ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2081/16 от 10.05.2016 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2016г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Семенцева С.А., при секретаре Алиевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2081/16 по иску ФИО1 к ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары об изменении даты и формулировки причин увольнения, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что работала в ИФНС России Октябрьского района г. Самары с *** года в должности ***. дата на основании дополнительного соглашения к служебному контракту переведена на должность начальника отдела общего и хозяйственного обеспечения на неопределенный срок. дата начальник налоговой инспекции ФИО2 потребовала от начальников всех отделов написать заявления о работе по срочному служебному контракту сроком на 1 год. В связи с оказанным на нее давлением, она вынуждена была подписать заявление о перезаключении с ней бессрочного контракта на срочный. Несмотря на то, что в заявлении она просила заключить с ней контракт сроком на 3 года, 17.02.2010 с ней был заключен служебный контракт сроком на 1 год. Дополнительными соглашениями контракт ежегодно продлевался на 1 год до 16.02.2015. 16.02.2015 с ней был перезаключен контракт сроком действия до 16.02.2016. 12.01.2016 она получила предупреждение от начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары о сокращении должности государственной гражданской службы по истечении 2 месяцев со дня ее ознакомления с данным предупреждением. 19.01.2016 она получила еще одно предупреждение об истечении срока действия служебного контракта и 16.02.2016 она была уволена с формулировкой «истечение срока служебного контракта». 08.06.2009 с ней был заключен служебный контракт на неопределенный срок, последующее заключение с ней срочных трудовых контрактов незаконно, в связи с чем ее увольнение в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта незаконно. Поскольку она получила предупреждение о сокращении занимаемой должности начальника отдела общего и хозяйственного обеспечения, увольнение должно было производиться в соответствии со ст. 180 ТК РФ. Поскольку предупреждение получено ею 12.01.2016, датой увольнения является 13.03.2016. Поскольку она была уволена раньше, в ее пользу подлежит взысканию заработная плата за время вынужденного прогула, а также компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в связи с увольнением в результате сокращения должности. Просит признать незаконными действия ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары в части ее увольнения с государственной службы с формулировкой «в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта»; обязать ИФНС России по Октябрьскому району изменить в трудовой книжке дату освобождения от занимаемой государственной должности с 16.02.2016 на 14.03.2016 с изменением формулировки сведений об увольнении: «на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе»; взыскать с ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары в ее пользу компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в размере *** руб., а также компенсацию морального вреда в размере *** руб.

В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требование поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представители ответчика ФИО4, ФИО5, действующий на основании доверенностей, исковые требования не признали, дали пояснения, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса РФ трудовым договором признается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Статьей 11 ТК РФ предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией РФ, ФЗ «О системе государственной гражданской службы РФ» и ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Как следует из разъяснений Пленума ВС РФ от 17.03.2004 №2, исходя из ст. 73 ФЗ «О государственной гражданской службе», другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части не урегулированной ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

По смыслу статей 13,16,17,23,26 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» поступление на государственную гражданскую службу граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта, заключаемого в письменной форме между гражданином и представителем нанимателя на определенный срок, по истечении которого сотрудник может быть уволен по службе, если по соглашению сторон до истечения срока его действия не будет заключен контракт на новый срок. Заключая срочный служебный контракт об исполнении обязанностей гражданской службы, гражданин тем самым соглашается с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока он будет освобожден от занимаемой должности (уволен).

Согласно ч. 3 ст. 25 ФЗ «О государственной гражданской службе», срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

При этом п. 1 ч. 4 ст. 25 указанного Федерального закона устанавливает, что срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)».

Указом Президента РФ от 31.12.2005 №1574 утвержден Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, которым должность заместителя начальника отдела федеральной службы отнесена к категории «руководители».

Из материалов дела следует, что дата истец обратилась в ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары с заявлением о принятии ее на государственную гражданскую службу РФ на должность ***. Приказом от дата№... ФИО1 принята на государственную гражданскую службу РФ в указанной должности с испытательным сроком 6 месяцев на постоянной основе.

08.06.2009 ФИО1 переведена на должность *** с испытательным сроком 3 месяца на постоянной основе.

