ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2083/2022 от 08.06.2022 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Уникальный идентификатор дела 65RS0001-01-2021-005637-20

Дело № 2-2083/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Южно-Сахалинск 08 июня 2022 года

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Ретенгер Е.В.,

при помощнике судьи Щетининой Т.В.

с участием

представителя истца, действующего на основании доверенности от 21 декабря 2021 года ФИО,

представителя ответчика, действующего на основании доверенности ФИО

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Муниципальному казненному учреждению «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска», администрации города Южно-Сахалинска о признании незаконным решения , признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО обратился в Южно-Сахалинский городской суд с исковым заявлением к Муниципальному казненному учреждению «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» о признании незаконным решения , признании права пользования жилым помещением, расположенным по , на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма.

В обоснование заявленных требований истец указал, что является военнослужащим, проходит военную службу по контракту в войсковой части . Решением жилищной комиссии войсковой части ему распределено жилое помещение, расположенное по . Командование войсковой части 21527 обратилось в МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» с ходатайством о заключении договора социального найма. В ходатайстве о заключении договора социального найма было отказано, однако был заключен договор найма служебного жилого помещения . Истец полагает, что спорное жилое помещение не является служебным, поскольку состоит на балансе администрации г. Южно-Сахалинска, не относится к специализированному жилищному фонду.

Согласно протокольному определению от 29 марта 2022 года к участию в деле в порядке ст. 43 Гражданского кодекса РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечена администрация г. Южно-Сахалинска.

Протокольным определением от 23 мая 2022 года к участию в деле в порядке ст. 40 Гражданского процессуального кодекса РФ в качестве соответчика привлечена администрация г. Южно-Сахалинска.

Истец, в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ уточнил исковые требования, в окончательной редакции просил суд признать незаконным решение , признать право пользования жилым помещением, расположенным по , на условиях договора социального найма, возложить на МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска», администрацию города Южно-Сахалинска обязанность заключить договор социального найма с учетом членов семьи: ФИО, ФИО, ФИО, ФИО

Истец ФИО, третье лицо ФИО в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно телефонограмм просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске с учетом уточнений.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, полагала, что МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» является ненадлежащим ответчиком. Отметила, что поскольку спорное жилое помещение включено в специализированный жилой фонд, с истцом не мог быть заключен договор социального найма.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 18 июня 2003 года жилое помещение - 3-х комнатная квартира, расположенная по освобожденная полковником ФИО была предоставлена ФИО в составе 4 человек. Согласно адресной справке Отдела адресно-справочной работы ФИО убыл в 10 октября 2006 года рождения, однако члены семьи ФИО продолжили проживать в данном жилом помещении.

Согласно постановлению мэра г. Южно-Сахалинска следует, что 3-х комнатная квартира, расположенная по принята в муниципальную собственность.

Судом установлено, что истец проходит военную службу с 01 августа 2020 года по настоящее время, что подтверждается выпиской из послужного списка (л.д.27). Имеет выслугу лет 21 года 4 месяца 02 дня, что подтверждается справкой от 10 декабря 2021 года (л.д.25), признан нуждающимся в получении жилого помещения по месту прохождения военной службы.

Решением жилищной комиссии войсковой части от 10 августа 2021 года истцу распределено жилое помещение, расположенное по вместо выбывшего ФИО

18 августа 2021 года ВрИО командира войсковой части обратился с ходатайством к мэру г. Южно-Сахалинска о заключении с истцом договора социального найма жилого помещения (трехкомнатной квартиры освобожденной полковником ФИО, ) в связи с тем, что выслуга лет в рядах Вооруженных сил РФ составляет более 20 лет.

На обращение ВрИО командира войсковой части 21527 о разъяснении причин заключения договора служебного найма с истцом администрация г. Южно-Сахалинска сообщила, что не располагает сведениями о том, что ранее военнослужащие занимали данное жилое помещение по договору социального найма .

