ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2081/2016 от 26.08.2016 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Усть-Илимск Иркутской области 26 августа 2016 года

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Третьякова М.С.,

при секретаре судебного заседания Чаплицкой Я.Ф.,

с участием представителя истца - помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Зивко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2081/2016 по иску Братского транспортного прокурора в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Снежный Барс» о признании незаконной и запрете ведения (осуществления) погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте,

У С Т А Н О В И Л:

Братский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Снежный Барс» о признании незаконной и запрете ведения (осуществления) погрузочно-разгрузочной деятельности. В обоснование требований указал, что Сибирским Управлением Госжелдорнадзора при проведении проверки Общества выявлен факт осуществления ООО «Торговая компания «Снежный Барс» погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без соответствующей лицензии на железнодорожном пути не общего пользования №..., находящийся по адресу: ___, ___. В период времени с **.**.**** по **.**.**** в адрес ООО «Торговая компания «Снежный Барс» прибыли вагоны с опасными грузами в количестве 148 штук (топливо дизельное – аварийная карточка 315, бензин моторный – аварийная карточка 305). Вагоны с опасными грузами выгружены силами и средствами «Торговая компания «Снежный Барс». Согласно ответа на требование от **.**.****№... «Торговая компания «Снежный Барс» осуществляло погрузочно-разгрузочную деятельность с опасными грузами на железнодорожном транспорте на основании Лицензии №... от **.**.****. Указанная лицензия выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и автономному надзору на «Эксплуатацию взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности». Поскольку погрузочно-разгрузочная деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте определена законом в качестве самостоятельного вида деятельности, требующего отдельного вида лицензирования, оснований для ее квалификации как составной части другой деятельности не имеется. Следовательно, для погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте требуется специальная лицензия. ООО «Торговая компания «Снежный Барс» лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не имеет. Поскольку указанный вид деятельности без соответствующей лицензии является незаконным, представляет опасность для жизни и здоровья граждан, просит признать погрузочно-разгрузочную деятельность ООО «Торговая компания «Снежный Барс» применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте незаконной и запретить ведение (осуществление) этой деятельности до устранения нарушений закона, то есть до получения лицензии на осуществление названного вида деятельности.

В судебном заседании представитель истца - помощник Усть-Илимского межрайонного прокурора Зивко О.В., действующая на основании доверенности №... от **.**.****, требования к ООО «Торговая компания «Снежный Барс» о признании погрузочно-разгрузочной деятельности Общества применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте незаконной и запрете ее ведения (осуществления) до получения лицензии на осуществление названного вида деятельности поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика ООО «Торговая компания «Снежный Барс» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил. В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Торговая компания «Снежный Барс» представила заявление о прекращении производства, в обоснование которого указала, что положениями Гражданского кодекса РФ приостановление деятельности учреждения, как способ защиты права не предусмотрен. Одним из видов административного наказания, установленного санкцией ст. 14.1.2 КоАП РФ, является приостановление деятельности на срок до 90 суток. Таким образом, считает, что приостановление деятельности предприятия в рамках гражданского судопроизводства действующим законодательством не предусмотрена. Также указала, что **.**.**** обществом обратилось с заявлением о предоставлении о соответствующей лицензии, в рамках рассмотрения данного заявления контролирующим органом была проведена проверка предприятии на предмет соответствия требования для получения лицензии, нарушений лицензионных требований не выявлено.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Указанное правило имеет предупредительное значение, является специальным по отношению к норме, содержащейся в ст. 12 ГК РФ, предусматривающей такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.

Частями 1 и 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 12 указанного Закона лицензированию подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

В статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» дано толкование понятие опасного груза.

Так, опасным является груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Таким образом, наличие лицензии является гарантией того, что деятельность, связанная с погрузкой и разгрузкой опасных грузов на железнодорожном транспорте, не повлечет неблагоприятных последствий, указанных в ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ.

Судом установлено, что Сибирским управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена плановая проверка в отношении ООО «Торговая компания «Снежный Барс» в ходе которой выявлен факт осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, без соответствующей лицензии.

По факту осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии на данный вид деятельности в отношении ООО «Торговая компания «Снежный Барс» составлен протокол об административном правонарушении №...-ЮЛ от **.**.**** по ч. 1 ст. 14.1.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии.

Постановлением по делу об административном правонарушении от **.**.**** ООО «Торговая компания «Снежный Барс» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии. Указанным постановлением установлено, что ООО «Торговая компания «Снежный Барс» в период времени с **.**.**** до **.**.**** на железнодорожном пути №..., находящемся в ___ на территории ЛПК, примыкающей к станции Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» осуществило предпринимательскую деятельность в области транспорта без лицензии, а именно, выявлен и установлен факт осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте на железнодорожном пути не общего использования.

Согласно транспортным железнодорожным накладным №..., №...№... в адрес ООО «Торговая компания «Снежный Барс» железнодорожным транспортом прибыл опасный груз – топливо дизельное, аварийная карточка №....

Согласно транспортной железнодорожной накладной №... в адрес ООО «Торговая компания «Снежный Барс» железнодорожным транспортом прибыл опасный груз – бензин моторный, аварийная карточка №....

