ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-207/16 от 17.02.2016 Барун-хемчикского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2-207/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2016 года с. Кызыл-Мажалык

Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Монгуша В.Б., при секретаре Монгуш Т.В.,

с участием помощника прокурора <адрес>Т.Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения <адрес> об обязании устранить нарушения действующего законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового договора,

установил:

прокурор <адрес> обратился в суд с иском к в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения <адрес> об устранении нарушения федерального законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции путем расторжения трудового договора с исполняющим обязанности заместителя председателя администрации по социальной политике О.Т.С.-Д. и прекращении трудовых правоотношений. В обоснование иска указал, что в результате проверки исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в администрации сельского поселения сумон <адрес> были выявлены нарушения законодательства. С 09 сентября 2008 года в должности исполняющего обязанности заместителя председателя администрации <адрес>-Хемчикского кожууна по социальной политике работает О.Т.С.-Д., которая замещает ведущую муниципальную должность. При этом она, как муниципальный служащий, замещающий ведущую муниципальную должность, не соответствует предъявляемым квалификационным требованиям к уровню профессионального образования. В материалах личного дела О.Т.С.-Д., документов, подтверждающих наличие высшего образования, не имеется. То есть, в ходе проверки установлено, что на должность заместителя председателя администрации по социальной политике назначена не имеющая высшего образования О.Т.С.-Д., что исключает возможность ее пребывания в указанной должности. Выявленное нарушение противоречит закону и нарушает права неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования на организацию квалифицированного местного самоуправления, а также лиц, отвечающих специальным квалифицированным требованиям для замещения муниципальных должностей, но не имеющих возможности трудоустроиться в связи с замещением данной должности О.Т.С.-Д. Нарушение при приеме на работу лица, не имеющего соответствующего образования, устранить иным способом, кроме как расторжения трудового договора и освобождения от занимаемой должности, не представляется возможным. Просил суд обязать администрацию сельского поселения <адрес> устранить нарушения федерального законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции путем расторжения трудового договора и прекращения трудовых отношений с О.Т.С.-Д.

Представитель истца поддержала доводы иска и просила удовлетворить его в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации сельского поселения сумон <адрес> и третье лицо О.Т.С.-Д. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещена надлежащим образом, в связи с чем, суд рассматривает дело в их отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.3 ст.6 Федерального закона от 25 декабря 2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения следующей основной меры - предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.

Согласно ст.2 Федерального закона от 02 марта 2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – федеральный закон № 25-ФЗ) муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В п.3 ст.4 федерального закона № 25-ФЗ закрепляется принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым признается, что необходимым условием прохождения муниципальной службы является наличие у муниципального служащего, претендующего на замещение должности необходимости квалификации.

Согласно ст.9 федерального закона № 25-ФЗ для муниципальных служащих, находящихся на муниципальной службе, устанавливаются требования, предъявляемые к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (часть 1).

Поддерживать уровень необходимой квалификации может посредством профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки и получения первого и (или) повторного высшего образования.

При этом согласно ст.6 федерального закона № 25-ФЗ должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы, утвержденным Законом Республики Тыва.

В соответствии с п.1 ст.8 Закона Республики Тыва от 12 января 2000 № 389 «О муниципальной службе (новая редакция)» должности муниципальной службы подразделяются на группы: высшие должности муниципальной службы, главные должности муниципальной службы, ведущие должности муниципальной службы, старшие должности муниципальной службы, младшие должности муниципальной службы.

Должности муниципальной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у муниципального служащего для исполнения обязанностей по должности муниципальной службы одной специализации соответствующего профессионального образования (п.4 ст.8 Закона Республики Тыва от 12 января 2000 №389 «О муниципальной службе (новая редакция)»).В соответствии со ст. 8.1 Закона Республики Тыва от 12 января 2000 № 389 «О муниципальной службе (новая редакция)» квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований, определенных в приложении 1 к настоящему Закону.

Согласно Приложения 1 к вышеуказанному Закону для замещения должностей муниципальной службы определяются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования: для высших, главных, ведущих должностей муниципальной службы, а также категории "специалисты" старших должностей муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования.

Как следует из ч.1 ст.3 Закона Республики Тыва от 04 мая 2009 года №1244 ВХ-2 (ред. от 14 июня 2012 года) «О Реестре должностей муниципальной службы в <адрес>» реестр должностей муниципальной службы в <адрес> представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы в <адрес>, классифицированных по органам местного самоуправления, группам и функциональному признаку должностей (категории), и утверждается приложением к настоящему Закону.

Как следует из раздела 7 Приложения к Реестру, содержащего перечень наименований должностей в администрации сельского поселения должность заместителя председателя администрации относится к ведущей группе должностей по категории «специалисты».

Таким образом, законодательством о муниципальной службе закрепляется обязанность муниципального служащего поддерживать необходимый уровень квалификации, иметь высшее образование.

В соответствии со ст.77, п.14 ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что О.Т.С.-Д. принята на работу в администрацию сельского поселения <адрес> на основании трудового договора от 08 сентября 2008 года и распоряжения от 09 сентября 2008 года исполняющей обязанности заместителя по председателя по социальной политике.

Из объяснения М.О.М., отобранного в ходе прокурорской проверки следует, что он является председателем администрации сельского поселения сумон Аянгатинский Барун-Хемчикского кожууна. Его заместителем по социальной политике работает О.Т.С.-Д., которая не имеет высшего образования. Она занимает муниципальную должность относящейся в ведущей группе.

В справке о результатах проверки соблюдения органом местного самоуправления законодательства о муниципальной службе от 14 января 2016 года указано, что в администрации сельского поселения сумон Аянгатинский Барун-Хемчикского кожууна в нарушение требований законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в должности заместителя председателя администрации по социальной политике, которая относится к группе ведущих муниципальных должностей, работает О.Т.С.-Д., которая не имеет высшего профессионального образования.

Статьей 84 ТК РФ предусмотрено, что трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в следующих случаях: отсутствие соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ).

Статьей 84.1. Трудового кодекса РФ предусмотрено, что прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

Приемом на муниципальную службу, не соответствующей предъявленным требованиям О.Т.С.-Д., нарушены основополагающие принципы поступления на муниципальную службу и прохождения муниципальной службы, предусмотренные ст.4 и ст.16 федерального закона № 25-ФЗ, как равный доступ граждан к муниципальной службе, профессионализм и компетентность муниципальных служащих, соответствие квалификационным требованиям, чем подрывается авторитет муниципальной службы в Российской Федерации.

При таких обстоятельствах трудовой договор (контракт) с О.Т.С.-Д. подлежит расторжению по указанным выше основаниям.

Поскольку единственным способом устранения нарушения законодательства является расторжение трудового договора и освобождение О.Т.С.-Д. от занимаемой должности, то суд возлагает данную обязанность на администрацию сельского поселения.

Таким образом, иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумон <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции путем расторжения трудового договора, удовлетворить.

Обязать администрацию сельское поселение сумон <адрес> устранить нарушения федерального законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции путем расторжения трудового договора и прекращения трудовых отношений с О.Т.С.-Д..

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения окончательного решения.

Судья В.Б. Монгуш