ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-207/2014 от 02.06.2014 Опочецкого районного суда (Псковская область)

 Дело № 2 – 207/2014г.

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г. Опочка 02 июня 2014 года

 Псковская область

 Опочецкий районный суд Псковской области в составе:

 председательствующего судьи Воробьева Е.В.,

 при секретаре Лавриновой Н.И.,

 с участием заместителя прокурора прокуратуры Опочецкого района Шкирман Г.Ю.,

 представителей ответчиков МБОУ детский сад «Теремок» – Гребень Д.В. и Администрации Опочецкого района - Зубарев А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Опочецкого района в интересах несовершеннолетних лиц к МБОУ Детский сад «Теремок», к Администрации Опочецкого района об обязании оборудования здания дошкольного образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения,

 У С Т А Н О В И Л:

     Заместитель прокурора Опочецкого района Псковской области Шкирман Г.Ю., в интересах несовершеннолетних лиц обратилась в суд с иском к МБОУ Детский сад «Теремок» к Администрации Опочецкого района об обязании оборудовать здания дошкольного образовательного учреждения, расположенные по адресу: <адрес>, системами телевизионного (видео-) наблюдения в срок до 01 января 2015 года. В обоснование иска указала, что Прокуратурой Опочецкого района, в ходе проведения проверки исполнения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности было установлено, что в здании МБОУ Детский сад «Теремок» отсутствует установленная Федеральным законом РФ от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ система телевизионного (видео-) наблюдения, направленная на обеспечение защиты жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников. Учредителем данного образовательного учреждения является Администрация Опочецкого района, которая несет субсидиарную ответственность по обязательствам как учреждения, так и собственника занимаемого им здания.

     В судебном заседании заместитель прокурора Прокуратуры Опочецкого района Шкирман Г.Ю. уточнила исковые требования, просила обязать ответчиков с врок до 01 июля 2015 года установить систему телевизионного (видео-) наблюдения на входе в детский сад «Теремок» в остальной части иск поддержала и дополнительно пояснила, что установка телевизионного наблюдения является неотъемлемым условием, направленным на защиту жизни и здоровья воспитанников образовательного учреждения, поскольку в период нахождения детей в указанном учреждении, степень защиты их жизни и здоровья является недостаточной, входы на территории и в сами здания детского сада никем не контролируется.

     Представитель ответчика МБОУ Детский сад «Теремок» Гребень Д.В. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что прокурором не приведены нормы закона, предписывающие обязательную установку систем телевизионного (видео-) наблюдения в детском саду. Полагает, что требования, необходимые для обеспечения безопасности детей в детском саду «Теремок» обеспечены: имеется забор по периметру территории детского сада, в ночное время детский сад охраняется сторожами, установлена «Теремок». Нормы закона, на которые ссылается прокурор, предписывают установку телевизионного наблюдения в детских учреждения в построенных или в которых была произведена реконструкция или капитальный ремонт после введения в действия Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», однако детский сад «Теремок» построен до введения указанного закона и реконструкция или капитальный ремонт в нем не производилась.

     Представитель ответчика - Администрации Опочецкого района Зубарев А.А. в судебном заседании иск не признал, поддержал позицию представителя МБОУ Детский сад «Теремок», Гребень Д.В. и пояснил, что в настоящее время у Администрации Опочецкого района не имеется средств на установку системы телевизионного (видео-) наблюдения. По мере возможности система видеонаблюдения устанавливается в образовательных учреждения, в настоящее время она установлена в ГБОУ «Гимназия гор. Опочка».

     Суд, выслушав заместителя прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

     В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в МБОУ Детский сад «Теремок», учредителем которого является Администрация Опочецкого района, что подтверждается Уставом ( л.д. №) отсутствует система телевизионного (видео-)наблюдения.

     Исходя из положения ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, государством гарантируется право каждого человека на охрану здоровья.

 В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

 В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции, которой является Российская Федерация, обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

 Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

 В соответствии с пп. 1,7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", одними из основных принципов противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина и приоритет мер предупреждения терроризма.

 Согласно п. 3 ст. 5 названного Закона, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.

 Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации," муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

 В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

 В соответствии с пп. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

 В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона РФ от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

 В соответствии с п. 6.48 СП 118.13330.2012. «Свод правил. Общественные здания и сооружения», и ранее действовавшим п. 5.39 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

 Судом установлено, что МБОУ Детский сад «Теремок» состоит из одного здания и территории, расположенной по адресу: <адрес> Территория указанного дошкольного образовательного учреждения огорожена забором и в нем установлена пультовая охрана указанного объекта, что подтверждается договором № 20 от 31 декабря 2013 года. Кроме этого, в ночное время суток, территорию и здание указанного объекта охраняет сторож, что подтверждается представленным штатным расписанием, утвержденным приказом учреждения № 2 от 09.01.2014 года, а также трудовыми договорами от 01 сентября 2010 года, 10 июля 2013 года и 01 июня 2012 года. Иных средств охраны не имеется.

 Вышеуказанные меры охраны, суд оценивает как недостаточные для обеспечения безопасности жизни и здоровья, находящихся в учреждении несовершеннолетних и работников, поскольку вход на территорию и в здания указанного учреждения никем не контролируется, а, следовательно, не обеспечивается необходимый уровень безопасности детей и работников учреждения.

 В целях обеспечения безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиты от любых посягательств со стороны третьих лиц, суд полагает необходимым обязать ответчиков установить систему телевизионного (видео-) наблюдения, в местах контролирующих входы и выходы на территорию и здания детского сада, поскольку указанная мера будет являться одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

 Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений", органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

 Письмом Рособразования от 16.01.2009 года N 16-2235/07-02 "О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности" предусмотрено предоставление образовательными учреждениями отчетов о выполнении антитеррористических мероприятий.

 При этом, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

 Общими положениями Федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О противодействии терроризму" урегулировано, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности, является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

 Исходя из изложенного, суд приходит к обоснованному выводу о том, что ответчики наделены правовыми полномочиями, а, следовательно, и обязанностями на осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и принятию мер по профилактике терроризма в данном учреждении в пределах их компетенции, что заявленные прокурором требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

 Решение суда об удовлетворении исковых требований, в первую очередь признает за детьми право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности и направлено на пресечение действий, нарушающих право на антитеррористическую безопасность или создающих угрозу его нарушения и основано также на положениях п. п. 1 и 2 ст. 1065 ГК РФ, в соответствии с которыми опасность причинения вреда в будущем может быть основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Поэтому утверждение ответчиков о том, что здание МБОУ Детский сад «Теремок» введено в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 года и, следовательно, требования указанного закона к указанным зданиям не применяются, является несостоятельным, поскольку безопасность детей не может ставиться в зависимость от времени введения зданий для пребывания детей в эксплуатацию.

 Суд не принимает утверждение ответчиков о том, что рассматриваемое дошкольное учреждение не относится к образовательным организациям и на указанное лицо распространяются приведенные Прокурором нормы, как основание для отказа в иске, поскольку п. 18 ст. 2 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к образовательным учреждениям относятся некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, которой ответчик и является согласно лицензии ( л.д. 26).

     На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.195-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Иск прокурора Опочецкого района удовлетворить.

 Обязать МБОУ детский сад «Теремок» и Администрацию Опочецкого района Псковской области, в срок до 01 июля 2015 года, оборудовать в местах контролирующих входы и выходы на территорию и в здание образовательного учреждения МБОУ детский сад «Теремок», расположенного по адресу: <адрес> систему телевизионного (видео-) наблюдения.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия.

 Судья:

 Воробьев Е.В.