02 декабря 2021 года согласно постановлению ФИО было предоставлено жилое помещение муниципального специализированного (служебного) жилищного фонда.

02 декабря 2021 года согласно постановлению ФИО было предоставлено жилое помещение муниципального специализированного (служебного) жилищного фонда.

Судом установлено, что 03 декабря 2021 года с истцом был заключен договор найма служебного жилого помещения от , жилое помещение предоставлено ФИО с учетом членов семьи: ФИО, ФИО, ФИО (п.4 договора). Указанный договор была заключен на период прохождения службы в войсковой части , то есть до 12 июня 2009 года на основании контракта от 13 июня 2019 года (п.5 договора).

На основании указанного договора истец и члены его семьи вселены в спорную квартиру, фактически проживают, производят оплату коммунальных услуг.

Вместе с тем, судом установлено, что статус «служебное» спорному жилому помещению, расположенному был присвоен согласно постановлению администрации города Южно-Сахалинска .

Таким образом, судом установлено, что договор служебного найма был заключен когда жилое помещение расположенное не имело статуса служебного и не было включено в специализированный (служебный) жилой фонд.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.

Законодатель исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.

Из содержания п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение военнослужащими жилой площади, ранее занимаемой военнослужащими и членами их семей.

Таким образом, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.

Аналогичные разъяснения содержаться в пункте 7 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007 (в редакции от 05.02.2014).

Судом установлено, что ФИО согласно положениям ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» отнесен к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению жилым помещением на весь период службы, поскольку истец относится к офицеру, заключившему контракт после 1 января 1998 года.

Согласно абз. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более может быть представлено жилое помещение по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Жилищный фонд, в Российской Федерации исходя из положений ст. 19 Жилищного кодекса РФ, включает в себя наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.

То обстоятельство, что в силу пункта 2 статьи 15 Закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, не исключает возможности предоставления таким военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма на основании пункта 5 статьи 15 указанного Закона.

При таких, обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у ФИО права по предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Учитывая изложенное, требования истца о признании права пользования жилым помещением, расположенным по , на условиях договора социального найма, возложении на администрацию города Южно-Сахалинска обязанность заключить договор социального найма с учетом членов семьи: ФИО, ФИО, ФИО, ФИО являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчиков в части того, что ранее военнослужащие, данное жилое помещение по договору социального найма не занимали не могут быть признаны судом обоснованными, поскольку доказательств того, что данное жилое помещение было предоставлено военнослужащему ФИО как служебное в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение (ответ) администрации г. Южно-Сахалинска является незаконным.

Согласно Уставу МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска», утвержденного Постановлением администрации г. Южно-Сахалинска Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» создано на основании распоряжения вице-мэра, руководителя аппарата администрации города Южно-Сахалинска , руководствуется Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «О некоммерческих организациях», законом Российской Федерации «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», законом Российской Федерации «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Уставом городского округа "Город Южно-Сахалинск», настоящим Уставом.

Казенное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для реализации единой жилищной политики на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», оказания муниципальных услуг, а также исполнения от лица администрации города Южно-Сахалинска функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в жилищной сфере.

На основании изложенного, суд полагает, что МКУ «Управление жилищной политики г. Южно-Сахалинска» не является надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований о незаконным решения , признать право пользования жилым помещением, расположенным по , на условиях договора социального найма, возложить обязанности заключить договор социального найма с учетом членов семьи: ФИО, ФИО, ФИО, ФИО не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО к администрации города Южно-Сахалинска о признании незаконным решения , признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма – удовлетворить.

Признать незаконным отказ, выраженный в ответе Муниципального казненного учреждения «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» .

Признать право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма на жилое помещение, расположенное по .

Возложить обязанность на администрацию города Южно-Сахалинска заключить договор социального найма с учетом членов семьи: ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, на жилое помещение, расположенное по .

Исковые требования ФИО к Муниципальному казненному учреждению «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Дата составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья Е.В. Ретенгер