ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2082/18 от 22.11.2018 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2-2082/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской федерации

22 ноября 2018 года г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе председательствующего судьи Фоминой Н.Э.,

при секретаре судебного заседания Васильевой Т.Г.,

с участием представителя прокуратуры Калининского района г.Чебоксары Васильевой Е.В.,

представителя ответчика МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» Исмаилова Р.В., действующего на основании доверенности № -----.,

представителя третьего лица администрации Калининского района г.Чебоксары Гайнуллина М.М., действующий на основании доверенности № -----

представителя третьего лица Управления муниципального контроля Администрации города Чебоксары Жегалиной Н.С., действующей на основании доверенности № -----.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Чебоксары, Муниципальному бюджетному управлению «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» о возложении обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние путем установления малых архитектурных форм,

у с т а н о в и л :

Прокурор Калининского района г.Чебоксары (далее истец) в интересах неопределенного круга лиц обратилась к администрации города Чебоксары, Муниципальному бюджетному управлению «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» (далее ответчики), после неоднократных уточнений, в последней редакции иска от 15 октября 2018 года, о возложении обязанности привести земельный участок с кадастровым номером -----, расположенный между восточным фасадом дома № 8 по Эгерскому бульвару г.Чебоксары и западным торцом дома № 36 по ул.Ленинского Комсомола г.Чебоксары в первоначальное состояние путем установления на нем объектов малых архитектурных форм (детское игровое и хозяйственное оборудование) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Калининского района г.Чебоксары проведена проверка по коллективному обращению жителей домов №№8,10,14 по Эгерскому бульвару и №№34/8, 36 по ул. Ленинского Комсомола г.Чебоксары по вопросам устройства придомовой территории. Из данных обращений установлено, что на земельном участке между восточным фасадом дома №8 по Эгерскому бульвару г.Чебоксары и западным торцом дома №36 по улЛ.Комсомола г.Чебоксары в период с 1977 по 2010 г.г. были установлены детская игровая и хозяйственная площадки. Между тем, детская игровая и хозяйственная площадки были демонтированы в результате предоставления земельного участка, на котором располагались указанные объекты, в аренду ООО «Алкор-Строй» для строительства 4-х этажного здания бытового обслуживания.

На основании заявления ООО «Алкор-Строй» принято распоряжение администрации г.Чебоксары от 24.08.2010 №2661-р об утверждении акта выбора, градостроительного плана земельного участка, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане под размещение 4-х этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания в районе д.36 по ул.Л.Комсомола г.Чебоксары.

Распоряжением администрации г.Чебоксары от 25.02.2011 №371-р ООО «Алкор-Строй» предоставлен земельный участок с кадастровым номером ----- площадью 924 кв.м.в районе д.36 по ул.Л.Комсомола г.Чебоксары для строительства 4-х этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания в аренду сроком до 08.12.2017 и заключен договор аренды земельного участка от 08.12.2014, зарегистрированный в Управлении Росреестра по Чувашской Республике.

11 июня 2015 администрацией г.Чебоксары ООО «Алкор-Строй» выдано разрешение на строительство сроком действия до 01 марта 2016, в продлении которого по истечении срока его действия отказано в связи с тем, что строительство объекта не начато.

Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 16 июня 2016 удовлетворено административное исковое заявление прокурора Калининского района г.Чебоксары о признании недействительным разрешения на строительство от 11 июня 2015. Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 17 августа 2016 удовлетворены исковые требования администрации г.Чебоксары к ООО «Алкор- Строй» о расторжении договора аренды земельного участка от 08 декабря 2014.

При изложенных выше обстоятельствах, истец полагает, что с 17 августа 2016 на спорный земельный участок отсутствовали какие-либо обременения, данный участок находился в распоряжении органа местного самоуправления.

Истец указывает, что факт наличия, до выдачи администрацией города Чебоксары ООО «Алкор- Строй», разрешения на строительство малых архитектурных форм на спорном земельном участке доказывается письменными объяснениями жителей данных домов, их неоднократными обращениями в адрес органа местного самоуправления и в надзорный орган. Права жильцов нарушены в результате принятия решения о выдаче разрешения на строительство, которое в последующем решением суда признано незаконным. До настоящего времени администрацией г. Чебоксары не приняты меры по приведению земельного участка в первоначальное функциональное назначение с установкой объектов, относящихся к благоустройству придомовых территорий на указанном объекте.

