Дело № 2-2081/2020 2 ноября 2020 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Сафонова Р. С.
при секретаре Поковба А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 Н.ча к открытому акционерному обществу Авиакомпания «Уральские авиалинии» о взыскании ущерба, причинённого утратой багажа,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу Авиакомпания «Уральские авиалинии» о взыскании ущерба, причинённого утратой багажа, неустойки, компенсации морального вреда.
Требования мотивировал тем, что 14 июня 2017 года заключил с ответчиком договор международной воздушной перевозки пассажира и багажа на рейс <№> по маршруту .... 28 июня 2017 года при регистрации на указанный рейс он сдал для перевозки багаж весом 13 кг. По прибытии воздушного судна в г. Архангельск ему не выдали багаж – чемодан коричневого цвета, в котором находились его вещи и вещи супруги, одежда, обувь и прочие предметы. По его заявлению был организован розыск багажа, розыск оказался безрезультатным. 27 декабря 2018 года перевозчику направлена претензия с приложением подлинных документов, подтверждающих утрату багажа. Ответ на претензию не поступил. Поскольку в добровольном порядке ущерб перевозчиком не возмещён, на основании статьи 22 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (заключена в г. Монреале 28 мая 1999 года) с него подлежит взысканию ущерб, который ограничивается суммой 1 000 специальных прав заимствования в отношении каждого пассажира. Учитывая, что вес багажа составил 13 кг, а разрешено к перевозке 15 кг, истец просил взыскать с ответчика ущерб, причинённый утратой багажа, в размере 750 специальных прав заимствования, что по курсу на дату подачи искового заявления составляет 72 047 рублей 33 копейки. Также просил взыскать с ответчика неустойку за нарушение срока устранения недостатков оказанной услуги в размере 72 047 рублей 33 копейки, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства истец заявил об отказе от исковых требований в части взыскания неустойки за нарушение срока устранения недостатков оказанной услуги и компенсации морального вреда. Размер требования о взыскании ущерба, причинённого утратой багажа, увеличил до 1 000 специальных прав заимствования в пересчёте на российские рубли на день вынесения решения суда.
Определением суда от 17 сентября 2020 года отказ истца от исковых требований о взыскании неустойки за нарушение срока устранения недостатков оказанной услуги, компенсации морального вреда принят судом, производство по делу в указанной части иска прекращено.
В судебном заседании истец на удовлетворении иска о возмещении ущерба, причинённого утратой багажа, настаивал, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщил.
По определению суда дело с согласия истца рассмотрено без участия представителя ответчика в порядке заочного производства.
Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (пункт 2 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 116 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик несёт ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.
На основании пункта 1 статьи 118 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик несёт ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.
Основания ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза и ручной клади при международных воздушных перевозках определяются в соответствии с международными договорами Российской Федерации (пункт 4 статьи 118 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 14 июня 2017 года истец приобрёл туристический продукт, который включал в себя авиаперелёт экономическим классом 28 июня 2017 года на рейсе <№> авиакомпании «Уральские авиалинии» по маршруту ....
При совершении поездки на указанном рейсе истцом был сдан для перевозки багаж весом 13 кг.
Однако по прибытии в пункт назначения багаж истцу не был выдан, что подтверждается коммерческим актом (по багажу) от 28 июня 2017 года <№>, согласно которому багаж не прибыл в г. Архангельск.
27 декабря 2018 года истец направил в адрес ответчика претензию с требованием о возмещении ущерба, причинённого утратой багажа.
Ответчик денежных средств истцу за утрату его багажа, принятого к перевозке, не выплатил.
Как следует из Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (статья 15).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (заключена в г. Монреале 28 мая 1999 года, далее – Монреальская конвенция) данная конвенция применяется при всякой международной перевозке людей, багажа или груза, осуществляемой за вознаграждение посредством воздушного судна. Она применяется также к бесплатным перевозкам, осуществляемым посредством воздушного судна авиатранспортным предприятием. При этом международной перевозкой в смысле данной конвенции называется всякая перевозка, при которой согласно определению сторон место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух государств - участников этой конвенции, либо на территории одного и того же государства - участника указанной конвенции, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не является государством - участником конвенции.
Согласно Федеральному закону от 3 апреля 2017 года № 52-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» Российская Федерация присоединилась к Монреальской конвенции.
Таким образом, применение Монреальской конвенции возможно в том числе к договору международной перевозки, сторонами которого (грузоотправитель или пассажир и перевозчик) являются российские физические и юридические лица.
В силу пункта 2 статьи 17 Монреальской конвенции перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, утери или повреждения зарегистрированного багажа, только при условии, что случай, который явился причиной уничтожения, утери или повреждения, произошёл на борту воздушного судна или во время любого периода, в течение которого зарегистрированный багаж находился под охраной перевозчика.
Согласно пункту 2 статьи 22 Монреальской конвенции при перевозке багажа ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой 1 000 специальных прав заимствования в отношении каждого пассажира, за исключением случаев, когда пассажир сделал в момент передачи зарегистрированного багажа перевозчику особое заявление о заинтересованности в доставке и уплатил дополнительный сбор, если это необходимо. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленную сумму, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира в доставке.
Как указано в пункте 1 статьи 23 Монреальской конвенции, суммы, указанные в специальных правах заимствования в настоящей Конвенции, рассматриваются как относящиеся к специальным правам заимствования, как они определены Международным валютным фондом. Перевод этих сумм в национальные валюты в случае судебных разбирательств производится в соответствии со стоимостью таких валют в специальных правах заимствования на дату судебного решения. Стоимость в специальных правах заимствования национальной валюты государства - участника, которое является членом Международного валютного фонда, исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом для его собственных операций и расчётов на дату судебного решения. Стоимость в специальных правах заимствования национальной валюты государства - участника, которое не является членом Международного валютного фонда, исчисляется по методу, установленному этим государством - участником.
На основании изложенного, поскольку истец при сдаче багажа заявлений о заинтересованности в его доставке не делал, ценность багажа не объявил, дополнительный сбор не оплатил, суд определяет ответственность перевозчика в размере 1 000 специальных прав заимствования.
Таким образом, размер ответственности перевозчика за утрату багажа, принадлежащего истцу, составляет 112 020 рублей (112,02 ? 1 000, где 112,02 – это курс специальных прав заимствования к рублю на 2 ноября 2020 года).
Ответчик не доказал наличия обстоятельств, влекущих освобождение его от ответственности. Потому указанная денежная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В силу части первой статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 3 440 рублей 40 копеек.
Руководствуясь статьями 194-199, 234-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 Н.ча к открытому акционерному обществу Авиакомпания «Уральские авиалинии» о взыскании ущерба, причинённого утратой багажа, удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества Авиакомпания «Уральские авиалинии» в пользу ФИО1 Н.ча 112 020 рублей (Сто двенадцать тысяч двадцать рублей) в счёт возмещения ущерба, причинённого утратой багажа.
Взыскать с открытого акционерного общества Авиакомпания «Уральские авиалинии» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 440 рублей 40 копеек (Три тысячи четыреста сорок рублей 40 копеек).
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Р. С. Сафонов