Дело № 2-207/2020
43RS0026-01-2020-000148-79
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Омутнинск, Кировская область 13 марта 2020 года
Омутнинский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Орловой И.В.
при секретаре Волошко Л.Л.,
с участием помощника прокурора Омутнинского района Лукина Р.В., представителя ответчика Кириллова К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Омутнинского района Кировской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с.Залазна Омутнинского района Кировской области, муниципальному образованию Омутнинский муниципальный район Кировской области в лице администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Омутнинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с.Залазна Омутнинского района Кировской области (далее – МКОУ СОШ с.Залазна), муниципальному образованию Омутнинский муниципальный район Кировской области в лице администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности. В обоснование иска указал, что по результатам проверки исполнения требований противопожарной безопасности в деятельности МКОУ СОШ с.Залазна выявлены нарушения требований ч.ч.2. 8 ст.82, ч.ч.7, 10 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: в зданиях, расположенных по адресам: АДРЕС ИЗЪЯТ, кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты (пожарной сигнализации) имеют показатель пожарной опасности ниже предела распространения кабельного горения по групповой прокладке (ПРГП 4) по ГОСТ Р 53315, значение максимального времени задержки поступления и отображения извещения о пожаре и/или неисправности технических средств пожарной автоматики от ПОО на ППО превышает 20 секунд, прибор приемно-контрольной охранно-пожарный «ВЭРС-ПК-8» превысил предельный срок службы (эксплуатации). Предписания ОНДПР Омутнинского района от 19.04.2019 № 20/1/1-6 и от 08.08.2019 № 70/1/1-5 МКОУ СОШ с.Залазна не исполнены. Представление прокурора Омутнинского района в адрес главы администрации МО Омутнинский муниципальный район Кировской области от 16.10.2019 № 02-04-2019 об устранении нарушений законодательства о противопожарной безопасности по состоянию на 27.01.2020 также не исполнено. Финансирование работ по устранению нарушений пожарной безопасности является обязанностью администрации МО «Омутнинский муниципальный район». Прокурор просит возложить на МКОУ СОШ с.Залазна обязанность устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности. В зданиях МКОУ СОШ с.Залазна, расположенных по адресам: АДРЕС ИЗЪЯТ, установить надлежащие прибор приемно-контрольный охранно-пожарный «ВЭРС-ПК-26» и прибор СКАТ-1200 автоматической установки пожарной сигнализации (системы). Оборудовать кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты (пожарной сигнализации) с показателем пожарной опасности не ниже предела распространения кабельного горения при групповой прокладке (ПРГП4) по ГОСТ Р 53315. Время задержки передачи сигнала о пожаре с прибора приемно-контрольного пожарного на пульт в подразделение пожарной охраны привести в соответствие с действующим законодательством. Обязать муниципальное образование Омутнинский муниципальный район в лице администрации за счет казны муниципального образования Омутнинский муниципальный район выделить денежные средства на устранение нарушений законодательства о противопожарной безопасности. Установить срок для совершения вышеуказанных действий – до 01.08.2020 года.
В судебном заседании помощник прокурора Омутнинского района Лукин Р.В. представил уточнения исковых требований, которые приобщены к материалам дела. Просит возложить на МКОУ СОШ с. Залазна обязанность устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности: в здании МКОУ СОШ АДРЕС ИЗЪЯТ, расположенном по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, установить надлежащий прибор охранно-пожарный «ВЭРС-ПК-8»; в зданиях МКОУ СОШ с.Залазна Омутнинского района Кировской области, расположенных по адресам: АДРЕС ИЗЪЯТ, оборудовать кабельные линии и электропроводку систем противопожарной защиты (пожарной сигнализации) с показателем пожарной опасности не ниже предела распространения кабельного горения по групповой прокладке (ПРГП 4) по ГОСТ Р 53315; в зданиях МКОУ СОШ с.Залазна Омутнинского района Кировской области, расположенных по адресам: АДРЕС ИЗЪЯТ, время задержки передачи сигнала о пожаре с прибора приемно-контрольного пожарного на пульт в подразделение пожарной охраны привести в соответствие с действующим законодательством; обязать муниципальное образование Омутнинский муниципальный район в лице администрации за счет казны муниципального образования Омутнинский муниципальный район выделить денежные средства на устранение нарушений законодательства о противопожарной безопасности; установить срок для совершения вышеуказанных действий – до 01.08.2020 года.
