ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-207/2021 от 09.06.2021 Щучанского районного суда (Курганская область)

УИД 45RS0024-01-2021-000134-96

№ 2-207/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Щучанский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,

при секретаре Кондратьевой В.В.,

с участием помощника прокурора Щучанского района Завьялова Е.А.,

представителя истца ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» по доверенности Юськаева Д.Ю.,

ответчиков Старовой С.А., Старова В.В., их представителя адвоката Пихули В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 9 июня 2021 года гражданское дело по иску Федерального бюджетного учреждения – «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге РФ (войсковая часть 70855)» к Старовой Светлане Анатольевне, Старову Вячеславу Владимировичу, Старову Дмитрию Вячеславовичу о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Представитель ФБУ – «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге РФ (войсковая часть 70855) по доверенности Сильченков П.В. обратился в Щучанский районный суд с иском (с последующим уточнением исковых требований) к Старовой С.А., Старову В.В., Старову Д.В. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения, указывая, что Старовы С.А. и В.В. работали в филиале ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть92746) - далее в/ч 92746. На основании решения жилищной комиссии в/ч 92746 от 15.06.2018, было принято решение о предоставлении служебного жилого помещения Старовой С.А. на время трудовых отношений с войсковой частью. Совместно с Нанимателем Старовой С.А. в служебном жилом помещении проживают муж Старов В.В., сын Старов Д.В. Минпромторг России являлся государственным заказчиком федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». В рамках реализации Программы за счет средств федерального бюджета было осуществлено строительство жилой зоны объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» (Курганская область), предназначенной для обеспечения жилыми помещениями персонала объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия, членов их семей. В жилую зону объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» (Курганская область) вошел <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> (кадастровый ) принадлежит на праве собственности Российской Федерации, на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации . Спорная квартира в соответствии с распоряжением Межрегионального территориального управления Росимущества в Челябинской и Курганской областях от ДД.ММ.ГГГГ-р по акту приема-передачи имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, от ДД.ММ.ГГГГ закреплена на праве оперативного управления за Федеральным управлением, балансодержателем является Федеральное управление, в лице филиала Федерального управления – объекта «Кизнер». Собственником спорной квартиры является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия собственника осуществляют Росимущество, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и Минпромторг России, в соответствии с Положением о Министерстве промышленности торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с приказом Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ «О включении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации построенных в рамках федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», закрепленных на праве оперативного управления за федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)», в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям» спорная квартира включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению Федерального управления. Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-2066, поручений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ поэтапном вовлечении имущественных комплексов объектов по уничтожению химического оружия в хозяйственный оборот в интересах отраслей, связанных с обеспечением обороноспособности и безопасности государства, и в интересах других отраслей промышленности, Минпромторгом России, Росимуществом и Федеральным управлением проводится работа по передаче имущества инвестору (ФГУП «Федеральный экологический оператор»), невостребованное инвестором имущество жилых зон объектов по уничтожению химического оружия передается на иные уровни собственности. С целью передачи жилых зон Федеральным агентством по управлению государственным имуществом дано поручение от ДД.ММ.ГГГГ МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях о рассмотрении вопроса передачи спорной квартиры на иной уровень публично-правовой собственности и принятии необходимого решения. Минпромторгом России в рамках исполнения данного поручения Правительства Российской Федерации (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) были направлены соответствующие запросы о предоставлении информации в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и в Правительство Курганской области. Правительство Курганской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ (исх. -р) выразило согласие в МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях на принятие объектов недвижимости, в том числе и спорной квартиры в собственность Курганской области. В этой связи МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях издано распоряжение Межрегионального территориального управления Росимущества в Челябинской и Курганской областях от ДД.ММ.