Органом местного самоуправления создано муниципальное бюджетное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства», в том числе, в целях удовлетворения общественных потребностей в содержании объектов внешнего благоустройства, коммунального хозяйства и реконструкции жилищного фонда (абзац 2 пункта 2.1 Устава муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства», утв. распоряжением Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от 27.12.2007 №1315-р), в связи с чем обязанность по восстановлению объектов малых архитектурных форм необходимо возложить как на орган местного самоуправления, в распоряжении которого находится спорный участок, так и на МБУ «Управление жилищно- коммунального хозяйства и благоустройства». Отсутствие детской игровой площадки, игрового оборудования и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства домов малых архитектурных форм на принадлежащем органу местного самоуправления земельном участке нарушает права несовершеннолетних детей, проживающих в жилых домах.

Определением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 16 мая 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований привлечены Управление муниципального контроля администрации г.Чебоксары, МБУ Управление территориального планирования г.Чебоксары, ООО «Алкор-Строй» (т.1 л.д.1).

Определением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 04 июня 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований привлечены Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары, ООО «АЛСТА» (т.1 л.д.102-104).

Определением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 25 июня 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований привлечено МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (т.1 л.д.187-188).

Представитель прокуратуры Калининского района г.Чебоксары Васильева Е.В., участвуя в судебном заседании, исковые требования, изложенные в уточненном исковом заявлении, поддержала в полном объеме и просила удовлетворить. Дополнительно пояснив, что основанием для проведения неоднократных проверок по вопросам, изложенным в исковом заявлении послужили неоднократные обращения значительного числа граждан, жильцов домом 8,10,14 по Эгерскому бульвару, 34/8, 36 по ул. Л. Комсомола г. Чебоксары. В своих обращениях жильцы домов неоднократно просили принять меры по восстановлению детской игровой площадки, поскольку ранее на земельном участке с кадастровым номером ----- размещалась детская игровая площадка. В ходе проверки прокуратурой района опрошены жители, истребованы документы из Администрации г. Чебоксары. Жильцы домов указали на то, что действительно до выдачи разрешения на строительство на земельном участке имелась детская игровая площадка с малыми архитектурными формами и в последующем данная игровая площадка была демонтирована. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положений существовавших до нарушения права и ФЗ «О прокуратуре» ст. 35 предоставляет прокурору право на обращение в суд, в случае если нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо если нарушение приобрело особое общественное значение. Полагает, что отсутствие детской игровой площадки и ее демонтаж нарушает права значительного числа граждан, а именно жителей вышеуказанных домов, которые неоднократно обращались в прокуратуру района с просьбой о восстановлении детской игровой площадки. Согласно кадастровой выписке вид разрешенного использования данного земельного участка – под строительство четырехэтажного отдельно стоящего здания. С жильцами домов обсуждался вопрос о необходимости обращения с требованием об изменении вида использования земельного участка, поскольку прокурор действует в интересах неопределенного круга лиц жителей домов, прокуратурой района отобраны объяснения от жильцов, проведены беседы, где жильцы указали на то, что они не желают менять вид разрешенного использования, в связи с чем данные требования прокуратурой района не ставились, поскольку прокуратура действует в интересах неопределенного круга лиц, жильцов многоквартирных домов. В этой связи поставлено требование именно о восстановлении земельного участка в первоначальное состояние.

Представитель ответчика МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» Исмаилов Р.В., участвуя в судебном заседании, исковые требования не признал в полном объеме, просил в удовлетоврени иска отказать. Дополнительно суду пояснив, что в данном случае разрешенный вид использования земельного участка – под строительство, земельный участок находится в собственности администрации г. Чебоксары. Указанный земельный участок не передан МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» в пользование, поэтому полагает, что МБУ является ненадлежащими ответчиками по делу.

Представитель третьего лица администрация Калининского района г. Чебоксары Гайнуллин М.М., участвуя в судебном заседании, полагал, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Дополнительно пояснил, что для участия в программе "Формирование комфортной городской среды на территории города Чебоксары" жильцы домов должны подать заявку.

