ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-207/18 от 06.12.2018 Андреапольского районного суда (Тверская область)

Дело № 2-207/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Андреаполь 06 декабря 2018 года

Андреапольский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Алексеева С. А., при секретаре Малышевой Л. Н., с участием представителя истцов ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 к МУ администрация города Андреаполь Тверской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ФГБУ «Кадастровая палата по Тверской области», третье лицо: МУ администрация Андреапольского сельского поселения Андреапольского района Тверской области, об исправлении реестровой ошибки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, ФИО3 обратились в суд с исковым заявлением к МУ администрация города Андреаполь Тверской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ФГБУ «Кадастровая палата по Тверской области», третье лицо: МУ администрация Андреапольского сельского поселения Андреапольского района Тверской области, об исправлении реестровой ошибки.

Свои требования мотивировали тем, что они являются собственниками земельного участка с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. Истцами на указанном земельном участке возведен жилой дом, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ ими представлен для регистрации в органы Росреестра технический план о государственном кадастровом учете и регистрации прав на создаваемый объект недвижимости.

По результатам рассмотрения заявления, получено уведомление о приостановлении «постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости» в котором указано, что причиной является фактическое расположение создаваемого объекта недвижимости в пределах земельного участка с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для огородничества, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира: <...> почтовый адрес ориентира: Тверская область, Андреапольский район, г. Андреаполь.

В связи с изложенным, Истцами предпринято обращение в органы местного самоуправления с заявлением о необходимости снятия земельного участка с кадастровым номером с кадастрового учета.

Уведомлением от 05.09.2018 г. о приостановлении снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРП, разъяснено, что данный участок не подлежит снятию с учета, поскольку носит статус - ранее учтенный и не является преобразуемым.

В дальнейшем, в ходе проведения кадастровой работы установлено, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет в связи с проведенной инвентаризацией в соответствии с постановлением № 122 от 19.03.1998 г. главы Андреапольского района Тверской области, право собственности на участок не зарегистрировано.

При этом установлено, что первоначально территория, подвергнутая инвентаризации, относилась к д. Новое Село Андреапольского района, а в ходе инвентаризации изменилось кадастровое деление, в связи с чем, часть территории д. Новое Село отошло к г. Андреаполь.

Обе категории (по д. Новое Село и г. Андреаполь) участков состоят на кадастровом учете.

При этом, зарегистрировать права собственности на участки, образованные в ходе инвентаризации, не представляется возможным, поскольку в постановлении о проведении инвентаризации, не указано, что таковое право возникает.

Также оснований к прекращению прав на имеющиеся в собственности земельные участки по д. Новое Село нет, поскольку земельные участки приобретены на законных основаниях, права собственности зарегистрированы.

В силу ст. 13 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О землеустройстве" инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

В соответствии с временным руководством по инвентаризации земель населенных пунктов, утвержденной Председателем Роскомзема 17.05.1993, целью проведения инвентаризации земель населенных пунктов, является создание основы для ведения Государственного земельного кадастра в городах, поселках и сельских населенных пунктах, обеспечение регистрации прав собственности, владения, пользования (аренды), с выдачей землевладельцам (землепользователям) соответствующих документов установленного образца, обеспечение создания банка данных на бумажной основе и магнитных носителях, организация постоянного контроля за использованием земель в городе (п.1.3).

Согласно п. 3.1 Инструкции в подготовительный этап инвентаризации включены мероприятия по сбору, изучению и анализу, в т.ч. документов и материалов по отводу земельных участков.

В силу п. 3.3 Инструкции особое внимание при проведении подготовительных работ должно быть уделено изучению всех документов и материалов, в том числе и проектных, содержащих сведения по всем видам отводов земельных участков населенного пункта (решения органа власти об отводах, сведения о землепользователях (землевладельцах), акты выбора и планы отводов, паспорта земельных участков, акты на право пользования землей, проектные решения, сведения о закреплении границ участка знаками, их характеристики, результаты проведенных измерений по границам землепользования, их исполнители и время производства).

Таким образом, налицо, что при проведении инвентаризации, сам факт выделения земельного участка частному лицу (на тот момент, первоначальному собственнику – Г.В.А.), не был учтен.

Одновременно, в противоречие с п. 1.3 Инструкции, какой-либо документ по результатам проведения инвентаризации, землевладельцу не выдавался.

Данные несоответствия послужили двойному кадастровому учету земельных участков, что фактически является технической ошибкой, содержащейся в ЕГРН.

Просят: исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о характерных точках границы земельного участка с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для огородничества, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира: <...> почтовый адрес ориентира: Тверская область, Андреапольский район, г. Андреаполь.

Истцы ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело с участием их представителя по доверенности – ФИО1, которая в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме.

Представители ответчиков: МУ администрация города Андреаполь Тверской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ФГБУ «Кадастровая палата по Тверской области», третьего лица: МУ администрация Андреапольского сельского поселения Андреапольского района Тверской области, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав представителя истцов, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Применительно к положениям ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Согласно свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 14, 15) на основании договора купли – продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО2 на праве общей долевой собственности, доля в праве 1/2 каждого, принадлежит земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером

Истцами на указанном земельном участке возведен жилой дом, в связи с чем, 07.05.2018 ими представлен для регистрации в органы Росреестра технический план о государственном кадастровом учете и регистрации прав на создаваемый объект недвижимости.

