ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-207/18 от 21.02.2018 Обнинского городского суда (Калужская область)

Дело № 2-207/18

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2018 года город Обнинск Калужской области

Обнинский городской суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Куликовой Е.Н.,

при секретаре Луценко М.В.,

с участием представителя истца – Администрации города Обнинска ФИО1 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Администрации города Обнинска к ФИО2, ФИО3 о предоставлении доступа в жилое помещение,

установил:

10 января 2018 года Администрация города Обнинска обратилась в суд с иском к ФИО2, ФИО3 о предоставлении доступа в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В обоснование иска сослалась на то, что ответчики проживают в указанном жилом помещении на основании договора социального найма. В Администрацию города Обнинска, являющуюся органом муниципального жилищного контроля, из Государственной жилищной инспекции Калужской области поступило обращение ФИО 1, проживающей по адресу: <адрес>, в котором она указывала на ненадлежащее содержание животных и неблагополучную санитарно-эпидемиологическую ситуацию в квартире <адрес>. К истцу поступили обращения и от других жителей названного дома с аналогичными доводами, в которых они ссылались на нарушение действиями нанимателем названной квартиры их прав и законных интересов. Кроме того, факт разведения животных в квартире, по мнению истца, свидетельствует об использовании ответчиками жилого помещения не по назначению. Также содержание нанимателями животных при несоблюдении требований законодательства приводит к ухудшению технического состояния жилого помещения, собственником которого является истец. Поскольку доступ в данное жилое помещение муниципальным жилищным инспекторам ответчики не предоставляют, Администрация города Обнинска просила суд обязать ФИО2 и ФИО3 предоставить доступ в квартиру <адрес> должностным лицам органа муниципального жилищного контроля МО «Город Обнинск» - муниципальным жилищным инспекторам для проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения ответчиками обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами и обратить решение суда к немедленному исполнению.

Представитель истца Администрации города Обнинска ФИО1 в судебном заседании иск поддержал по изложенным в нем доводам и основаниям.

Ответчики ФИО2 и ФИО3, которые надлежащим образом извещались судом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения представителя истца, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 25 Конституции Российской Федерации установлено: жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

В силу ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с ЖК РФ, договором социального найма данного жилого помещения, что предусмотрено ч. 1 ст. 61 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены ЖК РФ; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.

В качестве пользователя жилым помещением наниматель, в частности обязан осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей; обеспечивать сохранность жилого помещения, не допускать выполнение в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к его порче; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения (п. 10 Правил пользования жилыми помещениями, утв. постановление Правительства РФ от 21.01.2006 N 25).

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности, что установлено ч. 2 ст. 69 ЖК РФ.

Согласно ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (п. 2.1 ст. 20 ЖК РФ).

На основании ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона Калужской области от 01.10.2012г. № 326-ОЗ «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Калужской области и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом исполнительной власти Калужской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор» муниципальный жилищный контроль на территории Калужской области осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и муниципальными правовыми актами.

Орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля на территории городского округа (орган муниципального жилищного контроля), перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль, являющихся муниципальными жилищными инспекторами, определяются представительным органом местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования и муниципальными правовыми актами.

В силу п. 3.1 Положения о порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Город Обнинск», утвержденного постановлением Администрации г. Обнинска от 08.04.2014г. № 584-п, органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля на территории МО «Город Обнинск» является Администрация города Обнинска.

Предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение, в том числе гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Калужской области в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (п. 1.3 Положения).

Основаниями для проведения внеплановой проверки соблюдения гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда, является поступление в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти о фактах нарушения нанимателями жилого помещения и членом (-ами) его семьи обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда (п. 5.2.2 Положения). Внеплановая проверка включает в себя, в том числе выезд по адресу многоквартирного жилого дома, в котором находится жилое помещение муниципального жилищного фонда, в случае необходимости в соответствии с предметом проверки – его посещение с соблюдением требований, установленных законодательством (п. 5.2.3 Положения).

Обязанность нанимателя допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ установлена подп. и п. 10 Правил пользования жилыми помещениями.

Ответчики ФИО2 и ФИО3 являются нанимателями по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 13, л.д. 15 и оборот).