ГГГГ-р о внесении изменений в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-р, которым предписано осуществить передачу спорной квартиры из федеральной собственности в государственную собственность Курганской области. Вместе с тем во исполнение вышеперечисленных поручений и решений, в целях выполнения распоряжения МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, принимая во внимание пункт 3 статьи 92 ЖК РФ, которым определено, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом ЖК РФ, Минпромторгом России на предусмотренных законом основаниях, были выполнены мероприятия по исключению спорной квартиры из специализированного жилищного фонда, отнесенного к служебным жилым помещениям Федерального управления (приказ Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ). Издание данного приказа было необходимо для исполнения решения собственника (распоряжения МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях) о передаче спорной квартиры в собственность Курганской области, не нарушая пункта 3 статьи 92 ЖК РФ. В целях реализации принимающей стороной распоряжения МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях Губернатор Курганской области в обращениях в Минпромторг России (от ДД.ММ.ГГГГ № исх. ) и в Федеральное управление (от ДД.ММ.ГГГГ № исх. ) проинформировал о том, что спорную квартиру планируется предоставить детям-сиротам, вопрос обеспечения детей-сирот находится на постоянном контроле прокуратуры Курганской области и просил принять меры по освобождению спорной квартиры до подписания актов (приема-передачи). С целью определения плана передачи спорной квартиры 01.12.2020 в МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях было проведено совместное совещание с представителями Минпромторга России, аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации по Уральскому федеральному округу, финансового управления Курганской области и Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, по результатам которого Федеральному управлению спорную квартиру было поручено передать Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области по акту приема-передачи после ее освобождения гражданами в срок до 01.02.2021. Фактически Федеральное управление, обращаясь с настоящим иском защищает права и интересы Российской Федерации, Минпромторга России, а также выгодоприобретателя коим является Правительство Курганской области в соответствии с распоряжением МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях в отношении спорной квартиры. Возникновение спора в отношении спорной квартиры говорит о недобросовестном поведении ответчиков. Незаконное занятие спорной квартиры ответчиком на сегодняшний день создает препятствия для выполнения истцом предъявляемых к нему требований со стороны собственника в лице Росимущества. Истец лишен возможности передать спорную квартиру Курганской области и вынужден обратиться в суд с настоящим иском ввиду отсутствия иного законного разрешения нарушенных прав истца и третьих лиц. Ответчики, проживают в спорной квартире, по адресу: <адрес>. Основанием для проживания в спорной квартире был договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между командиром войсковой части 92746 и ФИО2, срок действия которого истек 31.12.2020. Специфика договора найма служебного помещения заключается в том, что договор действует только в период трудовых отношений между наймодателем и нанимателем. Договор был заключен с ответчиком в связи с трудовыми отношениями последнего с филиалом Федерального управления - войсковая часть 92746. Предоставление спорной квартиры ответчику носило заведомо временный характер, и было предоставлено исключительно на время трудовых отношений с в/ч 92746 (пункты 1.2, 1.5 Договора). Договором было определено использование спорной квартиры в качестве служебной, а также порядок вселения, пользования спорной квартирой и выселения из нее. В соответствии с условиями Договора, Наймодатель передаёт Нанимателю и членам его семьи, за плату в пользование служебное жилое помещение (Спорную квартиру), находящееся в оперативном управлении истца (п. 1.1 Договора). Заключенный Договор найма служебного жилого помещения (спорной квартиры) прекращается в связи с истечением срока его действия 31.12.2020 и/или/ прекращением трудовых отношений с филиалом Федерального управления - в/ч 92746 (п. 4.8.3 Договора). Пунктом 6.1 Договора установлен срок его действия, а именно с 01.01.2020 по 31.12.2020, но не более чем на период трудовых отношений с филиалом Федерального управления - в/ч 92746. Трудовые отношения расторгнуты с ответчиком 31.12.2020 (приказ командира войсковой части 92746 от ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, следует, что ответчики должны были освободить спорную квартиру (прекратить ею пользоваться) в срок установленный договором (01.02.2021), но в силу недобросовестности, продолжают незаконно в ней проживать. Истцом заблаговременно было вручено уведомление ответчикам о выселении из спорной квартиры от 09.11.2020, что последними было проигнорировано. При указанных обстоятельствах, в настоящее время у ответчиков отсутствуют законные основания для проживания в спорной квартире; изначально спорная квартира была построена в рамках Программы за счет средств федерального бюджета для предоставления гражданам, занятым на работах с химическим оружием; целевым назначением спорной квартиры являлось обеспечение персонала в/ч 92746 жильем, а его предоставление носило исключительно временный характер на период трудовых отношений; спорная квартира находится в собственности Российской Федерации и закреплена на праве оперативного управления за Федеральным управлением. От имени Российской Федерации полномочия собственника в отношении Спорной квартиры осуществляет Минпромторгом России и Росимуществом; Уполномоченным от имени собственника (Российской Федерации) спорной квартиры органом (Росимуществом) принято решение о передаче спорной квартиры из федеральной собственности в собственность Курганской области; незаконное использование ответчиком спорной квартиры в настоящее время лишает права собственника на распоряжение спорным имуществом, а истца на исполнение распорядительного акта собственника о передаче спорной квартиры; спорная квартира освобождается, в том числе и в целях ее незамедлительного предоставления детям-сиротам после принятия в собственность Курганской области; издание приказа Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ является одним из этапов по исполнению решения собственника по передаче спорной квартиры в Курганскую область с последующим ее предоставлением детям-сиротам.