По результатам рассмотрения заявления получено уведомление о приостановлении «постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости» в котором указано, что причиной является фактическое расположение создаваемого объекта недвижимости в пределах земельного участка с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для огородничества, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира: <...> почтовый адрес ориентира: Тверская область, Андреапольский район, г. Андреаполь.

В связи с изложенным, Истцами предпринято обращение в органы местного самоуправления с заявлением о необходимости снятия земельного участка с кадастровым номером с кадастрового учета.

Уведомлением от 05.09.2018 о приостановлении снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРП разъяснено, что данный участок не подлежит снятию с учета, поскольку носит статус ранее учтенный и не является преобразуемым.

В дальнейшем, в ходе проведения кадастровой работы установлено, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет в связи с проведенной инвентаризацией в соответствии с постановлением № 122 от 19.03.1998 главы Андреапольского района Тверской области, право собственности на участок не зарегистрировано.

При этом установлено, что первоначально территория подвергнутая инвентаризации относилась к д. Новое Село Андреапольского района, а в ходе инвентаризации изменилось кадастровое деление, в связи с чем, часть территории д. Новое Село отошло к г. Андреаполь.

Таким образом, граждане имеют свидетельства о государственной регистрации права на участки в д. Новое Село, хотя фактически квартальное и кадастровое деление относит их к г. Андреаполь.

Обе категории (по д. Новое Село и г. Андреаполь) участков состоят на кадастровом учете.

При этом, зарегистрировать права собственности на участки, образованные в ходе инвентаризации, не представляется возможным, поскольку в постановлении о проведении инвентаризации не указано, что таковое право возникает.

Также оснований к прекращению прав на имеющиеся в собственности земельные участки по д. Новое Село нет, поскольку земельные участки приобретены на законных основаниях, права собственности зарегистрированы.

Первоначальным собственником земельного участка с кадастровым номером являлся Г.В.А. в соответствии с постановлением Администрации Андреапольского сельского поселения № 14 от 27.07.1990, в последующем участок в результате нескольких сделок в период с 1990 по 2012 годы поступил в собственность истцов.

При этом, границы участка были огорожены с момента предоставления Г.В.А. (1990 г.), фактически не менялись и взяты за основу в ходе инвентаризации (1998 г.), поскольку практически полностью совпадают по площади и длинам линий, указанным в свидетельстве на право собственности на земли и материалах инвентаризации.

В ходе исполнения межевого плана, кадастровым инженером сделан вывод, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером повторяют смежества, указанные в материалах инвентаризации, т.е. происходит полное наложение границ участков, что также нашло свое подтверждение в показаниях кадастрового инженера ФИО4, допрошенного в ходе судебного разбирательства.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие реестровой ошибки, препятствующей истцам в осуществлении прав владения и пользования земельным участком с кадастровым номером 69:01:0170301:42.

В силу ст. 13 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О землеустройстве" инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

В соответствии с временным руководством по инвентаризации земель населенных пунктов, утвержденной Председателем Роскомзема 17.05.1993, целью проведения инвентаризации земель населенных пунктов является создание основы для ведения Государственного земельного кадастра в городах, поселках и сельских населенных пунктах, обеспечение регистрации прав собственности, владения, пользования (аренды) с выдачей землевладельцам (землепользователям) соответствующих документов установленного образца, обеспечение создания банка данных на бумажной основе и магнитных носителях, организация постоянного контроля за использованием земель в городе (п.1.3.).

Согласно п. 3.1. Инструкции в подготовительный этап инвентаризации включены мероприятия по сбору, изучению и анализу в т.ч. документов и материалов по отводу земельных участков.

В силу п. 3.3. Инструкции особое внимание при проведении подготовительных работ должно быть уделено изучению всех документов и материалов, в том числе и проектных, содержащих сведения по всем видам отводов земельных участков населенного пункта (решения органа власти об отводах, сведения о землепользователях (землевладельцах), акты выбора и планы отводов, паспорта земельных участков, акты на право пользования землей, проектные решения, сведения о закреплении границ участка знаками, их характеристики, результаты проведенных измерений по границам землепользовании, их исполнители и время производства).

Таким образом, при проведении инвентаризации, сам факт выделения земельного участка частному лицу (на тот момент Г.В.А.), не был учтен.

Согласно сообщения заместителя начальника Осташковского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области, реестровое дело на земельный участок с кадастровым номером в архиве ЕГРН отсутствует.

В противоречие с п. 1.3 Инструкции какой – либо документ по результатам проведения инвентаризации, землевладельцу не выдавался.

В соответствии с ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.

Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Исправить реестровую ошибку путём прекращения права собственности истцов на принадлежащий им земельный участок с кадастровым номером и, соответственно, регистрации права на имеющийся земельный участок с кадастровым номером , не представляется возможным.

Восстановление прав истцов может быть произведено путём исправления реестровой ошибки ЕГРН – исключением сведений о границах участка с кадастровым номером .

Обозрена копия реестрового дела на земельный участок с кадастровым номером .

Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд находит требования истцов подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о характерных точках границы земельного участка с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для огородничества, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира: <...> почтовый адрес ориентира: Тверская область, Андреапольский район, г. Андреаполь.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Андреапольский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его вынесения.

Судья С.А. Алексеев