К делу № 2-2082/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 августа 2021 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего - судьи Хуаде А.Х., при секретаре судебного заседания Шадовой Э.Ш.,
с участием прокурора Герасимова А.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора АО «Газпром газорапределение Майкоп» ФИО1, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности постановки на учет бесхозяйного имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к Администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности постановки на учет бесхозяйного имущества. В обоснование пояснил, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения федерального законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации.
Установлено, что на территории <адрес> функционирует пункт редуцирования газа, расположенный по <адрес> в <адрес>, а также пункт газопровода, расположенный в <адрес>.
По результатам проверки прокуратурой города в адрес руководителя Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» внесены представления об устранении нарушений закона, причин и условий им способствовавших и недопущению их в последующем.
Согласно ответам от 23.10.2020г Комитетом в удовлетворении представлений прокурора отказано, со ссылкой на нецелесообразность принятия ШГРП в муниципальную собственность, а также на отсутствие в органе местного самоуправления организаций обслуживающих газопроводы.
Вместе с тем, в силу требований действующего законодательства указанные обстоятельства не являются препятствием к постановке ШГРП на учет в качестве бесхозяйного.
Просит суд обязать администрацию МО «<адрес>» принять меры к постановке пункта редуцирования газа (ШГРП), расположенного по <адрес> в <адрес>, а также газопровода, расположенного в <адрес>, на учет в качестве бесхозяйного.
Позже прокурор уточнил исковые требования и просил суд обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» принять меры к постановке пункта редуцирования газа (ШГРП), расположенного по <адрес> в <адрес> и газопровода низкого давления, на участке <адрес>, ФИО3, Столбовая, Рабочая, ФИО4, ФИО5, Ленина, Революционная, Кузнечная, Школьная, Веселая, Революционная, Горького в <адрес> общей протяженностью 10262,40 м. на учет в качестве бесхозяйного.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, просил суд их удовлетворить.
Представители Администрации МО «<адрес>», Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте проведения судебного заседания.
Третье лицо ФИО2 в судебном заседании полагала, что требования подлежат удовлетворению.
Представитель АО «Газпром газорапределение Майкоп» ФИО1 просила удовлетворить исковые требования в целях безопасности.
Выслушав доводы прокурора, участвующих в деле третьих лиц, исследовав материалы дела и дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Так, в соответствии с п.п. 3, 4, 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, а также организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Согласно материалам проверки, в том числе сведениям администрации МО «<адрес>» и АО «Газпром газораспределение Майкоп», документы, подтверждающие право собственности на ШГРП, расположенный по <адрес>, в <адрес>, а также на газопровод, расположенный в <адрес>, отсутствуют.
Таким образом, организация, которая, по мнению Комитета является уполномоченной на обслуживание газопроводов, не является собственником указанного ШГРП.
В силу ч. 6 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по:
выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
- организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Частью 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.?
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Газопровод является опасным производственным объектом, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого газа.Так, согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» линейные объекты топливно-энергетического комплекса - система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.
В силу положений ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» основными принципами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются, в том числе, взаимная ответственность личности, общества и государства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; непрерывность; обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
В ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ о противодействии терроризму» также указано, что Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса). В развитие указанных ном закона постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» утверждены Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий)», приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ Х° 587 утвержден перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Общие требования по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов.
Указанными подзаконными актами установлен ряд обязательных требований для эксплуатации объектов подобной категории, реализация которых возможна только при наличии собственника.
Кроме того, согласно положениям ст. 33 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий: создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы; осуществляет иные мероприятия.
Ненадлежащее использование газовых сетей, отсутствие должного контроля за их техническим состоянием создает угрозу аварийной ситуации в пределах территорий муниципального образования, где они проложены, а также нарушает права неопределенного круга лиц.
Бездействие уполномоченного органа местного самоуправления не отвечает таким принципам противодействия терроризму, установленным п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», как приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, поскольку не проведение всех необходимых мероприятий по обслуживанию газопровода и обеспечению его соответствия предъявляемым законодательством требованиям может способствовать совершению террористических актов, облегчать совершение противоправных действий, что существенно нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, проживающих на территории муниципального образования.
На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» уличные газопровода отнесены опасным производственным объектам. Согласно пп. «а» п. 1 приложения № к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых транспортируются воспламеняющиеся вещества, в т.ч. газы.
Следовательно, они не могут эксплуатироваться без принадлежности к кому-либо, а поэтому в обязательном порядке должны быть приняты на учет и зарегистрированы в установленном законом порядке, согласно требованиям приказа Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Таким образом, для надлежащей эксплуатации опасного производственного объекта, а также безопасного обеспечения населения газом, у опасного производственного объекта должен быть собственник.
Прокуратурой города проведена проверка соблюдения федерального законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации.
Установлено, что на территории <адрес> функционирует пункт редуцирования газа (далее - ШГРП), расположенный по <адрес> в <адрес>, а также пункт газопровода, расположенный в <адрес>.
По результатам проверки прокуратурой города в адрес руководителя Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» (далее - Комитет) внесены представления об устранении нарушений закона, причин и условий им способствовавших и недопущению их в последующем.
Согласно ответам от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом в удовлетворении представлений прокурора отказано, со ссылкой на нецелесообразность принятия ШГРП в муниципальную собственность, а также на отсутствие в органе местного самоуправления организаций обслуживающих газопроводы.
Вместе с тем, в силу требований действующего законодательства указанные обстоятельства не являются препятствием к постановке ШГРП и газопроводв на учет в качестве бесхозяйных.
При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет заявленные прокурором требования, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности постановки на учет бесхозяйного имущества, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» принять меры к постановке пункта редуцирования газа (ШГРП), расположенного по <адрес> в <адрес> и газопровода низкого давления, на участке <адрес>, ФИО3, Столбовая, Рабочая, ФИО4, ФИО5, Ленина, Революционная, Кузнечная, Школьная, Веселая, Революционная, Горького в <адрес> общей протяженностью 10262,40 м. на учет в качестве бесхозяйных.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца.
Председательствующий подпись Хуаде А.Х.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Уникальный идентификатор дела 01RS0№-51
Подлинник находится в материалах дела №
в Майкопском городском суде Республики Адыгея