В судебном заседании представитель истца дал пояснения согласно изложенным выше доводам, исковые требования поддерживал.

Представитель ответчиков адвокат Пихуля В.Г. в судебном заседании указывал, что с предъявленными исковыми требованиями не согласны, поскольку 02.10.2020 в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Об исключении служебных жилых помещений фонда Российской Федерации, построенных в рамках федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», закрепленных на праве оперативного управления за федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855), исключены из специализированного жилого фонда отнесенные к служебным жилым помещениям федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855) (далее учреждение) жилые помещения (квартиры) указанные в перечне согласно приложения, построенные в рамках федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» и закрепленные на праве оперативного управления за учреждением. Квартира <адрес> входит в указанный перечень. Данная квартира относилась к категории специализированного жилого фонда только, как служебное жилое помещение. К другим видам специализированного жилого фонда данная квартира не относилась, ввиду отсутствия нормативно-правовых актов. Истцом в обосновании своих требований делается ссылка на договор найма служебного жилого помещения от 01.01.2020 , со сроком действия до 31.12.2020. В связи с тем, что 02.10.2020 <адрес>. в соответствии с приказом перестала быть служебной, то договор найма служебного жилого помещения прекращает свое действие на основании ст. 451 ГК РФ в следствии существенного изменения обстоятельств, а именно изменении категории жилого помещения. В соответствии с ч. 2 ст. 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, и у ответчиков отсутствуют обязательства по договору освободить служебное жилое помещение в связи с прекращением трудовых обязанностей между нанимателем и наймодателем. Ответчики проживающие в спорной <адрес> на момент перевода жилого помещения из служебной в муниципальную собственность приобрели право пользования данной квартирой, поскольку к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому отсутствуют правовые основания для признания Старовой С.А., Старова В.В., Старова Д.В. утратившими право пользования жилым помещением и их выселения без предоставления другого жилого помещения.

Ответчики Старова С.А., Старов В.В. в судебном заседании иск не признали полностью по доводам, изложенным их представителем.

Ответчик Старов Д.В. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, исковые требования не признавал полностью.

Определением Щучанского районного суда Курганской области от 15.03.2021, в соответствии со ст. 43 ГПК РФ, к участию деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: межмуниципальный отдел по Щучанскому и Сафакулевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению госимуществом в Челябинской и Курганской областях.

Представитель третьего лица межмуниципального отдела по Щучанскому и Сафакулевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, в письменном отзыве на исковое заявление указывал, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, квартира, общей площадью 54,9 кв.м. с кадастровым номером , расположенная по адресу: <адрес>, стоит на кадастровом учете. Правообладатель: Российская Федерация с 07.06.2016, также зарегистрировано право оперативного управления 06.07.2017 за Федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге РФ (войсковая часть 70855)». Кроме этого, в ЕГРН 26.12.2018 на основании Приказа Министерства промышленности и торговли от ДД.ММ.ГГГГ был внесен статус служебного жилого помещения, который 21.01.2021 на основании Приказа Министерства промышленности и торговли от ДД.ММ.ГГГГ был прекращен. Рассмотрение заявленных требований оставлял на усмотрение суда.

