Дело **
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
16 мая 2017 года ***
Железнодорожный районный суд ***
в составе:
председательствующего судьи Тарабариной Т.В.
при секретаре Самедовой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности устранить нарушения закона при содержании пешеходных переходов и обязанности разместить пешеходный переход,
УСТАНОВИЛ:
Новосибирский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «РЖД», в котором просил обязать Западно- Сибирскую железную дорогу- филиал ОАО «РЖД» устранить нарушения закона при содержании пешеходных переходов на ** км и ** Западно- Сибирской железной дороги, путем приведения настила, предупредительных плакатов (указателей), световых и звуковых сигналов, иных элементов обустройства в соответствие с требованиями ФЗ от **** №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации ******, СП ** «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»; обязать Западно- Сибирскую железную дорогу- филиал ОАО «РЖД» разместить пешеходный переход через железнодорожные пути в районе вокзала *** (3204 км) с учетом сложившегося пешеходного потока населения и перспективы развития инфраструктуры населенного пункта, железнодорожного транспорта в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В обосновании иска указано, что Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка по вопросу обустройства железнодорожной станции «Чулымская» переходами через железнодорожные пути. Проведенной проверкой установлено, что в границах *** проходит железная дорога, которая фактически делит муниципальное образование *** на две половины (проходит по середине) на так называемые южную и северные части. Всего общая численность *** составляет 11360 человек, из которых 1/3 населения проживает в северной части, в то время как вся социальная инфраструктура (аптеки, больницы, поликлиника, органы государственной власти и социальные учреждения) расположены в южной части города. Более того, в северной части *** расположена МКОУ СОШ №***, численность обучающихся в которой составляет 218 человек, однако около 90% обучающихся вынуждены переходить железную дорогу для посещения учреждений дополнительного образования, расположенных в южной части *** (библиотека, Дом школьников, спортивный комплекс, музыкальная школа, молодежный центр). Общая протяженность железной дороги, расположенной на территории ***, составляет приблизительно 3 км. На всей протяженности действуют два санкционированных перехода, расположенных на **** км. Установлено, что данные переходы с присвоенной 2 категорией, один из которых представляет собой деревянные помосты, другой оборудован асфальтовым покрытием. При этом, данные переходы не обеспечивают безопасность движения граждан через железнодорожные пути и не соответствуют требованиям ФЗ и подзаконных нормативно- правовых актов. Пешеходные переходы через железнодорожные пути, расположенные на **** км Западно- Сибирской железной дороги не имеют каких- либо предупредительных плакатов (указателей), световых и звуковых сигналов. Проверкой также установлено, что на переходах через железнодорожные пути, расположенные на **** км Западно- Сибирской железной дороги допускается понижение настила внутри колеи ниже головки рельса, имеются зазоры в настиле, существенная разница высот различных частей пешеходного перехода. Кроме того, имеющихся пешеходных переходов недостаточно для удовлетворения потребности граждан, пользующихся услугами перевозки железнодорожным транспортом, а также граждан, пересекающих железнодорожные пути в границах ***. Согласно акту обследования и размещения пешеходных переходов на *** от ****, на **** км *** имеется место несанкционированного перехода граждан через железнодорожные пути (сложившийся пешеходный поток). Указанное место (3204 км) находится в непосредственной близости от вокзала ***, в данном месте ОАО «РЖД» уложены настилы для перехода граждан от вокзала ко 2-й платформе, однако далее (через 5 железнодорожных путей общего пользования) настил отсутствует. По результатам проведенной выездной прокурорской проверки установлено, что количество граждан, пересекающих железнодорожные пути в несанкционированном месте (в районе вокзала станции Чулым) составляет 203 человека в час. Следовательно, граждане, проживающие в ***, вправе требовать обустройства пешеходного моста на железнодорожных путях в районе вокзала *** в удобном для них месте.
