ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2082/2022 от 24.10.2022 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2-2082/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2022 года г.Кинешма

Кинешемский городской суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Мяновской Н.К.,

при секретаре Кругловой И.В.,

с участием истца Кругловой А.С., она же представитель третьего лица Гопта М.С.,

представителя ответчика Администрации Наволокского городского поселения Хохлова Д.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области 24 октября 2022 года гражданское дело №2-2082/2022 по иску Кругловой А.С. к Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области об обязании заключить соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с предоставлением другого жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Круглова А.С. обратилась в суд с иском к Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области об обязании заключить соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с предоставлением другого жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 42 кв.м. Право собственности возникло на основании договора дарения от 30 августа 2021 года. Истица зарегистрирована в квартире с 20 марта 2013 года. Администрацией Наволокского городского поселения на основании заключений межведомственной комиссии о признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу от 24.09.2012 года №27, №28 в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>, вынесено распоряжение от 05.10.2012 года №116а «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу». Пунктом 2 распоряжения установлено предоставить гражданам, зарегистрированным в вышеуказанных домах, другие жилые помещения в соответствии с санитарными и техническими правилами и нормами на условиях, установленных действующим законодательством. В квартире также зарегистрированы Круглов М.С., Гопта М.С. и несовершеннолетний Гопта В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 16 августа 2022 года истица получила для согласования проект Соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, которым установлена выкупная цена за изымаемое помещение в размере 305903 рубля. Истица с такой оценкой не согласна. Соглашение о выкупной цене жилого помещения не достигнуто.

Просит обязать администрацию Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района заключить с Кругловой А.С. Соглашение о предоставлении ей взамен изымаемого жилого помещения другого благоустроенного жилого помещения, которое будет равнозначно общей площади занимаемой истицей квартиры, но не менее 42 кв.м., находящегося в пределах населенного пункта, с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)).

В судебном заседании истица Круглова А.С., она же представитель третьего лица Гопта М.С., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Гопта В.Р., исковые требования поддержала, пояснила, что квартира по адресу: <адрес>, была приобретена ею матерью Кругловой А.А. в 2004 году, она зарегистрирована в квартире совместно с сыном, дочерью и внуком. В 2012 году жилой дом был признан аварийным. 13 августа 2021 года перед смертью мать подарила квартиру ей, документы о переходе права собственности были представлены в администрацию. При оформлении документов по расселению специалист обнаружил, что право собственности на квартиру возникло у нее после признания дома аварийным, сообщил, что предоставление другого жилого помещения не предусмотрено, предложил заключить соглашение об изъятии жилого помещения с выплатой компенсации около 300000 рублей. Она не согласилась, обратилась в суд. Предлагаемая к выплате компенсация не позволит приобрести другое жилое помещение, ее семья останется без жилья. Просит исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района по доверенности Хохлов Д.Б. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.35-37), пояснил, что жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным в 2012 году. Истица приобрела право собственности на квартиру в указанном доме на основании договора дарения от 30.08.2021 года. Постановлением Правительства Ивановской области от 09.04.2019 года №131-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2019-2023 годы». На реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда бюджету Наволокского городского поселения предоставлена субсидия в соответствии с Соглашением от 14.02.2022 №4-п, в соответствии с которым администрация обязана обеспечивать целевое использование средств субсидии (пункт 4.3.1). В целях соблюдения процедуры изъятия жилого помещения была проведена оценка рыночной стоимости квартиры, согласно отчету ООО «Росконсалтинг» №4267(15)/02/22 от 24.02.2022 года рыночная стоимость объекта оценки составила 305903 рубля. 19 августа 2022 года истице был вручен проект Соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, которое она не подписала. С учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ у истицы не возникло право требовать предоставления ей взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, поскольку право собственности на спорную квартиру возникло в 2021 году. Заключение соглашения об изъятии жилого помещения с предоставлением ей другого жилого помещения невозможно, поскольку будет нарушено целевое использование средств субсидии.

В судебное заседание третье лицо Круглов М.С., представитель третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее – Департамент ЖКХ) не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены правильно и своевременно, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Суд, с учетом положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным дело рассмотреть при данной явке.

Выслушав истицу, представителя ответчика, выяснив позицию третьих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Кругловой А.С. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Право собственности истца на указанную квартиру возникло на основании договора дарения квартиры от 30 августа 2021 года, заключенного между истицей и ее матерью Кругловой А.А., и зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 07 сентября 2021 года (л.д.7, 18-19).

Право собственности Кругловой А.А. на квартиру возникло на основании договора купли-продажи от 01 ноября 2004 года, квартира приобретена за 50000 рублей (л.д.30-32).

В квартире с 20 марта 2013 года зарегистрированы Круглова А.С., ее совершеннолетние дети Гопта М.С., Круглов М.С., с 2017 года - несовершеннолетний внук истицы Гопта В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.15). В настоящее время в квартире никто не проживает.

На основании заключений межведомственной комиссии Наволокского городского поселения о признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу от 24.09.2012 года №27, №28 Распоряжением администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района от 05.10.2012 года №116а-Р многоквартирный дом, в котором расположено принадлежащее истице жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу. В пункте 2 Распоряжения определено предоставить гражданам, зарегистрированным в вышеуказанном доме другие жилые помещения в соответствии с санитарными и техническими правилами и нормами на условиях, установленных действующим законодательством. В пункте 3 установлен срок расселения – 30.12.2015 года (л.д.10,68).

