ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2079/2022 от 30.05.2022 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-2079/2022

УИД 03RS0003-01-2022-000420-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2022 года г. Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан

в составе председательствующего судьи Абдрахмановой Л.Н.,

при секретаре Валиевой Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Аскинского района РБ, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан об обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурора Аскинского района РБ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кировский районный суд г. Уфы РБ с иском к ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ об обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

В обоснование иска указано на то, что прокуратурой Аскинского района на основании обращения граждан проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения. по результатам проведенной проверки составлен акт проверки соблюдения законодательства от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому на участках автомобильных дорог, расположенных на территории Аскинского района, в нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует искусственное освещение: на автомобильной дороге «Явгильдино-Щучье Озеро», проходящих по населенному пункту с. Аскино Аскинского района с 32 км по 43 км автодороги «Явгильдино-Щучье Озеро». на автодороге «Явгильдино-Щучье Озеро» на 18 км. (д. Упканкуль), на 24 км. (д.Евбуляк), 28 км. (д.Султанай) на пешеходных переходах и остановках маршрутных автобусов отсутствует освещение. на 36 км. и 38 км. (с. Аскино) на пешеходных переходах отсутствует освещение и светофоры Т-7. по выявленным нарушениям прокуратурой района в адрес государственного казенного учреждения Управления дорожного хозяйства РБ 28.09.2021г. вынесено представление. между тем, согласно ответа на представление, следует, что вопрос по освещению и установке светофоров на пешеходных переходах автомобильной дороги «Явгильдино-Щучье Озеро» будет рассмотрен при формировании территориального заказа на 2022-2024гг. исходя из объема финансирования, представление оставлено без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, истец с учетом поданных уточнений просил суд обязать ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ установить искусственное освещение автомобильной дороге «Явгильдино-Щучье Озеро», проходящих по населенному пункту с. Аскино Аскинского района на 32+668 км. 40+845 км. автодороги «Явгильдино-Щучье Озеро» на 17+169 км. (д. Упканкуль ), на 23+227 км. (д.Евбуляк), 27+288 км. (д.Султанай) на пешеходных переходах и остановках маршрутных автобусов установить искусственное освещение. на 36+270 км. (с. Аскино), на 36+824 км. (с. Аскино), на пешеходных переходах установить искусственное освещение и светофорное регулирование вызванной фазы, в течение 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Определением Кировского районного суда г. Уфы РБ от 28 февраля 2022 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство РБ и Министерство транспорта и дорожного хозяйства РБ.

В последующем истцом – и.о. прокурора Аскинского района РБ исковые требования уточнены путем направления в суд и сторонам уточненного искового заявления в порядке ст. 45 ГПК РФ, где истец просит суд обязать Правительство Республики Башкортостан установить искусственное освещение автомобильной дороге «Явгильдино-Щучье Озеро», проходящих по населенному пункту с. Аскино Аскинского района на 32+668 км. 40+845 км. автодороги «Явгильдино-Щучье Озеро» на 17+169 км. (д. Упканкуль ), на 23+227 км. (д.Евбуляк), 27+288 км. (д.Султанай) на пешеходных переходах и остановках маршрутных автобусов установить искусственное освещение. на 36+270 км. (с. Аскино), на 36+824 км. (с. Аскино), на пешеходных переходах установить искусственное освещение и светофорное регулирование вызванной фазы, в течение 10 месяцев с даты вступления решения в законную силу.

В судебном заседании представитель ответчика Правительства РБ – Назарова Е.Н. уточненные исковые требования не признала, просила в иске отказать по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление.

В судебном заседании ГКУ Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан – Хабибиуллин М.Р. уточненные исковые требования не признал, просил в иске отказать по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление.

Истец Прокурор Аскинского района, ответчик Министерство транспорта и дорожного хозяйства РБ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав стороны по делу, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Дорожная деятельность согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.11.2007 г. №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Аскинского района РБ на основании обращения граждан проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки составлен акт проверки соблюдения законодательства, согласно которому на участках автомобильных дорог, расположенных на территории Аскинского района РБ, в нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует искусственное освещение: на автомобильной дороге «Явгильдино-Щучье Озеро», проходящих по населенному пункту с. Аскино Аскинского района с 32 км по 43 км автодороги «Явгильдино-Щучье Озеро». на автодороге «Явгильдино-Щучье Озеро» на 18 км. (д. Упканкуль), на 24 км. (д.Евбуляк), 28 км. (д.Султанай) на пешеходных переходах и остановках маршрутных автобусов отсутствует освещение. на 36 км. и 38 км. (с. Аскино) на пешеходных переходах отсутствует освещение и светофоры Т-7.

По выявленным нарушениям прокуратурой района в адрес государственного казенного учреждения Управления дорожного хозяйства РБ от ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление о принятии мер по устранению выявленных нарушений закона, из причин и условий, им способствующих, а также недопущению их впредь.

Как следует из ответа на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан сообщает, что вопрос по освещению и установке светофоров на пешеходных переходах автомобильной дороги «Явгильдино-Щучье Озеро» будет рассмотрен при формировании территориального заказа на гг. исходя из объема финансирования, представление оставлено без удовлетворения.

