ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-207/2013 от 21.12.2012 Камышинского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2- 207/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2012 года г. Камышин

Камышинский федеральный городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Коваленко Н.Г.,

представителя заявителя по доверенности Зацепилина М.Ю.,

представителя заинтересованного лица - государственного инспектора Камышинского района по пожарномунадзору Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области по доверенности Тищенко Д.Ю.,

при секретаре Лопушковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Главы Сестренского сельского поселения Камышинского муниципального района .... о признании незаконным Предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ ...., вынесенного Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по ...., суд

У С Т А Н О В И Л:

Глава Сестренского сельского поселения Камышинского муниципального района ....ФИО6 обратился в суд с заявлением о признании Предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ ...., вынесенного Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по ....,незаконным.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в здании Администрации Камышинского муниципального района .... старший инженер отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций УНД Главного Управления МЧС России по ....ФИО7 внес ему как Главе Сестренского сельского поселения Камышинского муниципального района .... Предписание № .....

На основании распоряженияоргана государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля № .... от ДД.ММ.ГГГГ, орган государственного контроля проводил плановую выездную проверку. В пункте 1 настоящего распоряжения указано провести проверку в отношении органов местного самоуправления Сестренского сельского поселения Камышинского муниципального района .....

Статьей 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определена структураорганов местного самоуправления, которая состоит из представительного органа муниципального образования, Главы муниципального образования, местной администрации, контрольного органа муниципального образования, иных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования. Так, статья 22 Устава Сестренского сельского поселения Камышинского муниципального района .... определила структуру органов местного самоуправления поселения в составе: Главы Сестренского сельского поселения, Сестренского сельского Совета как представительного органа сельского поселения и Администрации Сестренского сельского поселения. При этом правами юридического лица наделены исключительно Сестренский сельский Совет и Администрация Сестренского сельского поселения. Органы местного самоуправления Сестренского сельского поселения не являются наименованием юридического лица, а, следовательно, не являются и самим юридическим лицом. Более того, в самом распоряжении не указан перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Как следует из распоряжения № .... от ДД.ММ.ГГГГ, орган государственного контроля проводил плановую выездную проверку.

В соответствии с частью 2 статьи 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления деятельности. АдминистрацияСестренского сельского поселенияКамышинского муниципального района .... зарегистрирована и фактически находится по адресу: ......... Проверка органами государственного контроля проходила в здании Администрации Камышинского муниципального района .... по адресу: ............ Выезд проверяющего на территорию Сестренскогопоселения не осуществлялся.

Более того, Федеральный законот ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает планирование проводимых плановых проверок. Так, согласно части 3 статьи 9 настоящего Закона, плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов, которые подлежат размещению в сети Интернет на официальных сайтах органов, указанных в Правилах подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако, в сводном плане проверок, размещенном на официальном сайте Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, проведение плановой проверки Главного управления МЧС России по .... не значится. С внесенным Предписанием не согласен, считает, что оно не соответствует действующему законодательству Российской Федерации в части организации и проведении проверок, в связи с чем просит признать его незаконным.

В судебном заседании представитель заявителя - Зацепилин М.Ю., на заявленных требованияхнастаивал. При этом пояснил суду следующее: проверка органами государственного контроля проводилась формально и с грубыми нарушениями действующего законодательства. Главы всехсельских поселений, образованных на территории Камышинского муниципального района ...., включая Главу Сестренского сельского поселения, телефонограммой были приглашены с документами ДД.ММ.ГГГГ в здание Администрации Камышинского муниципального района .... по адресу: .... «А».Глав поселений по очереди приглашали в кабинет управляющего делами Администрации Камышинского муниципального района ФИО9. В числе проверяющих присутствовал только старший инженер ФИО7, который по результатам проверки составил акт проверки и выдал Предписание об устранении нарушений Главе. Никто из проверяющих на территорию сельских поселений не выезжал, никаких замечаний в деятельности Глав сельских поселений не называл.Кроме того, полагает, что поскольку плановая выездная проверка проводилась без включения в ежегодный план проведения проверок органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, то проведена она с грубым нарушением требований ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающих организацию и проведение проверок, что в силу ст. 20 настоящего Закона свидетельствует о наличии оснований для отмены Предписания. В сводном плане проверок субъектов предпринимательства на 2012 год, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, проведение проверки органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля Глава Сестренского сельского поселения отсутствует. Также отсутствуют в плане проведения проверок Администрация Сестренского сельского поселения и Сестренский сельский Совет.

Представитель Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по ...., инспектор УНД Тищенко Д.Ю. с заявленными требованиями не согласился. Пояснил суду, что обстоятельства проведения проверки Сестренского сельского поселения ему не известны,поскольку в проведении плановой выездной проверки участия не принимал, самостоятельно никуда не выезжал и при вручении настоящего предписания не присутствовал.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части 2 статьи 1 устанавливает:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Согласно порядку организации проверок, установленному в части 1 статьи 14 Федерального закона №294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Кроме того, пп.2,3 части 2 статьи 14 настоящего Закона предписывают указывать в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций, а также наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;

Из распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ .... следует, что главный государственный инспектор .... по пожарному надзору ФИО10. уполномочил на проведение проверкив отношении Сестренского сельского поселения, в числе прочих лиц, старшего инженера отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций УНД Главного управления МЧС России по ....ФИО7

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проводил проверку ФИО7 Иных должностных лиц, проводивших проверкуСестренского сельского поселения,в актене указано.

