ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-207/20 от 03.09.2020 Киренского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 сентября 2020 года г. Киренск

Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мельниковой М.В., при секретаре Карелиной Н.Г., с участием представителя истца Ноговицыной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-207/2020 по иску Осетровского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Аэропорт «Киренск» об устранении нарушений требований федерального законодательства о транспортной безопасности

У С Т А Н О В И Л:

Осетровский транспортный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в обоснование исковых требований указал, что в результате проведенной проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства о транспортной безопасности в деятельности ООО «Аэропорт «Киренск». Одним из видов деятельности ООО «Аэропорт «Киренск» является деятельность по обеспечению авиационной безопасности, защита пассажиров воздушных судов от актов незаконного вмешательства. ООО «Аэропорт «Киренск» включено в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры за № АПР1211108. В соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков. Технические средства обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. ООО «Аэропорт «Киренск» в филиалах аэропорта использует технические средства досмотра, несертифицированные в установленном порядке: ручные металлоискатели, рентгенотелевизионный интроскоп, стационарный металлоискатель, портативный детектор паров газоанализатор взрывчатых веществ. Субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства образовать (сформировать) и (или) привлечь для обеспечения транспортной безопасности ОТИ подразделения транспортной безопасности. В отношении ОТИ аэропортов Киренск и Ербогачен подразделения транспортной безопасности не организованы. 24.05.2019 в адрес директора ООО «Аэропорт «Киренск» внесено представление, которое рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены. Не соблюдение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности в филиалах ООО «Аэропорт «Киренск» создает угрозу безопасной деятельности объекта транспортной инфраструктуры, что в свою очередь может повлечь совершение акта незаконного вмешательства, в результате которого может быть причинен вред жизни и здоровью людей. В связи с изложенным, Осетровский транспортный прокурор просит обязать ООО «Аэропорт «Киренск» в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в филиалах аэропорта с помощью технических средств, сертифицированных в установленном порядке; образовать (сформировать) или привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры филиалов аэропортов Киренск и Ербогачен подразделения транспортной безопасности.

В судебном заседании представитель истца Ноговицына Е.С., действующая на основании доверенности и прав по должности, на заявленных исковых требованиях настаивала, поддержав доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика ООО «Аэропорт «Киренск» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. От представителя ответчика по доверенности Кронштейн И.И. представлены письменные возражения на иск, в соответствии с которыми ответчик с исковыми требованиями не согласен, просит в иске отказать по следующим основаниям. Согласно п.4 ст. 13 Федерального закона «О транспортной безопасности» технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные и используемые субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах до определения требований и порядка, предусмотренных ч.8 ст. 12.2 данного Федерального закона, подлежат сертификации до 01.01.2022. В ООО «Аэропорт «Киренск» все технические средства обеспечения транспортной безопасности установлены и используются, начиная с 2009 года, т.е. до принятия Правительством РФ постановления от 26.09.2016 № 969. Таким образом, все технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные и используемые ООО «Аэропорт «Киренск» в аэропортах Киренск и Ербогачен, подлежат сертификации до 01.01.2022. Кроме того, в ООО «Аэропорт «Киренск» на основании приказа № 57-ОД от 25.06.2019 сформированы собственные подразделения транспортной безопасности в аэропортах Киренск и Ербогачен, утверждены положения о структурных подразделениях транспортной безопасности в филиалах Киренск и Ербогачен ООО «Аэропорт «Киренск». Личный состав подразделений транспортной безопасности ООО «Аэропорт «Киренск» прошел аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности, сотрудникам подразделений транспортной безопасности выданы свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. Во исполнение Порядка аккредитации юридических лиц подразделений транспортной безопасности и требований к ним, утвержденного приказом Минтранса России от 01.04.2015 №145, ООО «Аэропорт «Киренск» представило в Федеральное агентство воздушного транспорта соответствующие документы. Однако в соответствии с актом Федерального агентства воздушного транспорта от 31.10.2019 в выдаче свидетельства об аккредитации было отказано по формальным причинам. В настоящее время ООО «Аэропорт «Киренск» готовит документы для повторного обращения в Федеральное агентство воздушного транспорта. Таким образом, ответчиком предпринимаются все необходимые действия для исполнения требований действующего законодательства о транспортной безопасности.

Представитель третьего лица Федерального агентства воздушного транспорта в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.

В связи с тем, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке, поскольку неявка сторон, надлежаще извещенных о дате и времени судебного заседания, не является препятствием к разбирательству дела.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства по данному делу и оценив их в совокупности, суд находит исковые требования Осетровского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как предусмотрено ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федерального закона № 16-ФЗ) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности; сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Статьей 1 Федерального закона № 16-ФЗ предусмотрено, что под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Обеспечение транспортной безопасности определятся как реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Соблюдение транспортной безопасности - выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации.

