Дело № 2-2081/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 декабря 2013 года г. Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Вибе И.Н..,
при секретаре Грошевой Е.В.,
с участием заместителя Орского межрайонного природоохранного прокурора Игнатенко В.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Новотроицкий завод хромовых соединений об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства,
установил:
Орский межрайонный природоохранный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском. В обосновании иска указал, что в ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка в отношении ОАО «НЗХС» по исполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления, которой установлено, что ОАО «НЗХС» осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства.
В составе проекта нормативов ПДВ (2008 г.) для ОАО «НЗХС» разработаны мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеоусловий.
ОАО «НЗХС» разработаны мероприятия по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при НМУ –«Регламент работы в период неблагоприятных метеорологических условий на ОАО «НЗХС» от ДД.ММ.ГГГГ, которые введены в действие приказом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Разработанные мероприятия по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при НМУ по первому режиму работы должны обеспечить сокращение концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы на <данные изъяты> %, по второму режиму – на <данные изъяты>%, по третьему режиму – на <данные изъяты>%.
Однако, в нарушение природоохранного законодательства, у ОАО «НЗХС» мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не согласованы с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора - с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Отсутствие установленных нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух у предприятия в связи с отказом в утверждении Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области не снимает обязанности к ОАО «НЗХС» выполнять мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ, которые должны быть согласованы с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, установлено, что ОАО «НЗХС» является юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязанным проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, - не имеет данных мероприятий, согласованных с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора - с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
В соответствии с РД 52.04-52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» загрязнение приземного слоя воздуха, создаваемое выбросами промышленных предприятий, тепловых электростанций, транспорта и других объектов в большой степени зависит от метеорологических условий. В отдельные периоды, когда метеорологические условия способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы, концентрации примесей в воздухе могут резко возрастать. Чтобы в эти периоды не допускать возникновения высокого уровня загрязнения, необходимо заблаговременное прогнозирование таких условий и своевременное сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу. Под регулированием выбросов вредных веществ в атмосферу понимается их кратковременное сокращение в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха. Регулирование выбросов осуществляется с учетом прогноза НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения.
Несоблюдение ОАО «НЗХС» требований природоохранного законодательства создаёт угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью человека - неопределённого круга лиц, проживающих в г.Новотроицке.
Просил суд признать хозяйственную деятельность открытого акционерного общества «Новотроицкий завод хромовых соединений» не соответствующей требованиям природоохранного законодательства в отсутствие согласованных с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных климатических условий; обязать открытое акционерное общество «Новотроицкий завод хромовых соединений» в срок до ДД.ММ.ГГГГ согласовать с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных климатических условий.
В судебном заседании заместитель Орского межрайонного природоохранного прокурора Игнатенко В.П. поддержал исковые требования в полном объеме, дал пояснения аналогичные доводам иска, настаивал на удовлетворении требования в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «НЗХС» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В письменном отзыве просил учесть при вынесении решения то, что Общество предпринимает все необходимые меры по согласованию проекта ПДВ.
Суд, заслушав заместителя Орского межрайонного природоохранного прокурора Игнатенко В.П., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
На основании п.п.7,13 ч.1 ст. 30 ФЗ РФ от 05.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Согласно ст.1 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» - неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
В соответствии с требованиями п. 3.13.31 Указа Губернатора Оренбургской области от 24.02.2012 № 104-УК «О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 14.03.2011 № 120-УК» уполномоченный орган власти Оренбургской области согласовывает мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводимые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий. Согласно п. 8 Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 27.03.2012 № 263-п, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов, согласовывают разработанные мероприятия в периоды НМУ с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в составе проекта нормативов ПДВ (2008 г.) для ОАО «НЗХС» разработаны мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеоусловий.
ОАО «НЗХС» разработаны мероприятия по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при НМУ –«Регламент работы в период неблагоприятных метеорологических условий на ОАО «НЗХС» от ДД.ММ.ГГГГ, которые введены в действие приказом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Разработанные мероприятия по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при НМУ по первому режиму работы должны обеспечить сокращение концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы на <данные изъяты> %, по второму режиму – на <данные изъяты>%, по третьему режиму – на <данные изъяты>%.
Однако, в нарушение вышеназванного природоохранного законодательства, у ОАО «НЗХС» мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ не согласованы с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора - с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Отсутствие установленных нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух у предприятия в связи с отказом в утверждении Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области не снимает обязанности к ОАО «НЗХС» выполнять мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ, которые должны быть согласованы с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
ОАО «НЗХС» является юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязанным проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, - не имеет данных мероприятий, согласованных с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора - с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
В соответствии с РД 52.04-52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» загрязнение приземного слоя воздуха, создаваемое выбросами промышленных предприятий, тепловых электростанций, транспорта и других объектов в большой степени зависит от метеорологических условий. В отдельные периоды, когда метеорологические условия способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы, концентрации примесей в воздухе могут резко возрастать. Чтобы в эти периоды не допускать возникновения высокого уровня загрязнения, необходимо заблаговременное прогнозирование таких условий и своевременное сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу. Под регулированием выбросов вредных веществ в атмосферу понимается их кратковременное сокращение в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха. Регулирование выбросов осуществляется с учетом прогноза НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения.
Таким образом, несоблюдение ОАО «НЗХС» вышеуказанных требований природоохранного законодательства создаёт угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью человека - неопределённого круга лиц, проживающих в г.Новотроицке.
Нарушение экологических прав граждан подтверждается:
- актом проверки ОАО «НЗХС» от ДД.ММ.ГГГГ Орской межрайонной природоохранной прокуратуры;
- отчетами 2-ТП (воздух) за 6 месяцев ДД.ММ.ГГГГ г.;
- «Регламентом работы в период неблагоприятных метеорологических условий на ОАО «НЗХС» от ДД.ММ.ГГГГ;
-материалами проверки.
В соответствии со ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага.
Статьёй 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено право гражданина на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ОАО «НЗХС» в ходе своей хозяйственной деятельности не соблюдает природоохранное законодательство, следовательно, требование о признании хозяйственной деятельности ответчика не соответствующей требованиям природоохранного законодательства в отсутствие согласованных с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных климатических условий, подлежит удовлетворению.
Поскольку судом установлено, что в вышеназванной части указанное требование является обоснованным, суд считает необходимым удовлетворить его в названной части.
Следовательно, требование иска об обязании ответчика обязать открытое акционерное общество «Новотроицкий завод хромовых соединений» в срок до ДД.ММ.ГГГГ согласовать с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных климатических условий подлежит удовлетворению.
Суд соглашается с истцом в части установления срока исполнения решения суда в удовлетворенной части иска – до ДД.ММ.ГГГГ года, считая его разумным.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать хозяйственную деятельность открытого акционерного общества «Новотроицкий завод хромовых соединений» не соответствующей требованиям природоохранного законодательства в отсутствие согласованных с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных климатических условий.
Обязать открытое акционерное общество «Новотроицкий завод хромовых соединений» в срок до ДД.ММ.ГГГГ согласовать с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных климатических условий.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: И.Н.Вибе
Мотивированное решение составлено 17.12.2013 года.
Судья: И.Н.Вибе.
Решение вступило в законную силу 18.01.2014г.