Кроме того, в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что органами надзора проводилась плановая выездная проверка в отношении органов местного самоуправления Сестренского сельского поселения Камышинского муниципального района .....

Структура органов местного самоуправления определяется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

Так, в статье 34 настоящего Закона установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, Глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статья 22 Устава Сестренского сельского поселения Камышинского муниципального района .... определила структуру органов местного самоуправления поселения в составе: Главы Сестренского сельского поселения, Сестренского сельского Совета как представительного органа сельского поселения и Администрации Сестренского сельского поселения. Правами юридического лица наделены Сестренский сельский Совет и Администрация Сестренского сельского поселения.

Изложенное свидетельствует о том, что из указанного распоряжения№ .... от ДД.ММ.ГГГГ установить конкретный орган местного самоуправления, подлежащий проверке, не представляется возможным.

Согласно части 2 статьи 12Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. При этом, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст. 54 ГК РФ).

В судебном заседании установлено, что Администрация Сестренского сельского поселения находится по адресу: Россия, ...., что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ № ...., сформированной Межрайонной ИФНС № .... по .... по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Из пояснений представителя заявителя Зацепилина М.Ю. следует, что фактически выездная проверка не осуществлялась, что проходила плановая документарная проверка в здании Администрации .... по адресу: .... и проводилась она исключительно инспектором ФИО7 Выезд на территорию Сестренского сельского поселения никем из должностных лиц не осуществлялся.Таким образом, суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ в .... выездная проверка с участием ФИО7 и ФИО6 не проводилась.

Оснований не доверять пояснениям представителя заявителя у суда не имеется, посколькуПленум Верховного Суда РФ в пункте 20 Постановления от 10.02.2009 №2"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указал, что по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия), согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Представитель заинтересованного лица каких-либо доказательств, объективно свидетельствующих о проведении плановой выездной проверки, равно как и то, что проверка действительно проводилась на территории Сестренского сельского поселения суду не представил, что свидетельствует о нарушении требований ст. 249 ГПК РФ.

Частью 3 статьи 9 ФЗ № 294-ФЗ от 26.12.2008 года установлено, что плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 №489(ред. от 30.12.2011) утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

Генеральная прокуратура Российской Федерации на основании обобщения представленных руководителями органов государственного контроля (надзора) или муниципального контроля ежегодного плана проведения проверок формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет".

Однако в имеющемся сводном плане проверок администрация Сестренского сельского поселения в числе проверяемых субъектов не значится и заинтересованное лицо в судебном заседании не представило доказательств того, что Сестренскоесельское поселение, глава Сестренскогосельского поселения или администрация Сестренскогосельского поселения были включены в ежегодный или пятилетний план.

Довод представителя заявителя Зацепилина М.Ю. о том, что органы местного самоуправления должны включаться в ежегодный план основан на законоположениях, действовавших на момент вынесения распоряжения № .... от ДД.ММ.ГГГГ Приказ МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ...."Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзорузавыполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны", утративший юридическую силу в связи с изданием приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ ...., вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "<данные изъяты>" - ДД.ММ.ГГГГ), указывал, что деятельность должностных лиц ГНГО по исполнению государственной функции на объектах надзора осуществляется в соответствии с:

перспективными пятилетними планами плановых проверок, разрабатываемыми в органах ГНГО (далее - перспективный план);

ежегодными планами проведения плановых проверок, разрабатываемыми органами ГНГО, на основе перспективных планов;

личными план-графиками работы, составляемыми ежемесячно должностными лицами ГНГО.

Согласно п. 39 Административного регламента в перспективный план включаются, в том числе:наименования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, фамилии и инициалы граждан, в отношении которых планируется осуществить плановые проверки.

Плановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Кроме того, в пунктах № .... Административного регламента указано, что плановые проверки в отношении субъектов надзора проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок субъектов надзора на текущий календарный год (далее - План), оформляемого в соответствии с приложением № .... к настоящему Административному регламенту.

Изложенное выше свидетельствует о том, что для проведения плановой выездной проверки орган местного самоуправления должен быть включен в ежегодный план проведения плановых проверок.

Проведение плановой проверки установлено лишь в отношении Администрации Сестренского сельского поселения исключительно Управлением Роспотребнадзора по .... и Государственной инспекцией труда в ..... Иных органов контроля, равно как и иных органов местного самоуправления Сестренского сельского поселения в план включено не было.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям относится нарушение требований, в том числе предусмотренных частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок).

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что плановая проверка администрации Сестренского сельского поселения проведена с грубым нарушением норм федерального законодательства, в частности Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 года и не может являться доказательством нарушения органами местного самоуправления Сестренского сельского поселения обязательных требований.Соответственно,Предписание Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по .... от ДД.ММ.ГГГГ№ ....по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуации, вынесенное Главе Администрации Сестренского сельского поселения Камышинского муниципального района .... на основании проведенной проверки, является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать предписание Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по .... от ДД.ММ.ГГГГ№ ...., вынесенное ГлавеАдминистрации Сестренского сельского поселения Камышинского муниципального района ...., незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.Г. Коваленко