ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2083/2021 от 28.04.2021 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

32RS0023-01-2021-000755-48

Дело №2-2083/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи Степониной С.В.,

при секретаре Луцай Я.Ю.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО2, представителя третьего лица ГУ МЧС России по Брянской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании права на получение специального удостоверения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он с <дата> по <дата> постоянно проживал в <...>, указанный населенный пункт отнесен к зоне проживания с правом на отселение. В декабре 2020 истец обратился к ответчику с заявлением о замене ранее имеющегося удостоверения, подтверждающего право на получение льгот, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением ответчика истцу было отказано в выдаче удостоверения, поскольку он проживал на указанной территории с 26.04.1986 по 03.07.1990 и с 08.06.1992 по 16.11.2020. Таким образом, ответчиком сделан вывод, что имело место повторное переселение в равнозначную зону загрязнения. Истец не согласен с данным отказом, указывает, что выезд с территории г. Клинцы был вынужденный, поскольку в период с 04.07.1990 по 07.06.1992 он был призван и проходил срочную службу в рядах Советской армии, был снят с регистрационного учета по месту жительства на период военной службы. В период службы пользовался льготами, предоставленными гражданам Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». На основании изложенного, истец просил суд признать за ним право на получение удостоверения единого образца, как лицу, добровольно выехавшему из зоны проживания с правом на отселение.

Определением суда от 12.03.2020 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены к МЧС России, Главное управление МЧС России по Брянской области.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал требования, просил суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании требования не признала, просила в иске отказать, так как истцом не было подтверждено наличие основания для получения удостоверения, как лицу подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Представитель третьего лица Главного Управления МЧС России по Брянской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании оставила разрешение требований на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 родился <дата> в <адрес>.

Согласно справке ООО «Эксперт» от 12.01.2021 ФИО1 был зарегистрирован <адрес> с <дата> по <дата>. Как следует из военного билета №... и справки №2/2/6 от 12.01.2021 Военного комиссариата Брянской области истец проходил срочную военную службу с 04.07.1990 по 21.05.1992. После возвращения с военной службы вновь был зарегистрирован <адрес> с <дата> и проживал по указанному адресу до 16.11.2020.

Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области 19.12.2019 истцу выдавалось специальное удостоверение установленного образца серии №..., подтверждающее факт его проживания в зоне проживания с правом отселения.

Город Клинцы Брянской области с 1986 года согласно утвержденному постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, был отнесен к зоне с правом на отселение. Впоследствии Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» вступившим в силу 21.10.2015г. г. Клинцы сохранил статус зоны проживания с правом на отселение.

На основании приказа МЧС России №228, Минздравсоцразвития России №271, Минфина России №63н от 11.04.2006 «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец обратился к ответчику с заявлением на оформление и выдачу специального удостоверения единого образца, по категории «гражданин, добровольно выехавший из зоны проживания с правом на отселение».

Письмом от 22.12.2020 года № 13227 Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области истцу отказано в выдаче специального удостоверения единого образца по категории «гражданин, добровольно выехавший из зоны проживания с правом на отселение», в связи с тем, что ФИО1 проживал на указанной территории в периоды с 26.04.1986 по 03.07.1990 и с 08.06.1992 по 16.11.2020. Таким образом, имело место повторное переселение в равнозначную зону загрязнения.

С данным решением ответчика суд согласиться не может, в силу следующего.

Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантирует гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавшим участие в ликвидации ее последствий, возмещение вреда, причиненного вследствие этой катастрофы их здоровью и имуществу, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (статьи 1 и 3).

При этом названный Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты и условий их предоставления в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (статьи 13-22). Такая дифференциация основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане, а также позволяет учитывать постепенное снижение интенсивности облучения, обусловленное как естественными процессами, так и мерами по преодолению негативных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые принимало и принимает государство.