Представитель третьего лица Управления муниципального контроля администрации г. Чебоксары Жегалина Н.С., участвуя в судебном заседании, полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Поддержала позицию представителя администрации Калининского района г. Чебоксары.

По ходатайству представителя прокуратуры Калининского района г.Чебоксары в судебном заседании допрошена свидетель Носкова К.И., пояснившая, что в доме №8 по Эгерскому бульвару проживает с 1977 года. В 1977 году дом был сдан, во дворе имелась детская игровая площадка. В 2010 году приехали, убрали и качели, и турник, осталась только выбивалка, кто вывозил она не знает. Весной 2013 года привезли, забор начали ставить, жители вышли на улицу и не дали установить забор. Через какое-то время забор увезли. На земельном участке была детская карусель из четырех сидений металлическая, турник металлический, выбивалка металлическая. Жильцами не обсуждался вопрос об изменении вида разрешенного использования и жители не согласны на изменение вида разрешенного использования земельного участка. Полагает, что детская игровая площадка должна быть восстановлена в том виде в каком она была.

По ходатайству представителя прокуратуры Калининского района г.Чебоксары в судебном заседании допрошена свидетель Живаева В.В., пояснившая, что с марта 1977 года проживает в доме № 8 по Эгерскому бульвару г.Чебоксары. Дом был сдан со всеми удобствами, во дворе была и игровая площадка для детей, были штанги для выбивания ковров, площадка для сушки белья. Дом был сдан по всем правилам СНиП. В 2010 году под видом устаревшей, детскую площадку демонтировали. Когда демонтировали площадку, рабочие сказали, что делается это в целях безопасности. Жильцы домов не согласны на изменение вида разрешенного использования земельного участка. Администрация Калининского района г.Чебоксары разъясняла о возможности установки на земельном участке малых архитектурных форм, но для этого необходимо подать заявку на участие в программе "Формирование комфортной городской среды на территории города Чебоксары". Но все жильцы опасаются, что подписав протокол собрания собственников жилых помещений вновь начнется строительство многоэтажного дома. Софинансировать установку малых архитектурных форм никто не может, поскольку в доме в основном пожилые люди живут и участвовать в софинансировании установки детской площадки не могут.

Иные лица извещенные о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке на судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.

Суд, заслушав доводы и возражения сторон, заслушав свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц (ч. 1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение (ч.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре РФ»).
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером ----- следует, что земельный участок расположен в районе дома № 36 по ул.Ленинского Комсомола г.Чебоксары, видом разрешенного использования земельного участка является строительство 4-этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания.

В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018) (далее Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в реестр сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).

Кроме того, с заявлениями о государственном кадастровом учете вправе обратиться собственник земельного участка, представитель заявителя, действующий в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане (статья 15 Федерального закона N 218-ФЗ).

Таким образом, внесение изменений в сведения государственного кадастрового учета носит заявительный характер, при этом перечень лиц, имеющих право на такое обращение, определен комментируемым Законом и является исчерпывающим

Представитель прокуратуры, участвующий в деле, пояснил, что обратился с данным иском в суд с учетом позиции жильцов вышеуказанных домов, которые не желают обращаться в суд с иском либо в администрацию города Чебоксары с требованием об изменении вида использования земельного участка.

В материалах делах имеется письмо администрации города Чебоксары адресованное Живаевой В.В., из которого следует, что жильцы вышеуказанных домов обращались в администрацию города Чебоксары с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером -----. В письме подробно изложен порядок изменения вида использования земельного участка и указано, что необходимо согласие всех жильцов близлежащих домов, данное мнение должно быть выражено в виде протокол собрания собственников жилых и нежилых помещений.

Живаева В.В., будучи допрошена в судебном заседании в качестве свидетеля, пояснила, что изменять вид разрешенного использования земельного участка жильцы домов не желают, и опасаются, что подписав протокол собрания собственников жилых помещений, вновь начнется строительство на указанном земельном участке многоквартирного дома.

Администрация города Чебоксары, как собственник земельного участка, не обращалась с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с "Классификатором", утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац третий пункта 2 статьи 7 ЗК РФ введен Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Согласно Классификатору, к виду разрешенного использования "бытовое обслуживание" относится размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) (код 3.3).

