <адрес>, имеется задолженность в размере 92 943,72 руб.
Указанные обстоятельства стороны не оспаривали, иных доказательств суду не представили. Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истец не обращалась к ответчику с письменным заявлением о перерасчете имеющейся задолженности, документы в подтверждение отсутствия точки потребления по спорному адресу не представлял.
ФИО2 как правоспособный гражданин реализовал свое право на фактическое потребление им как абонентом электрической энергии от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, ФИО2 полагает, что у него отсутствуют правовые основания для оплаты возникшей задолженности по электроэнергии, поскольку договор с АО «Атомэнергосбыт» в лице филиал «СмоленскАтомэнергоСбыт» на поставку ему электрической энергии он не заключал.
Из материалов дела следует, что договор между сторонами в спорный период в отношении данной точки поставки электрической энергии заключен не был. Однако фактическое потребление ресурса через присоединенную сеть объектами ответчика следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной энергоснабжающей организацией, поэтому такие отношения должны рассматриваться как договорные (пункт 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
В соответствии с Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.11.2010 по делу N А29-4912/2010 суд, ссылаясь на п. 3 ст. 438 ГК РФ, а также абз. 10 п. 2 информационного письма ВАС РФ от 05.05.1997 N 14, разъяснил, что независимо от юридической силы договора, фактически потребленные услуги подлежат оплате, поскольку обязательства, элементы которых содержит договор, порождают права и обязанности сторон исходя из факта пользования предметом обязательства (услугами).
Как следует из Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 08.02.2018 N 305-ЭС17-14967 по делу N А40-151898/2016 установка и допуск в эксплуатацию прибора учета является одной из предпосылок для заключения договора энергоснабжения, но не безусловным основанием для расчета потребленной электроэнергии исходя из показаний прибора учета в отсутствие договора энергоснабжения.
Сами по себе действия абонента, потребляющего электрическую энергию в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения, владеющего исправным прибором учета, но не использующего его с целью расчета и последующей оплаты фактически потребленного ресурса, не свидетельствуют о его добросовестном поведении.
При этом отсутствие заключенного между сторонами письменного договора в заявленный период не исключает договорной обязанности ФИО2 оплачивать поставленную ему электрическую энергию. Права и обязанности сторон фактического договорного правоотношения определяются в соответствии с положениями закона. В данном случае потребление электрической энергии квалифицируется в качестве бездоговорного.
Однако судебная практика исходит из того, что фактическое пользование энергией следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ акцептом абонентом оферты, предложенной энергоснабжающей организацией. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (абз. 10 п. 2 Информационного письма ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров"). То есть, если договор-документ отсутствует, но абонент в установленном законом порядке присоединился к сетям, потребляет электрическую энергию, передает показания приборов учета, а энергоснабжающая организация принимает их и выставляет счета за пользование электрической энергией, оснований для вывода о бездоговорном потреблении не имеется.
Приобретение имущества без договора влечет возникновение обязанности из неосновательного обогащения (п. 1 ст. 1102 ГК РФ), и энергия здесь исключением не является. Прямое указание на взыскание стоимости энергии, как неосновательного обогащения, содержится и в абз. 7 ст. 189 Основных положений N 442. Факт бездоговорного потребления закрепляется соответствующим актом, который составляет сетевая организация (п. 187 Основных положений N 442). Она же определяет объем бездоговорного потребления, который зависит от величины допустимой длительной токовой нагрузки каждого вводного провода (кабеля) по соответствующим формулам для однофазного и трехфазного вводов (п. 2 Приложения N 3 к Основным положениям N 442). Требование о взыскании стоимости потребленной в отсутствие договора энергии также предъявляет сетевая организация (п. 84, абз. 7 ст. 189 Основных положений N 442).
Отсутствие письменного договора между сторонами не освобождает ФИО2 от обязанности оплатить полученную электрическую энергию. Фактическое потребление истцом электрической энергии в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ квалифицируется как акцепт абонентом оферты, предложенной ресурсоснабжающей стороной, поэтому такие отношения суд оценивает как договорные.
Также ФИО2 ссылается на отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей сферу жилищно-коммунального хозяйства как не прошедшие официальное опубликование.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.
Чтобы определить, с какого момента вступает в силу НПА, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы НПА признавался официально опубликованным.
Во-первых, официальное опубликование должно проводиться путем помещения текста документа в общедоступном издании, которое должно свободно распространяться среди населения по неограниченной подписке.
Во-вторых, помещение текста НПА в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида НПА.
В-третьих, НПА должен быть опубликован в официальном издании полностью.
Таким образом, под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.
С 15 мая 1992 года Постановлением Правительства РФ от 08.05.1992 N 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер.
В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных НПА регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
В пункте 9 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста России от 23.04.2020 N 105 (а до 27.05.2020 - в пункте 12 действовавших ранее Разъяснений, утвержденных Приказом Минюста от 04.05.2007 N 88), дается более подробное описание нормативных актов, которые подлежат государственной регистрации.
