№ 2-2080/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2013 года
г.Надым, ЯНАО
Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Антиповой Н.А., при секретаре судебного заседания Соловьёвой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца "А", представителя истца Горловой И.А.,
гражданское дело по иску "А" к Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО, Администрации муниципального образования Надымский район о восстановлении в списках молодых семей-претендентов, изъявивших желание получить социальную выплату, возложении обязанности произвести социальную выплату,
УСТАНОВИЛ:
Истец, через своего представителя Горлову И.А., обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО, Администрации муниципального образования Надымский район о восстановлении в списках молодых семей-претендентов, изъявивших желание получить социальную выплату, возложении обязанности произвести социальную выплату. В обоснование заявленных требований указано, что её семья в 2011 году была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». 13 сентября 2013 г. истцу стало известно о том, что их исключили из списков семей участников подпрограммы. Как следует из письма Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО, 04 июля 2013 г. – на момент формирования федерального списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат возраст "А" превышал 35 лет, что и послужило основанием для исключения семьи "АБ" из указанного списка. Истец полагает такой отказ незаконным, поскольку ей ещё не исполнилось 36 лет, а следовательно, их семья соответствует всем критериям, предъявляемым к молодым семьям-претендентам на получение социальной выплаты в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Просит восстановить её с семьёй в списке молодых семей – претендентов на приобретение (строительство) жилья подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших получить выплату в 2013 году. Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа произвести социальную выплату семье "А" в соответствии с мероприятиями по программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования. Пояснила, что обратилась в Администрацию с просьбой о расширении квартиры, поскольку один из её детей является инвалидом и страдает тугоухостью. В Администрации ей объяснили, что их семья подходит под условия программы «Обеспечение жильём молодых семей». При этом, согласно объяснениям работников органа МСУ их семья имела право на участие в окружной подпрограмме, где размер выплаты больше, однако даже в этом их ввели в заблуждение и включили в федеральную программу, из которой также в последующем исключили. Полагает такое решение не законным, поскольку не достигла 36-летнего возраста и просит удовлетворить требования.
В судебном заседании представитель истца Горлова И.А. требования к Администрации МО Надымский район не поддержала. Полагала, что восстановить в списках, а также произвести социальную выплату должен именно Департамент строительства и жилищной политики. Иск к Администрации МО Надымский район не поддержала. Настаивала, что Департамент подменяет понятия и неверно применяет Постановление Правительства РФ, понятия «превышает 35 лет» и «лицо, достигшее 35 лет» не являются тождественными. Считает, что поскольку её доверителю не исполнилось 36 лет их семья ещё подходит под условия, предъявляемые к молодой семье, а следовательно семья "АБ" имеет право быть участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей». Несмотря на то, что ни один нормативный документ не содержит абсолютно определённых критериев в отношении возраста, однако сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что пока лицу не исполнилось 36 лет, оно считается 35-летним.
Ответчик – Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО, полагал исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Представитель Департамента Колесников Д.В. указал, что в соответствии с условиями подпрограммы возраст каждого из супругов не должен превышать 35 лет, на момент утверждения списка "А" было более 35 лет, а, следовательно, решение о не включении их семьи в список претендентов являлось законным.
Ответчик – Администрация МО Надымский район в судебное заседание своего представителя не направила. В отзыве относительно исковых требований "А" начальник департамента правового регулирования и контроля Администрации МО Надымский район Калиберда С.И. указала, что Администрация лишь формирует и утверждает списки молодых семей участников Федеральной подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату. Департамент строительства и жилищной политики утверждает сводный список молодых семей участников подпрограммы изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Право молодой семьи возникает после включения молодой семьи в федеральный или окружной список подпрограммы. Согласно приложенным документам семья "АБ" была участницей подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», их учётное дело было направлено в Департамент строительства и жилищной политики. В последующем, Администрацией была получена выписка из Федерального списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2013 г., согласно которой Департамент отказал во включении в данный список семьи "АБ". В свою очередь Администрация решение о не включении "АБ" в Федеральный список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году не принимала, права и законные интересы истца не нарушала, а потому полагает себя не надлежащим ответчиком.
Третье лицо – "Б", супруг истца, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Суд, заслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», Приложением № 3 к которой утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование (Правила). Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
Пунктом 6 Правил установлено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В соответствии с п. 20 Правил, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. После чего и с учетом определения размера субсидии, предоставляемых бюджету субъектов Российской Федерации на планируемый (текущий) год утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. п. 22, 24 Правил).
Из указанных норм права следует, что списки молодых семей участников подпрограммы формируются органами местного самоуправления, а уже в качестве претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ с учетом предоставления субсидий в пределах лимита бюджетных средств. Решение о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году принимается с учетом соответствия молодой семьи всем условиям участия в подпрограмме на день принятия такого решения.
Как установлено, 20 декабря 2011 года семья "АБ", состоящая из 5 человек, обратилась в Администрацию МО Надымский район с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
23 декабря 2011 года Администрация МО Надымский район уведомила истца о признании семьи "АБ" участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Письмом Департамента муниципального имущества и инвестиций Администрации МО Надымский район от 13 сентября 2013 года №379-ж "АБ" было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты и сообщено об исключении из списка молодых семей-участников подпрограммы в связи с достижением "А" возраста 35 лет.
В соответствии с п. 18 указанных Правил несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 6 настоящих Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Поскольку на момент формирования списка претендентов (24 июля 2013 года) на участие в подпрограмме и получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации названной подпрограммы в 2013 году "А", *дата* года рождения, исполнилось 35 лет, семья истца не соответствовала указанным выше требованиям. При таких обстоятельствах, семья "АБ" обоснованно не включена в список претендентов на получение субсидий в рамках названной подпрограммы на планируемый 2013 год.
В соответствии с ч.1 ст. 192 Гражданского кодекса РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Иного регулирования исчисления возраста человека законодательство РФ не содержит. Таким образом, в соответствии с данной нормой Гражданского кодекса РФ 35-летний срок истекает в день 35-летия.
Истец, её представитель не смогли привести убедительных доводов, обоснованных нормами материального права, в связи с которыми участие в подпрограмме возможно до достижения 36 летнего возраста.
Напротив, доводы ответчика – Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО, заслуживают внимания.
Программой определено в качестве основания для получения социальной выплаты - возраст «не превышает 35 лет», соответственно возраст, исчисляемый полными годами, должен закончиться при исполнении 35 лет в 24 часа 00 минут дня рождения. Формулировка «не превышает 35 лет» является пресекательной. При достижении истцом 35 летнего возраста *дата*, уже *дата* у "АБ" началось течение 36 года жизни, а, соответственно, прекратились основания для участия в подпрограмме.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований "А"
Руководствуясь ст.ст.194-199, 209 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск "А" к Администрации муниципального образования Надымский район, Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о восстановлении в списках молодых семей-претендентов, изъявивших желание получить социальную выплаты, возложении обязанности произвести социальную выплату, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путём подачи апелляционной жалобы через Надымский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись
Решение в окончательной форме изготовлено 10 декабря 2013 года.
. судья: Н.А.Антипова
Секретарь суда ____________