Представитель Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, в письменном отзыве на исковое заявление указывал, что служебное жилое помещение, являясь одним из видов помещений категории специализированного жилого фонда, имеет сугубо целевое назначение. Минпромторг России являлся государственным заказчиком федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (далее - Программа). В рамках реализации Программы за счет средств федерального бюджета было осуществлено строительство жилой зоны объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» (Курганская область), предназначенной для обеспечения жилыми помещениями персонала объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия, членов их семей. В жилую зону объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» (Курганская область) вошел <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>. Квартира , расположенная по адресу: <адрес> (кадастровый ) принадлежит на праве собственности Российской Федерации на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU45523101-3 от ДД.ММ.ГГГГ (выдано Комитетом по архитектуре и строительству Курганской области), о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации . Спорная квартира в соответствии с распоряжением МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от ДД.ММ.ГГГГ-р по акту приема-передачи имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ закреплена на праве оперативного управления за ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)». Полномочия собственника в отношении спорной квартиры осуществляются Минпромторгом России в соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с приказом Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ «О включении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, построенных в рамках федеральной целевой программы «Уничтожение запаса химического оружия в Российской Федерации», закрепленных на праве оперативного управления за федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)», в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям» спорная квартира включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению. Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-2066, поручений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ поэтапном вовлечении имущественных комплексов объектов по уничтожению химическо оружия в хозяйственный оборот в интересах отраслей, связанных с обеспечением обороноспособности и безопасности государства, и в интересах других отраслей промышленности, в соответствии с распоряжением МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от ДД.ММ.ГГГГ №» (в редакции распоряжения МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от ДД.ММ.ГГГГ-р) спорная квартира подлежит передаче из федеральной собственности в государственную собственность Курганской области. В этой связи приказом Минпромторга России от 02.10.2020 № 3370 «Об исключении служебных жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, построенных в рамках федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», закрепленных на праве оперативного управления за федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)», из специализированного жилищного фонда» спорная квартира исключена из специализированного жилищного фонда Российской Федерации. Имущество, передаваемое в государственную собственность Курганской области, указанное в распоряжении МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, планируется предоставить детям-сиротам (письма Губернатора Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, в соответствии с вышеуказанными письмами и Протоколом совещания МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от 01.12.2020 квартиры, занятые гражданами, до подписания акта приема-передачи должны быть освобождены гражданами. Как следует из искового заявления и приложенных к нему документов, 01.01.2020 между филиалом ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) (наймодатель) и Старовой С.А. (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения - двухкомнатной <адрес>, находящейся по адресу: <адрес><адрес>. Согласно договора наймодатель передал нанимателю в связи с трудовыми отношениями спорную квартиру для временного проживания. В соответствии с подпунктом 4.8.3 договора договор прекращается с истечением срока действия договора и/или прекращением трудовых отношений с наймодателем. Согласно п. 6.1 договора срок действия договора с 01.01.2020 по 31.12.2020, но не более чем на период действия трудовых отношений с наймодателем. Пункт 4.5 договора при расторжении договора налагает обязательство на нанимателя в течение одного месяца с момента прекращения трудовых отношений освободить служебное жилое помещение. При подписаний договора наниматель знала, что спорная квартира является служебным жилым помещением, предоставляется для временного проживания на период трудовых отношений с наймодателем и согласилась с условиями и порядком освобождения служебного жилого помещения. Согласно выписке из приказа командира войсковой части 92746 (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор со Старковой С.А. расторгнут 15.12.2020.

Филиал ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) надлежащим образом исполнил свои обязательства по договору. 09.11.2020 наймодатель направил нанимателю предупреждение о выселении из спорного жилого помещения в связи с тем, что право пользования спорной квартирой 31.12.2020 будет прекращено на основании окончания трудовых отношений. Указанное предупреждение получено нанимателем 09.12.2020. Однако до настоящего времени в нарушение ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений договора спорная квартира семьей Старовых не освобождена. В Минпромторге России отсутствуют документы, подтверждающие, что ответчик относятся к категории лиц, выселение которых может быть произведено только с предоставлением другого жилого помещения. Каких-либо положений, позволяющих, в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Просил удовлетворить требования ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» к Старовым, изложенные в исковом заявлении, в полном объеме.

Представитель третьего лица Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению госимуществом в Челябинской и Курганской областях в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщал и не просил об отложении дела, письменных возражений (отзыва) на исковое заявление не представлял.