Представитель ответчика МО Омутнинский муниципальный район в лице администрации - Кириллов К.С. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что хоть срок эксплуатации оборудования прошел (срок эксплуатации, установленный в паспорте, закончился), оно работает, пожарная сигнализация действует, сигналы срабатывают, электропроводка также требует замены. Работы по замене оборудования будут проведены в 2021 году, после того, как будут заложены средства в бюджет. Просил срок устранения недостатков установить – до 01.08.2021.
Судом выслушаны объяснения участвующих в деле лиц, исследованы письменные материалы дела.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии со ст. 37 указанного Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ).
В силу ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно п.п.2 и 3 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного Закона.
В соответствии с п.п.7, 10 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗсистемы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Требования к проектированию автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.
Пунктом 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Национальный стандарт Российской Федерации. Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт» предусмотрено, что при достижении системой или ее составными частями предельного состояния (срока службы), в том числе после ремонта системы, ее составные части подлежат выводу из эксплуатации и списанию. К моменту достижения системой предельного состояния Организация должна принять меры к созданию новой системы.
Пунктами 2, 8 ст.82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ предусмотрено, что кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону. Кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение.
В соответствии с п.п. 4.4, 4.8 Свода правил СП 6.13130 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» кабели и провода СПЗ, прокладываемые одиночно (расстояние между кабелями или проводами более 300 мм), должны иметь показатель пожарной опасности не ниже ПРГП 4 по ГОСТ Р 53315. Кабельные линии и электропроводка, систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону.
В ходе судебного разбирательства установлено, что при проверке, проведенной ОНДПР Омутнинского района 19.04.2019, в зданиях МКОУ СОШ с.Залазна, выявлены нарушения требований противопожарной безопасности, а именно: 1) в здании, расположенном по адресу АДРЕС ИЗЪЯТ: кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты (пожарной сигнализации) имеют показатель пожарной опасности ниже предела распространения кабельного горения по групповой прокладке (ПРГП 4) по ГОСТ Р 53315; значение максимального времени задержки поступления и отображения извещения о пожаре и/или неисправности технических средств пожарной автоматики от ПОО на ППО превышает 20 секунд; сняты, предусмотренные проектом двери, ведущие из помещения кухни в подсобные помещения; 2) в здании, расположенном по адресу АДРЕС ИЗЪЯТ - кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты (пожарной сигнализации) имеют показатель пожарной опасности ниже предела распространения кабельного горения по групповой прокладке (ПРГП 4) по ГОСТ Р 53315; прибор приемно-контрольной охранно-пожарный «ВЭРС-ПК-8» превысил предельный срок службы (эксплуатации); значение максимального времени задержки поступления и отображения извещения о пожаре и/или неисправности технических средств пожарной автоматики от ПОО на ППО превышает 20 секунд (л.д. 62-63).
МКОУ СОШ с. Залазна выдано предписание от 19.04.2019 № 20/1/1-6 по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д.64-65).
При проверке, проведенной ОНДПР Омутнинского района 07.08.2019-08.08.2019, в МКОУ СОШ с. Залазна выявлены следующие нарушения требований противопожарной безопасности: 1) в здании, расположенном по адресу АДРЕС ИЗЪЯТ: кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты (пожарной сигнализации) имеют показатель пожарной опасности ниже предела распространения кабельного горения по групповой прокладке (ПРГП 4) по ГОСТ Р 53315; значение максимального времени задержки поступления и отображения извещения о пожаре и/или неисправности технических средств пожарной автоматики от ПОО на ППО превышает 20 секунд; 2) в здании, расположенном по адресу АДРЕС ИЗЪЯТ - кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты (пожарной сигнализации) имеют показатель пожарной опасности ниже предела распространения кабельного горения по групповой прокладке (ПРГП 4) по ГОСТ Р 53315; прибор приемно-контрольной охранно-пожарный «ВЭРС-ПК-8» превысил предельный срок службы (эксплуатации); значение максимального времени задержки поступления и отображения извещения о пожаре и/или неисправности технических средств пожарной автоматики от ПОО на ППО превышает 20 секунд (л.д. 68 – 69).
