ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2079/2022 от 19.05.2022 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Гражданское дело №2-2079/2022

УИД 68RS0001-01-2022-002000-08

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2022 года г.Тамбов

Октябрьский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Беловой Н.Р.,

при секретаре Денисовой Ю.О.

с участием прокурора Гавриловского района Тамбовской области Филатова Д.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гавриловского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Черкизово-Растениеводство» о понуждении разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Гавриловского района Тамбовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с исковым заявлением к ООО «Черкизово-Растениеводство» о понуждении разработать и согласовать с Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 01.09.2022.

В обоснование указав, что ООО «Черкизово-Растениеводство» в 2021 году не соблюдались требования по охране атмосферного воздуха, установленные ч. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта - ООО «Черкизово-Растениеводство», оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № AOWLV9H1 от 23.12.2016 объекту негативного воздействия на окружающую среду присвоена III категория. По состоянию на 10.03.2022 при наличии периодов НМУ, в нарушение ч. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 2021 год ООО «Черкизово-Растениеводство» не имели согласования с Управлением по охране окружающей среды и природопользованию <адрес>.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске и пояснил, что не возражает против изменения срока согласования мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ ввиду того, что спорный объем работы требует затрат времени.

Представитель ответчика ООО «Черкизово-Растениеводство» в суд не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие. В отзыве на иск привел, что требования Истца могут быть выполнены Обществом не ранее ДД.ММ.ГГГГ, поскольку во исполнение требований природоохранного законодательства Обществом будет заключен договор с ООО «ЭКО профи» на разработку и согласование мероприятий в период НМУ по объектам HBOC —в Гавриловском и Бондарском отделениях. В настоящее время Договор от ДД.ММ.ГГГГ проходит стадию согласования.

Для разработки мероприятий в период НМУ по объектам HBOC Обществу необходимо: провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих вещество в атмосферный воздух; разработать программу предельно допустимых выбросов (ПДВ). Данные работы по условиям договора будут проведены ориентировочно в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Разработать план при НМУ и согласовать мероприятия в период НМУ с Управлением по охране окружающей среды <адрес>. Ориентировочно срок получения согласования до 30 11.2022.

Вопросы разработки для конкретного предприятия мероприятий при НМУ должны регулироваться порядком проведения таких работ, установленным в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий по <адрес> не принят. Поэтому Общество не приняло все возможные меры в части разработки мероприятий в период НМУ.

Представитель третьего лица Управления по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие, требования прокурора поддержал, указав, что ООО «Черкизово-Растениеводство» не обращалось в Управление по вопросу согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Неопределенный круг лиц предполагает, что круг потенциальных лиц, права которых могут быть нарушены, не определен, данных лиц индивидуализировать невозможно.

В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лица.

В соответствии с ч. 1. ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 названного федерального закона при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Согласно Руководящему документу 52.04.52-85 Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, утвержденных Госкомгидрометом СССР 01.12.1986, загрязнение приземного слоя воздуха, создаваемое промышленными предприятиями, транспортом, другими объектами в большей степени зависит от метеорологических условий. Неблагоприятными считаются периоды, когда метеоусловия, такие как скорость ветра, температурный режим, относительная влажность воздуха способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы, при этом концентрации примесей в воздухе могут резко возрастать. В связи с этим большое значение приобретает разработка и осуществление мероприятий по временному сокращению вредных выбросов в атмосферу в периоды НМУ.

Чтобы в эти периоды не допускать возникновения высокого уровня загрязнения, необходимо заблаговременное прогнозирование таких условий и своевременное сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу.

В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составляются предупреждения трех степеней, которым соответствуют три режима работы предприятий в периоды НМУ.

При первом режиме работы предприятия мероприятия должны обеспечить сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 15-20%. При втором режиме работы предприятия мероприятия должны обеспечить сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 20-40%. При третьем режиме работы предприятий мероприятия должны обеспечить сокращение концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 40-60%.

На основании положений п. 7 РД 52.04-52-85 предприятия на согласование представляют реальные планы мероприятий и план-график контроля выбросов вредных веществ непосредственно на источниках в периоды НМУ. При согласовании также устанавливают наличие средств контроля технологических процессов и выбросов загрязняющих веществ на источниках и на границе санитарно-защитной зоны.

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.11.2019 №811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Пунктами 1, 2, 3, 4, 19 Требований предусмотрено, что требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».

Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган.

По требованию ч. 2 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Как установлено судом, поводом для обращения прокурора <адрес> в суд с иском явилась сложившая ситуация с непринятием мер ООО «Черкизово-Растениеводство», направленных на охрану атмосферного воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), выявленная в ходе проведения плановой проверки.

Общество осуществляет хозяйственную деятельность на объекте негативного воздействия на окружающую среду (далее —объект HBOC) Гавриловское отделение, расположенного по адресу: Тамбовская область, с- Гавриловка-2, ул. Советская, д. 68 (код объекта 68-0268-001174-П). Объект HBOC поставлен на учет как объект III категории, выдано свидетельство об актуализации № AOWLM9H1 от 23.12.2016.

По состоянию на 10.03.2022 при наличии периодов НМУ, в нарушение ч. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 2021 год ООО «Черкизово-Растениеводство» не имели согласования с Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, что не оспаривалось представителем ответчика и представителем Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области.

Представитель ответчика в отзыве на иск согласился с требованиями прокурора, ходатайствуя о предоставлении срока для выполнения необходимых мероприятий не ранее 30 ноября 2022 года, мотивируя тем, что во исполнение требований природоохранного законодательства Обществом планируется заключение договор с ООО «ЭКО профи» на разработку и согласование мероприятий в период НМУ по объектам HBOC —в Гавриловском и Бондарском отделениях. В настоящее время этот Договор №102-2022 от 24.03.2022 проходит согласование.

Для разработки мероприятий в период НМУ по объектам HBOC Обществу необходимо провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих вещество в атмосферный воздух; разработать программу предельно допустимых выбросов (ПДВ) - до 01.09.2022 и разработать план при НМУ и согласовать мероприятия в период НМУ с Управлением по охране окружающей среды Тамбовской области – до 30 11.2022.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходит из того, что ООО «Черкизово-Растениеводство» не соблюдались требования по охране атмосферного воздуха, установленные ч. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Срок для разработки и согласования мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух до 30.11.2022 суд признает разумным с учетом выполнения необходимого для этого объема работ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Гавриловского района Тамбовской области удовлетворить.

Обязать ООО «Черкизово-Растениеводство» разработать и согласовать с Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 30 ноября 2022г.

Взыскать с ООО «Черкизово-Растениеводство» госпошлину в доход муниципального образования городской округ – город Тамбов в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тамбовский областной суд через суд, принявший решение.

Мотивированное решение изготовлено 24.05.2022.

Судья Н.Р.Белова