В своем заключении помощник прокурор Завьялов Е.А. указывал, что исковые требования ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» к ответчикам Старовым о выселении из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения подлежат удовлетворению, по обстоятельствам, что спорное жилое помещение построено и предназначалось исключительно гражданам, занятым на работах с химическим оружием. Поскольку в настоящее время никто из ответчиков не причастен к работам, связанным с уничтожением химического оружия, в трудовых или служебных отношениях с истцом не состоит, то ответчики должны были освободить квартиру в установленный договором специализированного найма жилого помещения, срок.

Суд, выслушав доводы сторон, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные суду доказательства в совокупности, приходит к следующему.

В силу положений, изложенных в п.1 ст.39 ГПК РФ истец вправе уменьшить размер исковых требований.

В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В данном случае оснований для выхода за пределы заявленных истцом требований у суда не имеется.

Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного Кодекса.

Согласно ст. 10 Федерального Закона от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируется предоставление служебных жилых помещений в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, на период работы указанных граждан с химическим оружием без права приватизации этих помещений.

В соответствии с «Порядком предоставления служебных жилых помещений гражданам, занятым на работах с химическим оружием», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2001 №811, гражданам, занятых на работах с химическим оружием, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать вблизи места работы, администрацией Объекта по уничтожению химического оружия предоставляются служебные жилые помещения. Служебные жилые помещения предоставляются гражданам только на время их работы с химическим оружием. Основанием для выселения из служебного жилого помещения является прекращение действия трудового договора между гражданином, занятым па работах с химическим оружием, и администрацией объекта по уничтожению химического оружия.

Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства РФ от 21.03.1996 №305 утверждена Федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».

Согласно паспорту Программы в задачи Программы входит строительство 7 объектов по уничтожению химического оружия; развитие социальной инфраструктуры в районах расположения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия.

Программой предусмотрено строительство жилых помещений для обеспечения служебным жильем персонала объекта УХО, предусмотрен объем вложений в жилую зону в размере 2863,02 млн. руб. В соответствии с Приложением № 8 к федеральной целевой программе «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»: жилая зона предназначена для обеспечения жилыми помещениями работников объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия и членов их семей; для поквартирного обеспечения жильем персонала, работающего в нормальном режиме на объекте в течение установленного срока уничтожения отравляющих веществ, создаются жилые микрорайоны. Размещение жилых микрорайонов предусматривается в близлежащих крупных населенных пунктах; для временного вахтового поселения эксплуатационного персонала, работающего в промышленной зоне объекта по уничтожению химического оружия, создаются вахтовые городки. Размещение вахтовых городков эксплуатационного персонала определено максимальным приближением к объектам по уничтожению химического оружия с учетом границ его санитарно-защитной зоны.

В соответствии с «Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 438, Минпромторг России является уполномоченным (национальным) органом Российской Федерации по выполнению Конвенции.

Объект по уничтожению химического оружия в г. Щучье был построен в целях реализации федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (далее - Программа), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.1996 г. № 305.

В соответствии с разделом V Программы государственным заказчиком Программы является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет международной финансовой и технической помощи, путем включения ее мероприятий в государственный оборонный заказ государственных контрактов между государственным заказчиком Программы и исполнителями.

Как усматривается из материалов дела, жилое помещение: квартира, общей площадью 54,9 кв.м., по адресу <адрес> построено на федеральные средства для обеспечения служебным жильем персонала объекта УХО, является собственностью Российской Федерации и передано в оперативное управление ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (войсковая часть № 70855)», что подтверждается распоряжением МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от 03.05.2017 г. №177-р «О передаче федерального имущества в оперативное управление Федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» на праве оперативного управления и Приложением к нему, акта приема-передачи имущества, составляющего казну Российской Федерации, свидетельством о государственной регистрации права от 07.06.2016 года , выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 07.07.2017 года.

Из учредительных документов ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (войсковая часть № 70855)», следует, что учреждение предназначено для выполнения задач в соответствии с Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению выполнения работ в области химического разоружения» и имеет обособленные подразделения на территории РФ, в числе которых филиал ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть № 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть № 92746).