В судебном заседании представитель истца уточнил исковые требования и просил возложить на Западно- Сибирскую железную дорогу- филиал ОАО «РЖД» обязанность устранить нарушения закона при содержании пешеходных переходов на 3203 км ПК9 *** (в срок до ****) и *******- Сибирской железной дороги (в срок до ****), путем приведения настила, предупредительных плакатов (указателей), световых и звуковых сигналов, иных элементов обустройства в соответствие с требованиями ФЗ от **** №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации ******, СП ** «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»; возложить на Западно- Сибирскую железную дорогу- филиал ОАО «РЖД» обязанность разместить пешеходный переход через железнодорожные пути в районе вокзала *** (3204 км ПК9) с учетом сложившегося пешеходного потока населения и перспективы развития инфраструктуры населенного пункта, железнодорожного транспорта, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представители ответчика в судебном заседании иск не признали и пояснили, что владельцем инфраструктуры обеспечены безопасные условия перехода граждан через железнодорожные пути. В исковом заявлении не указан закон, устанавливающий обязанность ответчика оборудовать дополнительный пешеходный переход через железнодорожные пути станции при наличии двух действующих пешеходных переходов. Ближайший пешеходный переход расположен на расстоянии 300-400 м от места сложившегося пешеходного перехода. Пешеходные переходы на **** км находятся в исправном состоянии, оборудованы резинокордовым настилом, освещаются в темное время суток, оснащены предупреждающими аншлагами и плакатами безопасности для предупреждения случаев травмирования граждан на объектах железнодорожного транспорта.
Представитель 3-го лица- Администрации *** в суд не явился; извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит уточненные исковые требования Новосибирского транспортного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск.
В судебном заседании установлено, что Новосибирской транспортной прокуратурой была проведена проверка по вопросу обустройства железнодорожной станции «Чулымская» переходами через железнодорожные пути.
В результате проверки установлено, что железнодорожные пути на *** достаточным количеством мест для перехода не оборудованы. Имеющиеся 2 пешеходных перехода в полной мере не обеспечивают безопасность жителей при переходе железнодорожных путей в районе вокзала *** (3204 км ПК9), поскольку находятся на значительном расстоянии (около 1 км) от места сложившегося пешеходного потока.
Кроме того, установлено, что общая протяженность железной дороги, расположенной на территории ***, составляет приблизительно 3 км. На всей протяженности действуют два санкционированных перехода, расположенных на 3203 и 3205 км. Установлено, что данные переходы с присвоенной 2 категорией, один из которых представляет собой деревянные помосты, другой оборудован асфальтовым покрытием. При этом, данные переходы не обеспечивают безопасность движения граждан через железнодорожные пути и не соответствуют требованиям ФЗ и подзаконных нормативно- правовых актов. Пешеходные переходы через железнодорожные пути, расположенные на 3203 км и 3205 км Западно- Сибирской железной дороги не имеют каких- либо предупредительных плакатов (указателей), световых и звуковых сигналов. Проверкой также установлено, что на переходах через железнодорожные пути, расположенные на **** км Западно- Сибирской железной дороги допускается понижение настила внутри колеи ниже головки рельса, имеются зазоры в настиле, существенная разница высот различных частей пешеходного перехода.
В соответствии с ч.1 ст.15 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных актов, стандартов, правил и техническим нормам. Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с ч.2 ст.20 вышеуказанного Закона возложена на владельцев инфраструктуры и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством РФ о железнодорожном транспорте компетенции.
Согласно п.1 ст.21 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
В соответствии со ст.80 ФЗ от **** № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», на железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В соответствии с указанными требованиями Закона Приказом Минтранса РФ от ****** утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути.
Согласно п.4 Правил, с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие в том числе иметь достаточное количество мест, оборудованных информационными знаками, для проезда и перехода через железнодорожные пути.
Пунктом 6 указанных Правил установлено, что проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.
Пунктом 7 Правил установлено, что при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами.
Из анализа вышеуказанных пунктов Правил следует, что железнодорожные пути общего и необщего пользования, а также другие, связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются неотъемлемой частью инженерного оснащения инфраструктуры железнодорожного транспорта.
С **** распоряжением ОАО «РЖД» от ******-р введены в действие Технические требования к пешеходным переходам через железнодорожные пути. Согласно п.17 параграфа 6 Требований места размещения пешеходных переходов определяются комиссионно с учетом сложившихся пешеходных потоков населения и перспективы развития, по согласованию с органами местного самоуправления, инфраструктуры населенного пункта и железнодорожного транспорта.