Таким образом, вид разрешенного использования "для строительства 4-этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания" в данном случае является основным видом разрешенного использования земельного участка, в то время как прокурор, обращаясь в суд с иском, заявляет требование об установлении на данном земельном участке малых архитектурных форм.

Земельный участок (территория), предназначенный для размещения малых архитектурных форм, в силу действующего Классификатора является самостоятельной (отдельной) категорией, не относится к земельным участкам с видом разрешенного использования «бытовое обслуживание».

Следовательно, в рассматриваемом случае без изменения вида использования земельного участка не может возникнуть обязанность как по восстановлению, так и по установке малых архитектурных форма на земельном участке с кадастровым номером ----- поскольку установлены они будут с нарушением правил целевого использования земли (ст.7 Земельного кодекса РФ), либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст.ст.35-40 ГрК РФ, ст.85 Земельного кодекса РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находятся данные объекты).

Истец, обращаясь в суд с иском, указывает, что прокуратурой Калининского района г.Чебоксары проведена проверка по обращению жильцов домов № 8, 10, 14 по Эгерскому бульвару г.Чебоксары, домов №№ 36, 34/8 к 1 по ул.Ленинского Комсомола г.Чебоксары об отсутствие на земельном участке с кадастровым номером ----- детской игровой площадки, которая по утверждению истца и допрошенных свидетелей, находилась на данном земельном участке с 1977 года по 2010 год и заявляет требования о восстановлении на земельном участке с кадастровым номером ----- детской игровой площадки и хозяйственного оборудования.

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Министерством коммунального хозяйства РСФСР от 13 декабря 1968 г., в состав технической документации на объекты ЖКХ входил техпаспорт на объект и земельный участок, включая его описание (Утратил силу в связи с изданием Приказа Минжилкомхоза РСФСР от 05.01.1989 N 8)

Согласно п. 31.11 Правил при наличии на территории домовладения свободных участков их следует оборудовать под: хозяйственную площадку для сушки белья, чистки одежды, ковров и предметов домашнего обихода; на хозяйственной площадке должны быть столбы с устройством для сушки белья, штанги для сушки одежды, вешалки, ящик с песком, бачок для мусора и стол со скамейками; площадку следует оградить живой изгородью; чистка одежды и других предметов не должна производиться в непосредственной близости от вывешенного для сушки белья; площадку для отдыха взрослых; детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием для летнего и зимнего отдыха детей.

Федеральным законом РФ от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения относится обеспечение жизнедеятельности муниципального образования, решение которых осуществляется органами местного самоуправления (ст.2); к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация благоустройства территории городского округа (ст.16).

Уставом муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (ред. от 01.03.2018) к вопросам местного значения также относится утверждение правил благоустройства территории города Чебоксары, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории города Чебоксары в соответствии с указанными правилами (п.25 ст.7).

Согласно п.1.4. Правил благоустройства территории города Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28.11.2017 N 1006 (ред. от 14.08.2018), благоустройство включает в себя, в том числе, оборудование малых архитектурных форм.

Малые архитектурные формы согласно Правил благоустройства территории города Чебоксары - это искусственные элементы городской и садово-парковой среды (урны, скамьи, садовая и парковая мебель, декоративные ограждения, светильники, фонтаны, беседки, вазы для цветов, декоративные скульптуры, оборудование детских игровых, спортивных площадок, площадок для отдыха и т.п.), используемые для дополнения художественной композиции и организации открытых пространств, элементы монументально-декоративного оформления, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, водные устройства, городская мебель, коммунально-бытовое, техническое и осветительное оборудование, средства наружной рекламы и информации.

В судебном заседании пояснениями истца и свидетелей установлено, что дом № 8 по Эгерскому бульвару г.Чебоксары был введен в эксплуатацию в 1977 году.

Из письма администрации города Чебоксары от 06 февраля 2018 года следует, что отсутствуют сведения о вводе в эксплуатацию жилых домов, расположенных по адресу: г.Чебоксары, ул.Ленинского Комсомола, д.36; Эгерский булвьар, д.8, Эгерсский бульвар, д.10; Эгерский бульвар, д.14.

Для разрешения вопроса об установки и наличии малых архитектурных форм на земельном участке при введении дома в эксплуатацию судом из БУ ЧР «Государственный архив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии было истребовано разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию домов по ул.Ленинского Комсомола и Эгерскому бульвару г.Чебоксары.

