ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-207/2022 от 08.06.2022 Пономаревского районного суда (Оренбургская область)

№ 2-207/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Пономаревка 08 июня 2022 года

Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Щепиной О.В.,

при секретаре Неретиной Т.Д.

с участием: старшего помощника прокурора Пономаревского района Оренбургской области Дмитриевой Е.М.

истца ФИО1

представителя ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области о признании увольнение незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, взыскании единовременной выплаты, морального вреда

установил:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области (далее - администрация МО Пономаревский район).

В обоснование иска указала, что 01 сентября 2022 года она была принята на работу по трудовому договору в администрацию МО Пономаревский район на должность заместителя главы администрации по социальным вопросам, на срок полномочий главы Пономаревского района ФИО3

Однако, в нарушение пункта 2.1 договора, до прекращения полномочий главы района, 18 апреля 2022 года ФИО3 издал распоряжение № ... «О прекращении трудового договора и увольнении с муниципальной службы ФИО1»

В соответствии с положениями п. 5 ст. 28 Устава Пономаревского района полномочия главы района начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы района.

Полагает, что назначение заместителей главы района происходит не на срок, когда ФИО3 фактически осуществлял трудовую деятельность в должности главы района, а на срок полномочий главы района, указанных в п. 5 ст. 28 Устава Пономаревского района – на 5 лет.

Указывает, что решение Совета депутатов от 18 апреля 2022 года № ... «О досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области» вступило в силу в день опубликования в газете «Демские зори».

Просит суд, с учетом дополнения:

признать незаконным и отменить распоряжение администрации МО Пономаревский район от 18 апреля 2022 года № ... «О прекращении трудового договора и увольнения с муниципальной службы ФИО1»;

восстановить ФИО1 на работе в прежней должности;

взыскать с администрации МО Пономаревский район денежные средства в качестве компенсации за время вынужденного прогула с 18 апреля 2022 года по день вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, сумму материальной помощи за очередной трудовой отпуск в размере двух окладов в размере 38012 рублей, судебные расходы.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, суду пояснила, что 01 сентября 2022 года она была принята по трудовому договору в администрацию МО Пономаревский район на должность заместителя главы администрации по социальным вопросам, на срок полномочий главы Пономаревского района. 14 апреля 2022 года ее уведомили о том, что 19 апреля 2022 года заключенный с ней трудовой договор будет прекращен ввиду досрочного прекращения полномочий действующего главы района. 18 апреля 2022 года глава района подписал распоряжение, которым прекратил действие трудового договора с 19 апреля 2022 года, в связи с истечением срока трудового договора. 19 апреля 2022 года она была ознакомлена с данным распоряжением. В это же день ей была выдана трудовая книжка и получен расчёт, с которым она согласна. Не согласна только с тем, что ей не была выплачена единовременная выплата к отпуску в размере двух окладов. Считает свое увольнение незаконным, просит восстановить ее на работе в прежней должности.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 против удовлетворения иска возражал, суду пояснил, что увольнение ФИО1 произошло в связи с истечением срока трудового договора. Процедура увольнения администрацией была соблюдена в соответствии с трудовым законодательством, в связи с чем, полагает оснований для удовлетворения исковых требований и восстановлении истца на работе не имеется. Требования истца о выплате единовременной выплаты заявлены необоснованно, поскольку данная выплата выплачивается только при уходе в очередной отпуск.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходи к следующему.

Судом установлено, что распоряжением администрации МО Пономаревский район от 01 сентября 2020 года № ... «О назначении на должность ФИО1», истец ФИО1 назначена на должность заместителя главы администрации района по социальным вопросам с 01 сентября 2020 года на срок полномочий действующего главы Пономаревского района. Должность ФИО1 - заместителя главы администрации района по социальным вопросам отнесена к высшей должности в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 2 реестра муниципальных должностей и должностей муниципальной службы.

01 сентября 2020 года между ФИО1 и администрацией МО Пономаревский район заключен трудовой договор № ... по условиям которого, ФИО1 назначается на муниципальную службу в администрации МО Пономаревский районна должность заместителя главы администрации района по социальным вопросам с 01 сентября 2020 года.

В соответствии с п. 2.1 договор заключен на срок полномочий главы Пономаревского района Оренбургской области ФИО3

14 апреля 2022 года ФИО1 уведомлена о том, что 19 апреля 2022 года трудовой договор с ней будет прекращен в связи с истечением срока его действия ввиду досрочного прекращения полномочий действующего главы.

18 апреля 2022 года распоряжением главы администрации МО Пономаревский район № ... прекращено действие трудового договора от 01 сентября 2020 года № ..., освобождена от занимаемой должности заместитель главы администрации района по социальным вопросам ФИО1 и уволена с муниципальной службы с 19 апреля 2022 года в связи с истечением срока трудового договора, согласно пункту 2 части 1 статьи 77Трудового кодекса РФ.

18 апреля 2022 года решением Совета депутатов МО Пономаревский район прекращены досрочно полномочия главы МО Пономаревский район с 19 апреля 2022 года, в связи с отставкой по собственному желанию. Установлено, что решение вступает в силу со дня его принятия.

В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции Российской Федерации).