Согласно п. 8.4 СНиП 32-01-95 "Железные дороги колеи 1520 мм" следует, что владельцы инфраструктуры железной дороги во всех случаях в местах организованного пешеходного движения через железнодорожные пути обязаны предусматривать устройства, обеспечивающие безопасность пешеходного перехода.
В ходе прокурорской проверки установлено, что согласно акту обследования и размещения пешеходных переходов на *** от ****, составленного в соответствии с п.17 параграфа 6 Технических требований к пешеходным переходам через железнодорожные пути, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от ******-р, на **** км *** имеется место несанкционированного перехода граждан через железнодорожные пути (сложившийся пешеходный поток). Указанное место (3204 км) находится в непосредственной близости от вокзала ***, в данном месте ОАО «РЖД» уложены настилы для перехода граждан от вокзала ко 2-й платформе, однако далее (через 5 железнодорожных путей общего пользования) настил отсутствует. По результатам проведенной выездной прокурорской проверки установлено, что количество граждан, пересекающих железнодорожные пути в несанкционированном месте (в районе вокзала станции Чулым) составляет 203 человека в час.
Таким образом, установлено, что в районе вокзала *** (3204 км ПК9) организовано пешеходное движение через железнодорожные пути в виде сложившегося на протяжении многих лет массового пешеходного потока населения.
Из представленной в судебное заседание копии акта от **** следует, что рабочая группа в составе начальника Чулымской дистанции пути, главного инженера Чулымской дистанции пути, и.о. начальника железнодорожной станции Чулымская, главы администрации ***, рассмотрела на месте возможность устройства пересечения пешеходного (деревянного) перехода через железнодорожные пути по станции *** железнодорожного вокзала на *** 45 м. Рабочая группа сделала заключение: Произвести укладку пешеходного (деревянного) перехода через железнодорожные пути по станции *** железнодорожного вокзала на 3204 км пк9 + 45 м.
В судебном заседании также установлено, что **** между ОАО «РЖД» и Администрацией *** НСО было заключено соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, содержащее обязательства ОАО «РЖД» по ремонту существующих пешеходных переходов, расположенных на *** км. ПК9, ***, монтаж системы световой и звуковой сигнализации до **** на **** км. ПК9 и до **** на **** км. ПК5. Укладка пешеходного настила в районе **** км. ПК9 в соответствии с п.2.5 Соглашения будет выполнена ОАО «РЖД» в срок до ****, также согласно п.2.6 Соглашения ОАО «РЖД» в **** году направляет в центральный аппарат компании (***) обоснование для включения в инвестиционную программу проект строительства пешеходного моста.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что техническая возможность оборудования пешеходного перехода через железнодорожные пути в районе вокзала *** (***) у ответчика имеется.
В связи с чем исковые требования Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в непринятии мер по размещению пешеходного перехода через железнодорожные пути в районе вокзала *** (3204 км ПК9) не соответствует ст.21 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» и «Правилам нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути», утвержденных приказом Минтранса РФ от ******. Данное бездействие нарушает права неопределенного круга лиц на безопасный переход через железнодорожные пути.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Западно- Сибирскую железную дорогу- филиал ОАО «РЖД» обязанность устранить нарушения закона при содержании пешеходных переходов на *** ПК9 *** (в срок до ****) и *** км ПК5 ***- Сибирской железной дороги (в срок до ****), путем приведения настила, предупредительных плакатов (указателей), световых и звуковых сигналов, иных элементов обустройства в соответствие с требованиями ФЗ от **** №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации ******, СП 59.** «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Возложить на Западно- Сибирскую железную дорогу- филиал ОАО «РЖД» обязанность разместить пешеходный переход через железнодорожные пути в районе вокзала *** (*** км ПК9) с учетом сложившегося пешеходного потока населения и перспективы развития инфраструктуры населенного пункта, железнодорожного транспорта, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский Областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья-
В окончательной форме решение принято ****.