ФИО1, уточняя исковые требования в просительной части искового заявления, заявляет требования к Правительству РБ об обязании Правительства установить искусственное освещение и светофорное регулирование на автомобильной дороге.

Вместе с тем, работы по устройству искусственного освещения и светофорного регулирования автомобильных дорог входят в комплекс работ по капитальному ремонту дорог, и состоят в цикле процедур, порядок проведения которых определен действующим законодательством.

Так, полномочия Правительства Республики Башкортостан в дорожной деятельности в Республике Башкортостан определены в статье 3 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Республики Башкортостан».

Согласно пунктам 7, 8 части 3 указанной нормы к полномочиям Правительства Республики Башкортостан в части ремонта автомобильных дорог относятся:

утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета Республики Башкортостан на указанные цели;

установление порядка содержания и ремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Планирование и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, включая их ремонт, относится к полномочиям республиканского органа исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Минтранс РБ) (п. 2 ч. 4 от. 6 Закона Республики Башкортостан от 07,05.2009 № 122-3 «Об автомобильных дорогах и Дорожной деятельности в Республики Башкортостан»).

В ведомственном подчинении Минтранса РБ находится государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - ГКУ УДХ РБ), которое согласно Уставу исполняет государственные функции в целях обеспечения реализации полномочий Минтранса РБ.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящиеся к государственной собственности Республики Башкортостан, закреплены за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от

ГКУ УДХ РБ является государственным, заказчиком и получателем бюджетных средств, выделяемых в рамках территориального заказа на содержание, ремонт, капитальный ремонт, строительство и реконструкцию указанных автомобильных дорог (распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 22 <адрес>.

В силу пунктов 1, 4 от. 179.4 Бюджетного кодекса РФ в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношений автомобильных дорог общего пользования подлежат использованию средства Дорожного фонда.

Объем бюджетных ассигнований дорожного, фонда субъекта Российской Федерации утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее прогнозируемого объема доходов;

от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации; от транспортного налога;

от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;

от иных поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации, утвержденных законом субъекта Российской Федерации, предусматривающим создание дорожного фонда субъекта Российской Федерации;

межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации подлежит увеличению или уменьшению в текущем финансовом году и (или) очередном финансовом году на разницу между фактически поступившим и прогнозировавшимся объемом доходов бюджета субъекта Российской Федерации, учитываемых при формировании дорожного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно абзацу седьмому пункта 4 ст. 179.4 Бюджетного кодекса РФ порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Башкортостан (далее Фонд) утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок).

Согласно пунктам 1.3, 2,3, 3.1, 3.9 Порядка главным распорядителем бюджетных средств Фонда является Минтранс РБ, который осуществляет распределение предельных объемов бюджетных ассигнований Фонда, утверждённые законом РБ на очередной финансовый год, по направлениям расходов, производит адресное (пообъектное) распределение бюджетных ассигнований Фонда и формирует проект территориального заказа.

Территориальный заказ представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в законе о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований Фонда на финансирование расходов в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и субсидий на софинансирование расходов в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения по видам расходов и объектам.

Для включения в территориальный заказ объектов, относящихся к автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения, государственный заказчик (ТКУ УДХ РБ) представляет главному распорядителю (Минтранс РБ) предложения по перечню объектов с приложением соответствующей документации, обосновывающей необходимость выделения финансирования (п. 3.3 - 3.7 Порядка).

Минтранс РБ в установленном порядке представляет проект территориального заказа на утверждение в Правительство Республики Башкортостан.

В соответствии с утвержденным территориальным заказом Минфин РБ доводит до главного распорядителя в электронном виде утвержденные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств бюджета Республики Башкортостан (п. 5.2 Порядка).

Установлено, что Государственное казенное учреждения «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» является владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, перечень которых утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. В указанный перечень входит и вышеуказанная автомобильная дорога.

В соответствии с п. 1.5 Устава Государственного казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.

Согласно п. 1.7. Устава заключение и оплата учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Республики Башкортостан в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Территориальный заказ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных Дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2022 - 2024 годы за счет бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Башкортостан утвержден распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с пп. «з» пп. 4 п. 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, работы по обустройству автомобильных дорог недостающим электроосвещением входят в комплекс работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории.

В силу п. 1 ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы (ст. 740), проектные и изыскательские работы (ст. 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Анализ приведенных норм свидетельствует, что данная обязанность по капитальному ремонту дорог лежит на государственном заказчике и получателе бюджетных средств, выделяемых в рамках территориального заказа на содержание и ремонт, капитальный ремонт, строительство и реконструкцию автомобильных дорог.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что в полномочия Правительства Республики Башкортостан не входит установление искусственного освещения и светофорное регулирование на автомобильных дорогах, на пешеходных переходах и остановках маршрутных автобусов, то исковые требования Прокурора Аскинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан об обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Прокурора Аскинского района РБ, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан об обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

Решение в окончательной форме принято 30 мая 2022 г.

Судья: Л.Н. Абдрахманова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>