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, урегулированы Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, названный Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 58 ТК РФ трудовые договоры могут заключаться на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 настоящего Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения (части 1 и 2).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № ... «О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации», решая вопрос об обоснованности заключения с работником срочного трудового договора, следует учитывать, что такой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в частности в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации, а также в других случаях, установленных Кодексом или иными федеральными законами (часть вторая статьи 58, часть первая статьи 59 ТК РФ). В соответствии с частью второй статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. При этом необходимо иметь в виду, что такой договор может быть признан правомерным, если имелось соглашение сторон (часть вторая статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации), т.е. если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя.

На основании абз. 10 ч. 1 ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях.

В соответствии со ст. 79 ТК РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

В разделе 3 Закона Оренбургской области от 10 октября 2007 года№ 1599/344-IV-ОЗ «О едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области» поименована должность заместителя главы администрации муниципального образования, учреждаемая для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.

Согласно частям 6, 6.1 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия главы района могут быть прекращены досрочно, в том числе в связи с отставкой по собственному желанию.

В соответствии с положениями п. 8 ст. 29 Устава Пономаревского района в полномочие главы района входит в том числе, назначение на срок своих полномочий на должность и освобождение от должности первого заместителя и заместителей главы администрации Пономаревского района.

Принимая во внимание вышеизложенные положения законодательства, а также установленные по делу обстоятельства, учитывая, что занимаемая истцом должность учреждена для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность, и носит срочный характер, увольнение истца по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ суд признает правомерным, поскольку из содержания ч. 7 ст. 11 ТК РФ вовзаимосвязи с положениями ст. 7 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует, что с истечением установленного сторонами срока действия договора, прекращение действия данного договора наступает независимо от воли сторон и не связано с инициативой работника либо работодателя.

При этом довод истца о том, что глава района ФИО3 издал распоряжении об увольнении ФИО1 в период действия своих полномочий, не свидетельствует о незаконности увольнения, поскольку полномочия главы района были прекращены в день увольнения истца.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным и отмене распоряжения администрации МО Пономаревский район от 18 апреля 2022 года № ... «О прекращении трудового договора и увольнения с муниципальной службы ФИО1» и восстановлении ее на работе в прежней должности.

Учитывая, что в удовлетворении основных требований ФИО1 отказано, в удовлетворении производных требований о взыскании с администрации МО Пономаревский район компенсации за время вынужденного прогула и морального вреда в размере 100 000 рублей надлежит отказать.

Довод истца о том, что решение Совета депутатов МО Пономаревский район Оренбургской области от 18 апреля 2022 ода № 85 «О досрочном прекращении полномочий главы МО Пономаревский район» вступило в силу в день опубликования в районной газете «Демские зори» - 21 апреля 2022 года суд считает необоснованным, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу ч. 2 указанной статьи муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно ч. 1 ст. 38 Устава Пономаревского района муниципальные правовые акты района вступают в силу со дня их подписания.

В силу разъяснений, содержащихся в 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года№ 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что решение Совета депутатов МО Пономаревский район от 18 апреля 2022 года № 85 не обладает признаками нормативного правового акта, поскольку оно не устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Следовательно, данное решение не подлежит обязательному опубликованию и вступает в силу с момента его принятия, в данном случае с 18 апреля 2022 года.

Довод истца о том, что полномочия главы района ФИО3 продолжают действовать доназначении нового главы района основан на неправильном понимании норм права, поскольку в данном случае отставка главы произошла досрочно, по собственному желанию, следовательно, его полномочия прекращены с момента отставки – 18 апреля 2022 года.

Ссылка истца на п. 3 ст. 28 Устава Пономаревского района из которой следует, что полномочия главы района прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы не может быть применена в данном случае, поскольку указанный пункт не регулирует прекращение полномочий главы района в связи с его досрочной отставкой, а распространяется лишь на теслучаи, когда действующий глава района не переизбрался на новый срок.

Рассматривая требования истца о взыскании с ответчикасуммы,не выплаченной единовременной выплаты в размере 38012 рублей при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ст. 22 Федерального закон от 02 марта 2007 года№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 9., 9.2, 9.3 Положения о денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов МО Пономаревский район Оренбургской области от 13 августа 2021 года № 54 единовременная выплата в размере двух должностных окладов выплачивается один раз в календарном году при уходе муниципального служащего в очередной оплачиваемый отпуск. В случае разделения ежегодного оплачиваемого отпуска на части единовременная выплата производится один раз в год в размере двух окладов при предоставлении любой из частей указанного отпуска по заявлению муниципального служащего.

В судебном заседании истец ФИО1 пояснила, что в текущем периоде с 01 сентября 2021 по 01 сентября 2022 года в очередной трудовой отпуск она не уходила, с заявлением на выплату единовременной выплаты к отпуску не обращалась.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что ФИО1 правом по уходу в очередной трудовой отпуск не воспользовалась в текущем периоде с 01 сентября 2021 по 01 сентября 2022 года, а при увольнении работника указанная выплата не предусмотрена, оснований для удовлетворении требований истца в указанной части не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в оренбургский областной суд через Пономаревский районный суд в течение месяца со дна изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.В. Щепина

Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2022 года.

О.В. Щепина

Судья