К субъектам транспортной инфраструктуры отнесены юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, в том числе аэродромы и аэропорты; определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение; здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии с п.1 ст. 4, п.2 ст. 12.2 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в том числе организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Пунктом 8 ст. 12.2 Федерального закона № 16-ФЗ предусмотрено, что технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст. 13 Федерального закона № 16-ФЗ технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные и используемые субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах до определения требований и порядка, предусмотренных частью 8 статьи 12.2 настоящего Федерального закона, подлежат сертификации до 1 января 2022 года.

Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 969.

Согласно ч.6 ст. 84 Воздушного кодекса РФ охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями транспортной безопасности и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п.7.1 ст.1 Федерального закона № 16-ФЗ к подразделениям транспортной безопасности относятся осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 N 886.

Согласно п.п.3 п.5 указанных Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

В соответствии с п.9 ч. 9 ст. 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, в установленной сфере деятельности.

Согласно п.3 Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним, утвержденного Приказом Минтранса России от 01.04.2015 N 145, документом, подтверждающим способность юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, является выдаваемое компетентным органом свидетельство об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности (далее - свидетельство об аккредитации), подписанное руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) и заверенное гербовой печатью компетентного органа.

Из материалов дела следует, что одним из видов деятельности ООО «Аэропорт «Киренск» является деятельность по обеспечению авиационной безопасности, защита пассажиров воздушных судов от актов незаконного вмешательства. ООО «Аэропорт «Киренск» включено в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры за № АПР1211108.

В ходе проведенной Осетровской транспортной прокуратурой проверкой установлено, что ООО «Аэропорт «Киренск» в филиалах аэропорта использует технические средства досмотра, несертифицированные в установленном порядке: ручные металлоискатели, рентгенотелевизионный интроскоп, стационарный металлоискатель, портативный детектор паров газоанализатор взрывчатых веществ. В отношении объектов транспортной инфраструктуры аэропортов Киренск и Ербогачен подразделения транспортной безопасности не организованы.

Изложенные обстоятельства не были оспорены ответчиком в судебном заседании и подтверждаются актами проверки от 28.05.2019 и от 25.05.2020, составленным помощником прокурора Жженых Н.В., представлением Осетровского транспортного прокурора об устранении нарушений федерального законодательства от 24.09.2019, письмом ООО «Аэропорт «Киренск» от 27.06.2019 о рассмотрении представления.

Также из представленных ответчиком акта и заключения Федерального агентства воздушного транспорта от 31.10.2019 следует, что ООО «Аэропорт «Киренск» было отказано в выдаче свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности.

Доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений на день вынесения судом решения, не представлено.

Поскольку транспортной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законодательства о транспортной безопасности было установлено, что ответчиком допускаются нарушения требований федерального законодательства о транспортной безопасности, а также с учетом того, что выявленные нарушения создают угрозу безопасной деятельности объекта транспортной инфраструктуры, что в свою очередь может повлечь совершение акта незаконного вмешательства, в результате которого может быть причинен вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц, пользующихся услугами авиационного транспорта, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Осетровского транспортного прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы ответчика о том, что используемые в ООО «Аэропорт «Киренск» технические средства обеспечения транспортной безопасности подлежат сертификации до 01.01.2022, являются необоснованными. Суд предлагал ответчику представить доказательства того, что в ООО «Аэропорт «Киренск» все технические средства обеспечения транспортной безопасности установлены и используются, начиная с 2009 года, однако в нарушение ст. 56 ГПК ответчиком такие доказательства не представлены. При этом положения п.4 ст. 13 Федерального закона № 16-ФЗ о сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности в срок до 01.01.2022 года распространяются на субъекты транспортной инфраструктуры только в случае установления и использования таких технических средств до определения требований и порядка, предусмотренных ч.8 ст.12.2 Федерального закона № 16-ФЗ. Постановление Правительства РФ № 969 от 26.09.2016, определяющее требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, вступило в законную силу 30.03.2017.

Довод ответчика о том, что им предпринимаются все необходимые действия для исполнения требований действующего законодательства о транспортной безопасности, в том числе готовятся документы для повторного обращения в Федеральное агентство воздушного транспорта за получением свидетельства об аккредитации ООО «Аэропорт «Киренск» в качестве подразделения транспортной безопасности, не является основанием для отказа в заявленных исковых требованиях, поскольку подразделения транспортной безопасности, привлекаемые для защиты объектов транспортной инфраструктуры, должны отвечать установленным федеральным законодательством требованиям, в том числе требованиям об аккредитации. При этом ответчиком не представлено доказательств получения от Федерального агентства воздушного транспорта свидетельства об аккредитации ООО «Аэропорт «Киренск» в качестве подразделения транспортной безопасности.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание объем работ, необходимых для выполнения решения, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда - в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Поскольку требования истца удовлетворены, с ответчика надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Осетровского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Аэропорт «Киренск» об устранении нарушений требований федерального законодательства о транспортной безопасности – удовлетворить.

Обязать ООО «Аэропорт «Киренск» в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в филиалах аэропорта с помощью технических средств, сертифицированных в установленном порядке; образовать (сформировать) или привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры филиалов аэропортов Киренск и Ербогачен подразделения транспортной безопасности.

Взыскать с ООО «Аэропорт «Киренск» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.В. Мельникова