В жилом помещении, где проживают ответчики, содержатся животные, за которыми не обеспечен надлежащий уход и надзор, в результате чего в многоквартирном доме и на прилегающей к нему территории сложилась неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая ситуация. Кроме того, указанные действия ответчиков могут являться причиной разрушения находящейся в собственности муниципального образования квартиры, в которой живут К-ны, о чем свидетельствует частичное отсутствие остекления одного из окон жилого помещения, а также к порче смежного жилого помещения, где проживает семья ФИО 2 и ФИО 3 с детьми.

Указанное выше свидетельствует о возможном несоблюдении ответчиками требований жилищного законодательства, предъявляемого к нанимателям жилого помещения, а именно о том, что ими не обеспечивается сохранность квартиры, поддержание ее в надлежащем состоянии, а также о возможном нарушении прав граждан, являющихся соседями ответчиков К-ных.

Представители Администрации города Обнинска, как органа муниципального жилищного контроля, неоднократно на основании распоряжений от 01 августа 2017 года № 06-18/42 и от 28 сентября 2017 года № 06-18/47 выходили по месту проживания ответчиков для проведения 07 сентября и 02 ноября 2017 года внеплановых проверок. В адрес нанимателей К-ных наймодателем направлялись заказные письма с уведомлением о времени и цели проведения проверок с предложением предоставить доступ в занимаемое ими жилое помещение либо сообщить иные дату и время для проведения проверки. Однако указанные письма возвращены истцу, поскольку ответчики за получением указанной корреспонденции не явились.

Таким образом, провести проверку соблюдения ФИО2 и ФИО3 обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда, орган муниципального жилищного контроля не имеет возможности, так как ответчики не предоставляют жилищным инспекторам доступа в квартиру <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя истца, показаниями свидетелей ФИО 4., ФИО 5., ФИО 2., ФИО 3., пояснивших в судебном заседании, что на протяжении длительного периода времени в квартире <адрес> содержатся животные, за которыми не обеспечен соответствующий надзор и уход, из указанной квартиры доносится лай собак, исходит запах нечистот, причиняющий неудобство соседям, создающий невыносимые условия проживания; животные, предоставленные сами себе, являются источником беспорядка во дворе указанного многоквартирного дома, так как они растаскивают мусор, находящийся в мусорных контейнерах, по околопридомовой территории; обращением ФИО 6 в ГЖИ, направленному Администрации города Обнинска (л.д. 11, 12), жалобами ФИО 3ФИО 7 (л.д. 37, 38), в которых изложены факты ненадлежащего содержания животных в жилом помещении, в результате чего нарушаются права соседей ответчиков; актом комиссионного осмотра лестничной площадки 1 этажа второго подъезда дома <адрес> от 18 июля 2017 года (л.д. 16-17), распоряжениями органа муниципального жилищного контроля о проведении внеплановой документарной и выездной проверки от 01 августа и 28 сентября 2017 года (л.д. 18-19, 27-28), уведомлениями о проведении документарных и выездной проверки от 03 августа 2017 года и от 29 сентября 2017 года (л.д. 24, 25-26, 32, 33-34), актами обследования муниципального жилого фонда № 06-17/32 и проверки соблюдения гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда № 06-16/51 от 07 сентября 2017 года (л.д. 20-21, 22-23), актами обследования муниципального жилищного фонда № 06-17/41 и проверки соблюдения гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда № 06-16/62 от 02 ноября 2017 года (л.д. 29, 30-31).

На основании установленных в судебном заседании обстоятельств, подтвержденных исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт непредоставления ответчиками К-ными доступа в занимаемое ими жилое помещение наймодателю, одновременно являющемуся органом муниципального жилищного контроля, - Администрации города Обнинска для проведения проверки соблюдения нанимателями обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Приведенные представителем истца доводы, в частности о том, что в результате действий ответчиков жилому помещению, в котором они проживают, может быть причинен значительный ущерб, в связи с чем возникнет необходимость проведения наймодателем в указанной квартире капитального ремонта, по смыслу нормы ч. 1 ст. 212 ГПК РФ к числу таких исключительных обстоятельств, по мнению суда, не относятся. Учитывая изложенное, суд не находит оснований для обращения решения, вынесенного по настоящему делу, к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать ФИО2 и ФИО3 предоставить должностным лицам органа муниципального жилищного контроля муниципального образования «Город Обнинск» - муниципальным жилищным инспекторам доступ в квартиру <адрес> для проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения ФИО2 и ФИО3 обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Калужской области в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиками в Обнинский городской суд Калужской области в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Е.Н. Куликова