Суд установил, что в документах архивного фонда за 1992-2007 годы сведений, связанных с введением в эксплуатацию дома № 14 по Эгерскому бульвару г.Чебоксары не имеется (т.1 л.д.157). В то же время, предоставлено Распоряжение от 12 августа 2003 года № 2089-р об утверждении акта Государственной приемочной комиссии от 31 июля 2003 года о приемке в эксплуатацию 109-ти квартирного дома со встроенными помещениями под аптеку по ул. Ленинского Комсомола, д.34/8 корп.1 по г.Чебоксары. Решением Государственной приемочной комиссии предъявлен к приемке жилой дом на углу Ленинского комсомола – Эгерский бульвар г.Чебоксары. В акте отсутствуют сведения о наличии малых архитектурных форм, рядом с указанными домами.

Границы земельных участков вышеуказанных домов не определены, отсутствуют технические и кадастровые паспорта на них.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, распоряжением администрации города Чебоксары от 24.08.2010г. №2661-р утверждены акт выбора земельного участка под размещение 4-этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания в районе жилого дома №36 по ул. Л.Комсомола г.Чебоксары от 16.04.2010г. №56, градостроительный план земельного участка от 13.05.2010г. №RU21304000- 162 и схема расположения данного земельного участка на кадастровом плане.

Распоряжением администрации г. Чебоксары от 25.02.2011г. №371-р ООО «Алкор - Строй» предоставлен из земель населенных пунктов земельный участок площадью 924 кв.м, с кадастровым номером -----, в районе жилого дома №36 по ул. Л.Комсомола г.Чебоксары для строительства 4-этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания в аренду сроком до 30.04.2012г. с заключением договора аренды земельного участка. Впоследующем договор аренды данного земельного участка перезаключен 08 декабря 2014 года и прошел регистрацию в Управлении Росреестра по Чувашской Республике.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 01 апреля 2011 года между администрацией города Чебоксары и ООО «Алкор-Строй» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером ----- для завершения строительства 4-х этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания в районе жилого дома № 36 по ул.Ленинского Комсомола г.Чебоксары.

После заключения договора ООО «Алкор-Строй» началось освоение земельного участка, арендатор установил забор.

Прокуратура Калининского района г.Чебоксары 25 июля 2017 года в адрес главы администрации г.Чебоксары вынесла представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, выразившихся в ненадлежащем оборудовании детских игровых площадок расположенными между вышеуказанными домами. Прокуратурой обращено внимание, что между домами про ул. Ленинского Комсомола, д.34/8 и Эгерский бульвар, № 8, 10, 14 г.Чебоксары игровые и хозяйственные площадки демонтированы в результате представления земельного участка ООО «Алкор-Строй» для строительства 4-х этажного строящегося здания бытового обслуживания.

Свидетели, допрошенные в судебном заседании по ходатайству стороны истца, пояснить кем конкретно были демонтированы находящиеся на земельном участке детские игровые и хозяйственные объекты, в частности перекладина для выбивания ковров, карусель, турник пояснить не смогли, отметив лишь, что забор был установлен ООО «Алкор-Строй».

Как следует из решения Арбитражного Суда Чувашской Республики от 23 августа 2016 года по делу № А79-5654/2016, вступившего в законную силу, договору аренды земельного от 06 декабря 2014 года № 204/6014-К заключенный между администрацией города Чебоксары и ООО «Алкор-Строй» расторгнут. На ООО «Алкор-Строй» возложена обязанность в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда возвратить администрации города Чебоксары земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, с кадастровым номером ----- площадью 924 кв.м., предоставленный для завершения строительства 4-этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания в районе дома № 36 по ул.Ленинского Комсомола г.Чебоксары.

Из вышеназванного решения следует, что из акта осмотра земельного участка от 15 августа 2016 года № 109-К, составленного главным специалистом-экспертом отдела муниципального контроля Управления муниципального контроля администрации города Чебоксары, следует, что земельный участок с кадастровым номером ----- площадью 924 кв.м свободен от застроек, не огорожен; территория приведена в состояние, существовавшее до момента предоставления земельного участка в аренду; земляные, строительные-монтажные работы на земельном участке не ведутся, строительная техника отсутствует.