Согласно пункту 13 тех же Разъяснений не подлежат представлению на государственную регистрацию:
1) акты внутриведомственного характера:
а) индивидуальные правовые акты, в том числе:
- персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);
- действие которых исчерпывается однократным применением;
- срок действия которых истек;
- оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;
в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;
2) документы по стандартизации, утвержденные федеральными органами исполнительной власти, а также формы федерального статистического наблюдения либо иные акты, регулирующие отношения, которые связаны с поиском, обработкой, предоставлением и распространением официальной статистической информации;
3) акты рекомендательного характера;
4) акты об утверждении положений о конкретных территориальных органах или структурных подразделениях федеральных органов исполнительной власти;
5) в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" нормативные акты Банка России, устанавливающие:
изменение процентных ставок;
размер обязательных резервных требований (нормативы обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов);
размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, а также для некредитных финансовых организаций;
прямые количественные ограничения;
отраслевые стандарты бухгалтерского учета для Банка России, план счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядок его применения;
порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
Следует также отметить, что государственной регистрации подлежат изменения и дополнения в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию (независимо от того, содержат они правовые нормы или нет), а также акты о признании зарегистрированных нормативных правовых актов утратившими силу.
Зарегистрированные НПА в течение десяти дней после дня их регистрации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (пункт 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). "Официальный интернет-портал правовой информации" является источником официального опубликования для ведомственных актов, прошедших государственную регистрацию, с 1 января 2015 года.
Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, размещаемые на интернет-портале "Российской газеты" (www.rg.ru).
До 29 мая 2017 года официальным источником опубликования являлся также Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ.
Так "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 2 с изм. от 10.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.07.2019) - Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14, "Российская газета", N 1, 12.01.2005, "Парламентская газета", N 7-8, 15.01.2005. Изменения, внесенные Федеральными законами от 30.04.2021 N 113-ФЗ и N 120-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 30.04.2021).
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") - первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 30.05.2011, N 22, ст. 3168, "Российская газета", N 116, 01.06.2011. Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 02.03.2021 N 299, вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 06.03.2021).
Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 22.06.2019) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основным, положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») - первоначальный текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства РФ", 04.06.2012, N 23, ст. 3008. Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 02.03.2021 N 299, вступили в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 06.03.2021).
Постановление правительства № 1178 от 29.12.2011 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" - первоначальный текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства РФ", 23.01.2012, N 4, ст. 504. Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 02.03.2021 N 299, вступили в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 06.03.2021).
Таким образом, все нормативно-правовые акты официально опубликованы и подлежат применению вместе с иными нормативно-правовыми актами в сфере ЖКХ.
В своих требованиях ФИО2 также ссылается на то обстоятельство, что весь жилищный фонд разделен между государственным и муниципальным.
Согласно ч. 1 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды. При этом непосредственно частный жилищный фонд есть совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц.
На основании ч. 1 ст. 288 Гражданского Кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник осуществляет право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначение.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилого помещения с момента возникновения права собственности на данное помещение обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе электроэнергию, за принадлежащее ФИО2 на праве собственности он должен вносить самостоятельно.
ФИО2 как собственник жилого помещения вправе обратиться к гарантирующему поставщику АО «Атомэнергосбыт» в лице филиал «СмоленскАтомэнергоСбыт» для заключения договора энергоснабжения с указанием всех необходимых реквизитов для произведения оплаты.
Вместе с тем, ФИО2 полагает, что поскольку все его требования надлежащим образом исполнены не были, то АО «Атомэнергосбыт» в лице филиал «СмоленскАтомэнергоСбыт» взяло на себя обязательство по отказу от всех требований к ФИО2 по взысканию задолженности за потребленную им электроэнергию в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, а также должно выплатить ему штраф в размере 1 000 000 руб., поскольку требование носило форму договора оферты.
В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Пунктом 1 ст. 438 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Согласно п. 1 ст. 435 Гражданского кодекса РФ оферта должна содержать существенные условия договора.
Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Предложение считается офертой, только если оно достаточно определенное; содержит существенные условия договора; выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, который примет его (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49).
Анализируя требование-договор от 29.12.2020, суд приходит к выводу о несоответствии его требованиям ст.435 ГК РФ, так как определить существенные условия договора не представляется возможным. Так, ФИО2 неверно толкуя нормы материального права, требует АО «Атомэнергосбыт» в лице филиал «СмоленскАтомэнергоСбыт» представить ему документацию, назначая штрафные санкции за неисполнение его требований.
Требование-договор от 29.12.2020 не отвечает признакам свободы договора. При его изучении не установлено, что он осуществляется исключительно на добровольной основе, не является обязанностью и включает в себя существенные условия договора, которые должны быть достаточно определенными.
Также данное требование-договор от 29.12.2020 не отвечает признакам публичного договора, который коммерческая организация обязана заключить в отношении каждого, кто к ней обратится (п. 1 ст. 426 ГК РФ). Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (п. 3 ст. 426 ГК РФ). Публичный договор применяется во всех случаях осуществления естественной монополией своей деятельности. Деятельность по оказанию услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи также относится к естественно-монопольному виду деятельности (ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях"). Обязанность заключить публичный договор и соответственно осуществление публичной деятельности являются одними из определяющих особенностей правового положения субъектов естественных монополий.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Разрешая спор, руководствуясь вышеуказанными положениями закона и, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 о взыскании штрафных санкций в размере 1 000 000 руб.
Ответ сбытовой компании по отказу в предоставлении ФИО2 информации и документов являются законными и обоснованными.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих о заключении между ним и ответчиком договора-оферты, равно как не представлено доказательств возникновения у ответчика соответствующей обязанности предоставления ему документов, указанных в его требовании, в связи с чем, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности по договору-оферте не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО2 в удовлетворении исковых требований к АО «АтомэнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомэнергоСбыт» о взыскании задолженности по договору-оферте от 29.12.2020 в размере 1 000 000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья И.В. Селезенева