Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 августа 2014 года г. Мичуринск.
Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Черновой О.Ю.,
при секретаре Манаенковой Н.В.,
с участием заявителя ФИО1,
представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по Тамбовской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, действующего в интересах ФИО3 и ФИО4 о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области отдела по г. Мичуринску по необоснованному созданию препятствий к государственной регистрации права,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, действуя в интересах ФИО3 и ФИО4, обратился в Мичуринский городской суд с заявлением об оспаривании действий Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области отдела по г. Мичуринску по необоснованному созданию препятствий к государственной регистрации в установленный Законом срок.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал и показал, что 29.07.2014г. он обратился в Мичуринский филиал «Многофункционального центра предоставления услуг населению» (далее МФЦ) по вопросу государственной регистрации права собственности К-вых на земельный участок. Однако из-за отсутствия в электронных терминалах талонов, по причине достижения предела их выдачи на текущий день, ему в совершении регистрационных действий было отказано, так как прием без талонов не осуществляется. Аналогичная ситуация сложилась 31.07.2014г. и 01.08.2014г. в Мичуринском городском отделе Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области. В результате незаконных отказов в государственной регистрации права путем ограничения доступа к получению талона необоснованно были созданы препятствия к государственной регистрации права собственности в установленный Законом срок и получению документов. А следовательно, созданы препятствия по дальнейшему осуществлению собственниками своих прав в отношении имущества. Каким-либо иным способом предъявления документов на регистрацию он воспользоваться не желает, так как считает, что гражданин должен быть сотрудником Управления в момент его обращения независимо тот количества обратившихся единовременно граждан. В настоящее время документы о собственности приняты к регистрации. Просил признать незаконными действия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области отдела по г. Мичуринску по необоснованному созданию препятствий к государственной регистрации в установленный Законом срок.
Представитель заинтересованного лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области отдела по г. Мичуринску ФИО2 возражала против удовлетворения заявления ФИО1 и показала, что прием граждан осуществляется в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области отделе по г. Мичуринску и в МФЦ в течение всего рабочего дня. В соответствии со ст.16 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «Огосударственнойрегистрацииправнанедвижимоеимуществои сделок с ним" (далее Закон) государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.В случае, если право возникает на основании соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственная регистрация права может быть осуществлена на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо на основании заявления лица, которое заключило с органом государственной власти или органом местного самоуправления соответствующие договор или соглашение. В случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие по подаче заявления о государственной регистрации права.
Заявление огосударственнойрегистрацииправи иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронных документов, электронных образов документов, заверенных усиленнойквалифицированнойэлектроннойподписьюзаявителя, если иное не установлено федеральным законом, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включаяединыйпорталгосударственных и муниципальных услуг, впорядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. Заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть представлены заявителем лично через многофункциональный центр. То есть Законом заявителя предоставлен широкий круг вариантов обращения в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области для совершения регистрационных действий. Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012г. №2236-р О плане мероприятий («Дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета…» все офисы, в которых осуществляется прием документов, были оснащены аппаратами «электронная очередь». При этом электронная система оборудована утвержденной программой, в которой на каждого посетителя отведено равное количество времени (около 20 минут). После того как электронная система выдала последний талон на текущий день с учетом количества обратившихся граждан и времени, необходимого на совершение регистрационных действий, лица обратившиеся с заявлением все равно принимаются сотрудниками Росреестра в порядке общей очереди.
В указанные дни ФИО1 действительно приходил в МФЦ и отдел по г. Мичуринску и ему было предложено обратиться с документами во второй половине дня, так как часто бывает, что люди, получившие талоны, не всегда сдают документы на регистрацию или на их обслуживание уходит мало времени. Однако ФИО1 такое предложение проигнорировал. Документы на регистрацию он в заявленные дни не приносил, решений об отказе в принятии документов не выносилось. В удовлетворении заявления ФИО1 просила отказать.
Выслушав ФИО1, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В судебном заседании установлено, что 29.07.2014г. ФИО1, действуя на основании нотариально удостоверенной доверенности, обратился в Мичуринский филиал МФЦ по вопросу государственной регистрации права собственности ФИО3 и ФИО4 на земельный участок. Однако из-за отсутствия в электронных терминалах талонов, по причине достижения предела их выдачи на текущий день, документы на совершение регистрационных действий им сданы не были. Аналогичная ситуация сложилась 31.07.2014г. и 01.08.2014г. в Мичуринском городском отделе Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.
Статья 16 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «Огосударственнойрегистрацииправнанедвижимоеимуществои сделок с ним" предусматривает, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.В случае, если право возникает на основании соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственная регистрация права может быть осуществлена на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо на основании заявления лица, которое заключило с органом государственной власти или органом местного самоуправления соответствующие договор или соглашение.
В случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие по подаче заявления о государственной регистрации права.
Заявление огосударственнойрегистрацииправи иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронных документов, электронных образов документов, заверенных усиленнойквалифицированнойэлектроннойподписьюзаявителя, если иное не установлено федеральным законом, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включаяединыйпорталгосударственных и муниципальных услуг, впорядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.
Заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть представлены заявителем лично через многофункциональный центр.
Таким образом, Законом предоставлен гражданам широкий круг возможностей обращения в орган, уполномоченный на совершение действий по государственной регистрации прав.
Приказом министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2009г. №534 была утверждена Концепция создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и плана реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости. Данной Концепцией предусмотрено, что основной целью создания единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета является повышение качества предоставляемых государственных услуг в сфере регистрации прав. Для достижения данной цели определены приоритетные направления, в том числе, расширение способов и форм оказываемых в данной сфере услуг за счет внедрения соверменных технологий взаимодействия с заявителями с использованием электронных средств связи; внедрение автоматизированных систем электронного управления очередью с возможностями администрирования необходимого количества приемных пунктов или работающих окон приема документов.
Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012г. №2236-р О плане мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено оснащение всех офисов приема-выдачи документов в учетно-регистрационной системе Росреестра аппаратами «электронная очередь».
На момент обращения ФИО1 в МФЦ и в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области отдел по г. Мичуринску в электронном терминале были выданы все талоны на текущий день. Однако, это не препятствовало ему обратиться за совершением регистрационных действий в порядке общей очереди, по почте, а также иным способом, предусмотренным Законом.
В соответствии со ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Как пояснил в судебном заседании ФИО1 он желает, чтобы сотрудники регистрирующего органа принимали документы на регистрацию непосредственно в момент его обращения, независимо от количества обратившихся в тот момент граждан. Наличие электронной очереди создает ему препятствия в подаче документов.
Однако, указанные действия ФИО1 являются злоупотреблением правом, поскольку являются препятствием в осуществлении своих прав другими гражданами, обратившихся в Росреестр.
Действия сотрудников Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области отдела по г. Мичуринску по приему посетителей в порядке «электронной очереди» являются законными, и не нарушают чьих-либо прав, в том числе ФИО1 и его доверителей, по обращению за совершением регистрационных действий.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявления ФИО1
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФИО1, действующего в интересах ФИО3 и ФИО4 о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области отдела по г. Мичуринску по необоснованному созданию препятствий к государственной регистрации права отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2014 года.
Председательствующий - О.Ю. Чернова.