Прокурор, ссылаясь на то, что детская игровая и хозяйственные площадки были демонтированы во исполнение незаконного распоряжения Администрации города Чебоксары о предоставлении земельного участка в аренду ООО «Алкор-Строй», что привело к нарушению прав жильцов близлежащих домов, и с целью восстановления нарушенного права заявил иск об обязании ответчиков администрацию города Чебоксары и МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» восстановить детскую и хозяйственные площадки. По мнению истца, этот способ защиты, предусмотренный в статье 12 Гражданского кодекса РФ должен восстановить положение, существовавшее до нарушения права.

Избранный истцом способ защиты предполагает необходимость доказать наличие и законность положения, которое он желает восстановить, а также тот факт, что прежнее положение нарушено, а равно то обстоятельство, что права нарушены именно указанными ответчиками.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, что распространяется также на прокурора, подавшего заявление (ч.2 ст.45, ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Так, на основании имеющегося поручения суда Управлением муниципального контроля администрации города Чебоксары проведен осмотр спорного земельного участка, по результатам осмотра составлен акт от 29 мая 2018 года. Как следует из фототаблицы, являющейся приложением к акту, осмотренный земельный участок представляет собой территорию с травяным покровом на части земельного участка имеется гостевая парковка, контейнерная площадка, перекладина для выбивания ковров, поврежденная детская карусель. Из данного акта усматривается, что детская игровая площадка в том виде в каком ее описывают свидетели, имеет место быть, а именно, имеется карусель, перекладина для выбивания ковров. Таким образом, индивидуально-определенные объекты в натуре существуют.

На основании имеющихся в деле доказательств, в том числе представленных суду стороной истца, установить были ли на самом деле демонтированы объекты детской и хозяйственной площадки и какие конкретно объекты были демонтированы, какие конкретно объекты надлежит восстановить не представляется возможным.

Таким образом, требование истца об обязании ответчиков восстановить на спорном земельном участке малые архитектурные формы, не восстановит положение существовавшее к моменту нарушения прав неопределенного круга лиц, как заявлено в иске. При этом произойдет установка малых архитектурных форм при отсутствии процедуры административных согласований, предусмотренных Правилами благоустройства территории города Чебоксары утвержденными Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 24.09.2013 № 1136. Кроме того, как было указано выше, установка малых архитектурных форм не соответствует целевому назначению по использованию спорного земельного участка.

С учетом вышеизложенного, поскольку положение, которое истец желает восстановить, невозможно, в силу отсутствия такого положения существовавшего на момент демонтажа малых архитектурных, наличие которых имеет место быть на спорном земельном участке.

Кроме того, отсутствуют основания полагать, виду недоказанности истцом данных обстоятельств, что администрацией города Чебоксары на момент вынесения незаконного распоряжения давалось указание кому либо о демонтировании малых архитектурных форм находящихся на спорном земельном участка и как следствие возложение на ответчиков обязанности по восстановлению данных объектов. При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии прямой причинно-следственной связи между незаконными действиями администрации выразившимся в передаче спорного земельного участка в аренду и отсутствием, по мнению истца, на земельном участке детской игровой и хозяйственных площадок.

При изложенных выше обстоятельствах суд отказывает в удовлетоврени требований заявленных прокурором Калининского района г.Чебоксары.

При этом суд считает необходимым отметить, что жильцы вышеуказанных домов по итогам проведения собрания собственников жилых помещений и подготовки в полном объеме требуемых документов, не лишены возможности обращения к администрации города Чебоксары об изменении вида разрешенного использования земельного участка и включении дворовой территории в муниципальную программу "Формирование комфортной городской среды на территории города Чебоксары" на 2019-2022 годы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ :

Отказать в удовлетоврени исковых требований прокурора Калининского района г.Чебоксары действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Чебоксары, Муниципальному бюджетному управлению «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» о возложении обязанности привести земельный участок с кадастровым номером -----, расположенный между восточным фасадом дома № 8 по Эгерскому бульвару г.Чебоксары и западным торцом дома № 36 по ул.Ленинского Комсомола г.Чебоксары в первоначальное состояние путем установления на нем объектов малых архитектурных форм (детское игровое и хозяйственное оборудование) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Н.Э. Фомина

Мотивированное решение изготовлено:27.11.2018г.