Постановлением администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района от 24.02.2022 года №70 принято решение об изъятии для муниципальных нужд расположенного под указанным многоквартирным домом земельного участка. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для муниципальных нужд определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд (л.д.8-9).

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Ивановская область, Кинешемский район, город Наволоки, улица Промышленная, дом 18, включен в региональную адресную программу Ивановской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы", утвержденную постановлением Правительства Ивановской области от 09.04.2019 №131-п. Планируемая дата окончания переселения - до 31 декабря 2022 года. Ответственным за реализацию программы и главным распорядителем бюджетных средств является Департамент ЖКХ Ивановской области.

Региональной адресной программой Ивановской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы» установлены механизм реализации программы и осуществление контроля за ее реализацией. Установлено, что расходование средств, предусмотренных на реализацию Программы, осуществляется на приобретение у застройщиков и лиц, не являющихся застройщиками, жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Программы осуществляется в соответствии со статьями 32, 86 и 89 ЖК РФ. Порядок взаимодействия между Департаментом ЖКХ Ивановской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области при реализации Программы определяется соглашением, которое заключается в течение 15 календарных дней после одобрения Фондом заявки Ивановской области на предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Департамент ЖКХ Ивановской области осуществляет мониторинг за ходом реализации Программы посредством сбора и анализа отчетности о ходе реализации Программы и о расходовании средств Фонда, бюджета Ивановской области и местных бюджетов, предоставляемой органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области в рамках заключенного Соглашения по форме и в сроки, установленные таким Соглашением. Органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области обеспечивают целевое и эффективное использование средств, выделенных на реализацию Программы, несут ответственность за целевое использование бюджетных средств, предоставленных на реализацию Программы.

Постановлением администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района от 25.04.2019 №203 утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района на 2019 - 2023 годы», Постановлением администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района от 13.10.2022 №428 муниципальная адресная программа изложена в новой редакции.

Пунктом 4 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 N 65-п, установлено, что цели предоставления субсидий определяются порядками предоставления субсидий и Соглашениями исходя из необходимости достижения результатов использования субсидии.

14 февраля 2022 года между Департаментом ЖКХ и Наволокским городским поселением Кинешемского муниципального района заключено Соглашение №4-п о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда бюджетам муниципальных образований – участникам региональной адресной программы в 2022 году/2023-2024 годах (далее Соглашение от 14.02.2022 года) (л.д.75-83).

Согласно положениям Соглашения от 14.02.2022 года, предметом соглашения является предоставление из государственной корпорации – Фонда содействию реформирования жилищно-коммунального хозяйства и бюджета Ивановской области бюджету Наволокского городского поселения субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (п.1.1). Не допускается использование субсидии на цели, не предусмотренные порядком предоставления субсидии (п.1.3). Главный распорядитель обязан не допускать предоставление субсидии на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами Ивановской области и (или) нормативными актами Правительства Ивановской области (п.4.1.3). Главный распорядитель вправе запрашивать у получателя документы и материалы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением получателем условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением (п..4.2.1). Получатель обязуется обеспечивать целевое использование средств субсидии (п.4.3.1).

16 августа 2022 года администрацией муниципального образования «Наволокское городское поселение Кинешемского муниципального района» в адрес истца был направлен для подписания проект Соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, предусматривающий выплату истцу возмещения за изымаемое жилое помещение в сумме 305903 рубля, включая рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость доли земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, - 281000 рублей, убытки, причиненные собственнику изъятием жилого помещения, - 24903 рубля (л.д.11-14). Размер возмещения определен в отчете об оценке №4267(15)/02/22 от 24.02.2022 года, выполненном ООО «Росконсалтинг» (л.д.42-44), и подтвержден в актуализации отчета от 07.09.2022 года (л.д.84-86).

От подписания указанного Соглашения истица отказалась, поскольку считает, что имеет право на получение взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, с выплатой компенсации в предложенном размере не согласна.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано статьей 32 ЖК РФ.

Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч.1).

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч.2).

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч.4).

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч.7).

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8).

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч.8.1).

Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2 следующего содержания: Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются (ч.8.2).

Часть 8.2 статьи 32 ЖК РФ вступила в силу с 28 декабря 2019 года.

Оценивая представленные сторонами доказательства, и принимая во внимание вышеизложенные нормы права, суд приходит к выводу, что оснований для возложения на администрацию Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области обязанности заключить с Кругловой А.С. соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с предоставлением другого жилого помещения не имеется. Судом установлено, что право собственности на изымаемое жилое помещение возникло у истицы на основании договора дарения от 30 августа 2021 года, зарегистрировано 07 сентября 2021 года, то есть после признания многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу (05 октября 2012 года), в связи с чем, истица имеет право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 статьи 32 ЖК РФ. Положения части 8 статьи 32 ЖК РФ в отношении истицы не применяются.

Суд соглашается с суждением ответчика о том, что предоставление истице взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения будет являться нецелевым расходованием субсидии.

Доводы истицы о том, что предложенная в Соглашении об изъятии денежная компенсация является недостаточной для приобретения ее семьей другого жилого помещения, не могут быть приняты судом. В случае несогласия с размером возмещения истица не лишена возможности его оспорить, представив доказательства иного размера возмещения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Кругловой А.С. к администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области об обязании заключить соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с предоставлением другого жилого помещения следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Кругловой А.С. к Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области об обязании заключить соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с предоставлением другого жилого помещения отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Н.К.Мяновская

Мотивированное решение составлено 31 октября 2022 года.