В соответствии с Положением о филиале ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть № 70885)» - 1207 объекте по хранению и уничтожению химического оружия (войсковой части № 92746), утвержденном на основании приказа начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия от ДД.ММ.ГГГГ, филиал создан на основании совместного приказа Министра обороны РФ и Министерства промышленности и торговли РФ от ДД.ММ.ГГГГс Филиал является обособленным структурным подразделением ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть № 70855)», расположенным вне места нахождения учреждения и осуществляющим все его функции или их часть. Филиал действует и может осуществлять сделки от имени учреждения на основании доверенностей и настоящего Положения о филиале, утверждаемого руководителем учреждения.

В соответствии с записями в трудовой книжке Старова В.В., следует, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в рядах Вооруженных сил СССР., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в кадрах Вооруженных Сил Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в филиал ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) в отдел хранения боеприпасов (в специальном наполнении) заведующим хранилищем по VI группе тарифных ставок. ДД.ММ.ГГГГ уволен по сокращению штатов работников организации, п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. ДД.ММ.ГГГГ принят в группу (по эксплуатации и ремонту средств пожаротушения и пожарной сигнализации) начальником группы в филиал ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746). ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут в связи с сокращением штата работников организации п. 2 ч.1 ст. 81 ТК РФ.

В соответствии с записями в трудовой книжке Старовой С.А., следует, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в телефонную станцию узла связи на должность начальника станции (телефонной) в филиал ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746). ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с ней расторгнут в связи с ликвидацией организации, п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

На период прохождения Старовым В.В. военной службы по контракту в войсковой части 92746, ему, в соответствии с договором найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи: жена Старова С.А., сын Старов Д.В.

Аналогичные договоры найма служебного жилого помещения со Старовым В.П. перезаключались ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, последний со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с прекращением трудовых отношений Старова В.П. с. филиалом ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746), договор найма служебного жилого помещения на спорное жилое помещение был перезаключен с его супругой Старовой В.П., которая продолжала состоять в трудовых отношениях с Филиалом.

В период трудовых отношений Старовой С.А. с филиалом Федерального бюджетного учреждения – «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге РФ (войсковая часть 70855)» со Старовой С.А. на спорную квартиру заключались (перезаключались) типовые договоры найма служебного жилого помещения, последний договор заключен от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, но не более чем на время трудовых отношений нанимателя с филиалом ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746).

Согласно Договора, в случае расторжения или прекращения настоящего Договора Наниматель и члены его семьи должны освободить служебное жилое помещение. При отказе освободить служебное жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Совместно с нанимателем в служебное жилое помещение вселены члены ее семьи: муж Старов В.В., сын Старов Д.В.

В связи с предстоящим прекращением трудовых отношений Старовой С.А. и окончанием срока договора найма служебного жилого помещения 09.11.2020 наймодатель направил нанимателю Старовой С.А. предупреждение о выселении из спорного жилого помещения, которое получено ею 09.12.2020.

Филиал ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) надлежащим образом исполнил свои обязательства по договору.

После прекращения трудовых отношений, в соответствии с п. 4.9 Договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ семья Старовых спорную квартиру не освободила, продолжает проживать в ней по настоящее время.

В судебном заседании установлено, что Старовы не имели и имеют регистрации в спорной квартире, зарегистрированы по адресу: <адрес>, - с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ Администрации города Щучье Курганской области, что Старова С.А., Старов В.В., Старов Д.В., зарегистрированные по адресу: <адрес>, на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не состоят и не состояли.

В соответствии с выписками из ЕГРН филиала ФГБУ « Федеральная кадастровая палата Россреестра» по Курганской области от 04.06.2021 в ЕГРН в общей долевой собственности Старовой С.А., Старова В.В., Старова Д.В. имеется жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 53,4 кв.м. Основание государственной регистрации: договор купли-продажи, выдан ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленного в материалы дела договора-купли продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, приобретена в долевую собственность Старовых за счет собственных средств, а также за счет средств федерального бюджета в виде субсидии, выделяемой по государственному жилищному сертификату на приобретение жилья, выданного Минобороны России 01.06.2009.