В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991№ 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями), граждане, пострадавшие вследствие воздействия радиации, подразделяются на категории, среди которых законом выделены граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

Зонами радиоактивного загрязнения, в соответствии со ст. 7 Закона являются: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Специальные удостоверения единого образца выдаются гражданам, пострадавшим вследствие воздействия радиации на основании Приказа МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России от 11.04.2006 г. N 228/271/63н "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Приказа МЧС России N 374, Минздравсоцразвития России N 371н, Минфина России N 62н от 24.06.2009, Приказа МЧС России N 367, Министерства труда и социальной защиты РФ N 6н, Минфина России N 90н от 27.06.2012).

В соответствии с п. 2 указанного Порядка удостоверение выдается, в частности, гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

Согласно п. 4 Порядка, для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган, указанный в пункте 3 настоящего Порядка, по месту жительства с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации (иные основные документы, подтверждающие принадлежность к гражданству Российской Федерации); для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении; документы, подтверждающие факт проживания (прохождения военной службы (службы) в зонах радиоактивного загрязнения: выписки из похозяйственных, домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений, жилищно-коммунальных отделов, справки паспортных столов, иные документы, подтверждающие факт проживания (прохождения военной службы (службы)) в зонах радиоактивного загрязнения.

В соответствии с Указом Губернатора Брянской области от 16 февраля 2018 года №34 «О передаче функций Департамента строительства Брянской области в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Брянской области» с 16 апреля 2018 года Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области переданы, в том числе, функции по выдаче в пределах своей компетенции специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, дающих право на получение мер социальной поддержки.

Под постоянным проживанием гражданина на территории субъекта РФ понимается его фактическое постоянное проживание на данной территории на указанную дату. Установление данного факта постоянного проживания осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993№ 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из анализа положений статей 2 и 3 названного Закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности; Конституция РФ (ст. 19 ч. 1 и 2) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, а тем более от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, представляющей собой лишь способ учета, и ее наличие или отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, необязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.

Факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен судом общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 22 Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.

Анализ положений ст. 22 Закона РФ позволяет прийти к выводу о том, что она определяет возможность предоставления мер социальной поддержки лицам, переселившимся в зону с правом на отселение после 30.06.1986, либо после 01.01.1994, т.е. не проживавшим до указанных дат в указанной зоне.

В тоже время ФИО1 еще до 30.06.1986 проживал в зоне с правом на отселение, а потому не может признаваться переселившимся в нее после указанной даты.

Как установлено судом в периоды с 09.03.1981 по 03.07.1990, с 08.06.1992 по 16.11.2020 ФИО1 значился зарегистрированным по <адрес>. На время прохождения срочной военной службы истец не был зарегистрирован по своему месту жительства.

Таким образом, в период с 04.07.1990 по 07.06.1992 ФИО1 выезжал с места жительства только для прохождения военной службы по призыву. Суд полагает, что выезд к месту прохождения военной службы в Вооруженных силах СССР, а в последующем Вооруженных силах Российской Федерации была обусловлен не переездом туда на постоянное место жительства, а необходимостью соблюдения требований Закона СССР от 12 октября 1967 года "О всеобщей воинской обязанности». С учетом указанных обстоятельств, истец в 1992 году не переселился в зону с правом на отселение, а возвратился к месту своего постоянного проживания, откуда переселился только 16.11.2020 в связи с переездом в <адрес>.

Изложенное свидетельствует о том, что ФИО1 относится к категории граждан, указанных в п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1, а значит имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 Закона. Факт прохождения срочной военной службы в Вооруженных Силах в зоне, не подверженной радиационному загрязнению не исключает возможность отнесения гражданина к категории лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки.

Таким образом, совокупностью вышеизложенных доказательств, по мнению суда, подтверждаются в полном объеме доводы, изложенные в исковом заявлении. Доказательств, опровергающих доводы истца, суду ответчиком не представлено. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным признать за истцом право на получение специального удостоверения и приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании права на получение специального удостоверения удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на получение удостоверения единого образца, по категории «гражданин, добровольно выехавший из зоны проживания с правом на отселение» с указанием периода проживания с 26.04.1986 по 16.11.2020.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья С.В. Степонина

Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2021 года

Решение в окончательной форме изготовлено 05 мая 2021 года.