12.02.2010 ФИО1 обратилась с заявлением о перезаключении с ней бессрочного служебного контракта на срочный служебный контракт сроком на 3 года, между сторонами подписан служебный контракт №... от 17.02.2010.

24.01.2011 ФИО1 направлено предупреждение об истечении срока действия срочного служебного контракта, и 16.02.2011 истец обратилась с заявлением о продлении срока замещения должности начальника отдела общего и хозяйственного обеспечения с 17.02.2011 сроком на 1 год. Приказом №... от 16.02.2011 срок замещения должности ФИО1 продлен до 16.02.2012, между сторонами заключено дополнительное соглашение №... к служебному контракту от 17.02.2010 №....

18.01.2012 ФИО1 направлено предупреждение об истечении срока действия срочного служебного контракта, и 03.02.2012 истец обратилась с заявлением о продлении срока замещения должности *** с 17.02.2012 сроком на 1 год. Приказом №... от 16.02.2012 срок замещения должности ФИО1 продлен до 16.02.2013, между сторонами заключено дополнительное соглашение №... к служебному контракту от 17.02.2010 №....

31.01.2013 ФИО1 направлено предупреждение об истечении срока действия срочного служебного контракта, и 01.02.2013 истец обратилась с заявлением о продлении служебного контракте. Приказом №... от 05.02.2013 срок замещения должности ФИО1 продлен до 16.02.2014, между сторонами заключено дополнительное соглашение к служебному контракту от 17.02.2010 №....

20.01.2014 ФИО1 обратилась с заявлением о продлении срока пребывания на государственной гражданское службе с 17.02.2014. Приказом от 29.01.2014 №... срок замещения должности продлен с 17.02.2014 по 16.02.2015, между сторонами заключено дополнительное соглашение к служебному контракту от 17.02.2010 №....

06.02.2015 ФИО1 обратилась с заявлением о продлении срока пребывания на государственной гражданское службе с 17.02.2015. Приказом от 16.02.2015 №... с 17.02.2015 служебный контракт с ФИО1 перезаключен с 17.02.2015, заключен служебный контракт от 16.02.2015 №... сроком на 1 год по 16.02.2016.

12.01.2016 ФИО1 предупреждена о сокращении должности государственной гражданской службы в связи с приказами УФНС России по Самарской области от дата№... «Об утверждении структур инспекций ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары России по Самарской области» и ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары от дата№... «Об утверждении штатного расписания ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары» о сокращении занимаемой истцом должности *** по истечении двух месяцев со дня ознакомления ФИО1 с данным предупреждением.

Кроме того, 19.01.2016 ФИО1 предупреждена об истечении срока действия срочного служебного контракта 16.02.2016.

Приказом от 11.02.2016 №... ФИО1 служебный контракт с ФИО1 расторгнут, истец освобождена от занимаемой должности 16.02.2016 в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта, п.2 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», истцу выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за период работы с дата по дата в количестве *** календарных дней.

Суд не находит оснований для признания действий ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары в части заключения с ФИО1 срочных служебных контрактов нарушающими права истца, поскольку действующим законодательством прямо предусмотрена возможность заключения с лицами, замещающими государственную гражданскую должность категории «руководители», лишь на определенный срок, в связи с чем перезаключение с ФИО1 бессрочного служебного контракта на срочный не противоречит законодательству, в связи с чем доводы истца о том, что она подвергалась давлению со стороны руководства и согласилась на заключение срочного служебного контракта лишь под влиянием угроз, не приминаются судом во внимание. Каких-либо доказательств давления и угроз в ее адрес истцом не представлено. Кроме того, как следует из пояснений представителя истца, Гулевских с заявлением в 2016 году п продлении срока действия служебного контракта к ответчику не обращалась.

Доводы истца о том, что фактически служебные отношения носили постоянный характер, поскольку ее трудовые обязанности не изменялись в течение всего срока службы, а также о том, что первоначальный служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, не был расторгнут, также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку служебный контракт был перезаключен на срочный служебный контракт, и последующее продление срока нахождения истца на службе не свидетельствует о заключении контракта на неопределенный срок.