В соответствии с приказом Минпромторга России от 23.03.2018 № 1017 «О включении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, построенных в рамках федеральной целевой программы «Уничтожение запаса химического оружия в Российской Федерации», закрепленных на праве оперативного управления за федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)», в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям» спорная квартира включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению.

Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 13.10.2017 № Пр-2066, поручений Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 № , от 06.11.2018 № о поэтапном вовлечении имущественных комплексов объектов по уничтожению химическо оружия в хозяйственный оборот в интересах отраслей, связанных с обеспечением обороноспособности и безопасности государства, и в интересах других отраслей промышленности, в соответствии с распоряжением МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от ДД.ММ.ГГГГ №» (в редакции распоряжения МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от ДД.ММ.ГГГГ-р) спорная квартира подлежит передаче из федеральной собственности в государственную собственность Курганской области.

В этой связи приказом Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении служебных жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, построенных в рамках федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», закрепленных на праве оперативного управления за федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)», из специализированного жилищного фонда» спорная квартира исключена из специализированного жилищного фонда Российской Федерации. Имущество, передаваемое в государственную собственность <адрес>, указанное в распоряжении МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, планируется предоставить детям-сиротам (письма <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в соответствии с вышеуказанными письмами и Протоколом совещания МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от 01.12.2020 квартиры, занятые гражданами, до подписания акта приема-передачи должны быть освобождены гражданами.

В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, квартира, общей площадью 54,9 кв.м. с кадастровым номером расположенная по адресу: <адрес>, стоит на кадастровом учете. Правообладатель: Российская Федерация с 07.06.2016, зарегистрировано право оперативного управления 06.07.2017 за Федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге РФ (войсковая часть 70855)».

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективно и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств, суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Суд признает допустимыми доказательствами по делу все предоставленные суду документы, поскольку они получены с соблюдением требований законодательства РФ, сторонами не предоставлено каких-либо доводов и оснований позволяющих признать какое-либо из имеющихся письменных доказательств недопустимым.

Статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

На основании ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Поскольку договор найма от 01.01.2020 на спорную квартиру между сторонами прекратил свое действие, оснований для проживания семьи Старовых в спорном помещении по иным причинам, в том числе по договору социального найма, судом не установлено.

При этом, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях ответчики не состоят, к категории граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, не относятся, на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения не состояла и не состоят.

При указанных обстоятельствах, ответчики не обладает статусом нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Суд признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований истца и выселении ответчиков из занимаемой квартиры, поскольку основания для сохранения права пользования предоставленным спорным жилым помещением, отсутствуют.

При указанных обстоятельствах, поскольку договор найма и предшествующие ему договоры являлись срочными, вне зависимости от статуса спорного жилого помещения, условия для его прекращения связаны с прекращением трудовых отношений.

Поскольку договор найма между сторонами прекратил свое действие, оснований для проживания ответчиков в спорном помещении по иным причинам, в том числе по договору социального найма, судом не установлено.

При этом, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях ответчики не состоят, к категории граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, не относятся, на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения не состояли и не состоят.

При указанных обстоятельствах, ответчики не обладает статусом нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Суд признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Суд считает необходимым взыскать с ответчиков в бюджет муниципального образования Щучанского района Курганской области государственную пошлину в размере 6000 руб. из расчета по 2000 руб. с каждого.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге РФ (войсковая часть 70855)» удовлетворить.

Признать Старову Светлану Анатольевну, Старова Вячеслава Владимировича, Старова Дмитрия Вячеславовича утратившими право пользования жилым помещением, расположенного по адресу: <адрес>.

Выселить Старову Светлану Анатольевну, Старова Вячеслава Владимировича, Старова Дмитрия Вячеславовича из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

Взыскать со Старовой Светланы Анатольевны, Старова Вячеслава Владимировича, Старова Дмитрия Вячеславовича в бюджет муниципального образования Щучанского района Курганской области государственную пошлину в размере 6000 (Шесть тысяч) руб., из расчета по 2000 (Две тысячи) руб. с каждого из них.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Курганский областной суд в течение месяца, с момента составления мотивированного решения, с подачей жалобы через Щучанский районный суд.

Мотивированное решение составлено 11.06.2021 года.

Судья: Ю.М. Симонов