МКОУ СОШ с. Залазна выдано предписание от 08.08.2019 № 70/1/1-5 по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д.70-71).
Из сообщения ОНДПР Омутнинского района от 13.08.2019 в прокуратуру Омутнинского района следует, что в МКОУ СОШ с. Залазна имеют место нарушения требований пожарной безопасности (л.д.6).
16.10.2019 прокурором Омутнинского района в адрес главы администрации МО Омутниснкий муниципальный район вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противопожарной безопасности (л.д.7-8).
В ответе на представление от 18.10.2019 администрация МО Омутнинский муниципальный район указала, что устранение нарушений, указанных в предписаниях, запланировано на 2020 год, в настоящее время в местном бюджете запланированы денежные средства на устранение части предписаний (л.д. 9).
Из объяснений представителя ответчика МКОУ СОШ с.Залазна следует, прокурором не оспаривается, что на момент рассмотрения дела проведены следующие работы – заменен прибор GSM-5-RT в системе пожарной сигнализации (л.д.104-111), т.е. устранено нарушение в виде задержки поступления и отображения извещения о пожаре и/или неисправности технических средств пожарной автоматики.
Указанные обстоятельства подтверждаются также письмом председателя Омутнинского районного отделения ВДПО, начальника ОНДПР по Омутнинскому району от 12.03.2020.
На дату рассмотрения дела имеются нарушения: в зданиях, расположенных по адресам: АДРЕС ИЗЪЯТ, кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты (пожарной сигнализации) имеют показатель пожарной опасности ниже предела распространения кабельного горения по групповой прокладке (ПРГП 4) по ГОСТ Р 53315; и в здании, расположенном по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ - прибор приемно-контрольной охранно-пожарный «ВЭРС-ПК-8» превысил предельный срок службы (эксплуатации).
МКОУ СОШ с. Залазна является казенным учреждением (п. 1.4 устава, л.д. 20 - 45). Фактические адреса организации: АДРЕС ИЗЪЯТ, АДРЕС ИЗЪЯТАДРЕС ИЗЪЯТ, АДРЕС ИЗЪЯТ (п. 1.3).
Согласно уставу МКОУ СОШ с.Залазна основная цель деятельности образовательной организации – образовательная деятельность (п. 1.9 устава).
В соответствии с уставом к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья (п. 4.3.15). Пункт 4.5.2 устава гласит, что образовательная организация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе к компетенции её относится создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, воспитанников, присмотра и ухода за обучающимися, воспитанниками, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 4.6)
Учредителем и собственником имущества является администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (п. 1.7 устава). К полномочиям учредителя относится: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в образовательной организации (п.3.2 устава); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальной образовательной организации, обустройство прилегающей к ней территории (п. 3.4 устава); осуществление иных установленных Федеральным законом «Об образовании» полномочий в сфере образования (п. 3.6 устава).
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п.2. ч.3 ст.28); создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п.15 ч.3 ст.28).
Пунктом 5 ч.1 ст.9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Кроме того, органы местного самоуправления создают условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п.3 ч.1 ст.9 Закона об образовании).
В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно п.4 ст.123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Наличие указанных выше нарушений требований законодательства пожарной безопасности свидетельствует о нарушении права на безопасное и благоприятное пребывание детей в образовательном учреждении.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Суд, принимая во внимание характер, объем действий, которые необходимо выполнить ответчикам, считает необходимым установить срок исполнения возложенных на ответчиков обязанностей, указанных прокурором, – не позднее 01.08.2020.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Омутнинского района Кировской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать МКОУ СОШ с.Залазна в срок до ДАТА ИЗЪЯТА установить в здании, расположенном по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ приборы (составные части) автоматической установки пожарной сигнализации, в том числе приемно-контрольное устройство, соответствующее сроку службы (эксплуатации);
в зданиях, расположенных по адресам: АДРЕС ИЗЪЯТ обеспечить надлежащий показатель пожарной опасности кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты (пожарной сигнализации).
Обязать муниципальное образование Омутнинский муниципальный район Кировской области в лице администрации Омутнинского муниципального района Кировской области за счет казны муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области выделить денежные средства на устранение нарушений законодательства о противопожарной безопасности.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Омутнинский районный суд Кировской области.
Мотивированно решение составлено 16.03.2020.
Судья И.В.Орлова