Относительно требования об изменении формулировки причины увольнения суд исходит из следующего.

Статьей 33 ФЗ «О государственной гражданской службе» предусмотрены общие основания прекращения служебного контракта, в том числе истечение срока действия срочного служебного контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 указанного ФЗ, служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. По истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории «руководители» или «помощники (советники)», назначение гражданского служащего на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий является правом представителя нанимателя, но не обязанностью.

Об истечении срока действия служебного контракта ФИО1 была предупреждена за 19.01.2016, т.е. более чем за семь дней до истечения срока действия служебного контракта.

Поскольку каких-либо исключений, устанавливающих невозможность прекратить служебные отношения в связи с истечением срока действия контракта законом не установлено, истец была предупреждена об истечении срока действия служебного контракта в установленном законом порядке, каких-либо нарушений со стороны ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары при освобождении истца с занимаемой должности не допущено.

Прекращение контракта в связи с истечением срока его действия является самостоятельным основанием для прекращения служебных отношений, обстоятельством, не зависящим от воли сторон.

Данный вывод подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 №1754-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО6 на нарушение ее конституционных прав частью 4 статьи 31, частями 1, 3 и 4 статьи 35, частями 1 и 2 статьи 37, статьей 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Так, истечение срока действия срочного служебного контракта, заключенного в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», является одним из оснований его прекращения, освобождения государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы (пункт 2 части 1 статьи 33 данного Федерального закона), о чем государственный гражданский служащий должен быть заранее предупрежден в письменной форме (часть 1 статьи 35 названного Федерального закона).

Гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на оговоренных в служебном контракте условиях. При этом истечение срока действия срочного служебного контракта, в том числе в случае выхода на службу отсутствовавшего государственного гражданского служащего, за которым в соответствии с названным Федеральным законом сохраняется должность государственной гражданской службы, является объективным событием, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя, а потому увольнение государственного гражданского служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта.

Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права государственных гражданских служащих, поскольку в равной мере распространяется на всех государственных гражданских служащих, замещающих должности на основании срочного служебного контракта.

Часть 4 статьи 35 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ при соблюдении установленных ею условий предоставляет возможность государственному гражданскому служащему, замещающему должность государственной гражданской службы категории "руководители" или "помощники (советники)", по истечении установленного срока полномочий продолжить службу на ранее замещаемой должности или иной должности государственной гражданской службы, направлена на учет интересов государственных гражданских служащих и также не может рассматриваться как нарушающая их права.

Суд не находит оснований для изменения формулировки причины увольнения, поскольку увольнение в связи с сокращением занимаемой ФИО1 должности является компетенцией работодателя, тогда как увольнение в связи с истечением срока служебного контракта не зависит от воли сторон служебного контракта.

С заявлением о продлении срока служебного контракта ФИО1 не обращалась, в связи с чем срок замещения ею должности государственной гражданской службы истек 16.02.2016 и она была уволена в связи с истечением срока действия служебного контракта.

Доводы истца о том, что она должны быть уволена в связи с сокращением занимаемой ею должности 13.03.2016, не принимаются судом во внимание, поскольку срок действия срочного служебного контракта, заключенного с истцом, истек.

Оснований для выплаты ФИО1 компенсации, предусмотренной п. 3.1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», не имеется. Так, в соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 06.09.2007 №562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», в случаях, предусмотренных п.п. «д» и «з» п. 1 данных Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Пунктом 1 установлено, что Правила определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (п.п. «д»). Истец была освобождена от замещаемой должности в связи с истечением срока действия служебного контракта, данное основание признано судом законным, в связи с чем требование истца о взыскании в ее пользу указанной компенсации удовлетворению не подлежит.

Само сокращение занимаемой ФИО1 должности в рассматриваемом случае не имеет правового значения. Работодатель исполнил обязанность по уведомлению работника о сокращении занимаемой им должности, однако данное уведомление не может указывать на обязанность работодателя уволить работника по данному основанию, поскольку истечение срока служебного контракта наступило раньше, и наступление данного события не зависит от воли сторон.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 16.05.2016

Судья (подпись) С.А. Семёнцев