Согласно справки директора ООО «Торговая компания «Снежный Барс» вагоны с опасными грузами, прибывшие в адрес грузополучателя ЗАО «КАТА», были поданы на железнодорожный путь необщего пользования ООО «Торговая компания «Снежный Барс» в период с **.**.**** по **.**.**** на основании договора хранения №...-**.**.****. Общее количество вагонов за указанный период составило 81 вагон. Выгрузка опасных грузов их железнодорожных вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществлялась силами ООО «Торговая компания «Снежный Барс». Аналогичные сведения содержатся в объяснительной ответственного за выгрузку ООО «Торговая компания «Снежный Барс».

Согласно договора хранения №...-**.**.**** от **.**.****, ООО «Торговая компания «Снежный Барс», являясь исполнителем, принимает на себя обязательства по приему железнодорожных цистерн, сливу, хранению на нефтебазе в г. Усть-Илимске, учету и последующему отпуску по распорядительным документам Заказчика (ЗАО «КАТА») нефтепродуктов, принадлежащих заказчику.

Как следует из информации, предоставленной и.о. начальника Тайшетского агентства фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» от **.**.****, в период с **.**.**** по **.**.**** на станцию Усть-Илимск прибывали вагоны с опасным грузом грузополучателю ООО «Торговая компания «Снежный Барс».

Согласно лицензии №... от **.**.****, ООО «Торговая компания «Снежный Барс»» вправе осуществлять виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе эксплуатации взрывопожарных и химически опасных производственных объектов 1,2 и 3 классов опасности, в том числе их использование, хранение, транспортирование.

Аналогичные виды лицензируемой деятельности отражены и в выписке из ЕГРЮЛ, согласно которой основным видом деятельности является торговля моторным топливом, включая авиационный бензин, в качестве дополнительных названы: розничная торговля моторным топливом, оптовая торговля жидким и газообразным топливом.

Представленные данные подтверждены и копией Устава «Торговая компания «Снежный Барс», среди основных видов деятельности которой указана оптово-розничная реализация ГСМ.

Доводы представителя ответчика о том, что имеющаяся у общества лицензия №... от **.**.****, на право осуществлять виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе эксплуатации взрывопожарных и химически опасных производственных объектов 1,2 и 3 классов опасности, в том числе их использование, хранение, транспортирование включает в себя и погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, суд оценивает как ошибочные, основанные на неверном толковании закона.

Как следует правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 23.06.2016 N 1352-О - согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1). Данное право не является абсолютным. Реализуя свои полномочия в сфере регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности, федеральный законодатель вправе определять порядок и условия ее осуществления и исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией Российской Федерации, а именно вводиться федеральным законом и только в целях защиты закрепленных ею ценностей, в том числе здоровья, прав и законных интересов других лиц (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 150-О).

В рамках предоставленной ему дискреции и в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан законодатель Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" определил виды деятельности, которые подлежат лицензированию, и отнес к ним погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте (часть 1 статьи 2 и пункт 27 части 1 статьи 12).

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и конкретизирующим его Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте данный вид деятельности рассматривается как специальный вид деятельности, выделенный в том числе по виду используемого транспорта, по отношению к иным видам деятельности, подлежащим лицензированию, в частности к эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, в состав которой входит транспортирование опасных веществ на соответствующих объектах без конкретизации вида используемого для этих целей транспорта (пункт 5 Перечня выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности - приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года N 492).

Судебная практика, сформированная постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 октября 2012 года N 5129/12 и поддерживаемая Верховным Судом Российской Федерации, также исходит из того, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит самостоятельному лицензированию вне зависимости от наличия у лица лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Федеральным законом от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» закреплено положение о том, что погрузка грузов в вагоны, а также выгрузка из них в местах необщего пользования обеспечивается, в том числе грузополучателями (получателями).

Представленными Братским транспортным прокурором доказательствами подтвержден факт наличия у ООО «Торговая компания «Снежный Барс» статуса получателя опасных грузов, в частности в период с **.**.**** по **.**.****, и осуществления деятельности, создающей опасность причинения вреда, и подлежащей лицензированию.

Отсутствие у Общества указанной лицензии, то есть специального разрешения, дающего право ответчику осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, является основанием для запрета ООО «Торговая компания «Снежный Барс» ведения (осуществления) такой деятельности до получения соответствующей лицензии.

Факт выполнения обществом всех технических и организационных мероприятий для получения лицензии не является основанием для прекращения производства по делу, поскольку в силу прямого указания закона наличие лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте является обязательным условием для данного вида деятельности. Сам факт осуществления деятельности в отсутствие соответствующей лицензии заведомо создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, влечет нарушение прав граждан на благоприятную среду.

Довод представителя ответчика о том, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку возможность приостановления деятельности в рамках гражданского судопроизводства законодательством не предусмотрена и соответственно прокурором избран ненадлежащий способ защиты права, судом отклоняется, так как в рамках гражданского дела не рассматривается вопрос о привлечении ООО «Торговая компания «Снежный Барс» к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии. Предметом рассматриваемого гражданского дела является признание незаконной погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в связи с отсутствием лицензии и как следствие запрет ведения (осуществления) данной деятельности, направленный на защиту прав и свобод неопределенного круга лиц.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Братского транспортного прокурора в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Снежный Барс» о признании незаконной и запрете ведения (осуществления) погрузочно-разгрузочной деятельности подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Братского транспортного прокурора в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Снежный Барс» о признании незаконной и запрете ведения (осуществления) погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте удовлетворить.

Признать погрузочно-разгрузочную деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Снежный Барс» применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте незаконной.

Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Снежный Барс» ведение (осуществление) погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до получения лицензии на осуществление данного вида деятельности.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись М.С. Третьяков

--

--

--