66RS0051-01-2022-002589-06
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Серов Свердловской области «03» марта 2023 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Фарафоновой Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ведерниковой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-242/2023 по иску
Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Серовского городского округа, ООА СГО «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству», Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанности
с участием представителя истца помощника Серовского городского прокурора Якимовой А.М., представителя ответчиков Кирсановой С.В., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ года
УСТАНОВИЛ:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Серовский районный суд с иском к Администрации Сосьвинского городского округа о возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды установлено, что на территории Серовского городского округа в <адрес> на земельном участка с географическими координатами 59.609977 (широта), 60.751186 (долгота) расположена свалка промотходов. Свалка расположена в 1,5 км от реки Сосьва и <адрес>. Согласно сведениям, содержащимся в областном кадастре отходов занимаемая площадь свалки составляет 4 га. Свалка образована в 1959 г. и эксплуатировалась ООО «Лесозавод 1» до 2008 г. В результате проведенного 11.08.2022 природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области обследования установлено, что свалка промотходов не ликвидирована, частично заросла травой и кустарниками. Согласно характеристике объекта размещения отходов указанная свалка не законсервирована, земельный участок, на котором она размещена, не рекультивирован. Земельный участок под указанной свалкой не сформирован, границ не имеет. Категория и вид разрешенного использования земельного участка не определена.
Оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление: объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности; площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель; уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков; наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация; количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде; населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде. Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти. Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от уполномоченных органов власти результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде. Порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542. Обязанности по обеспечению включения указанного объекта накопленного вреда окружающей среды в ГРОНВОС, по организации работ по его ликвидации должны быть возложены на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, администрацию Серовского городского округа, Отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" солидарно, исходя из их полномочий. Решение аналогичного вопроса местного значения является полномочием администрации Серовского городского округа в силу Устава Серовского городского округа, принятого решением Серовской городской Думы от 31.05.2005 № 62. Отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" (далее - Комитет) создан в целях реализации вопросов местного значения в сфере строительства, энергетики, транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства. К функциям комитета, в том числе относятся организация разработки мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (п. 4 Положения об отраслевом органе администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и, жилищно-коммунальному хозяйству", утв. решением Серовской городской думы от 27.12.2005 № 103). Кроме того, в ходе проведенной проверки установлено, что в пос. Энергетиков Серовского городского округа в точках с географическими координатами N 59.652113° Е 60.675830°, N 59.651935° Е 60.675982°, N 59.651956° Е 60.674039°, N 59.652075° Е 60.672968°, N 59.652075° Е 60.672968°, N 59.652555° Е 60.670488°, N 59.652669° Е 60.669918°, N 59.652754° Е 60.669195° выявлены несанкционированные места размещения отходов в виде строительного мусора полиэтиленовых пакетов, пластиковых бутылок, покрышек, разобранной мебели и др. Земельный участок под указанными свалками не сформирован, границ не имеет. Категория и вид разрешенного использования земельного участка не определена. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами. В нарушение указанных выше требований действующего законодательства органами местного самоуправления Серовского городского округа меры к ликвидации несанкционированных мест размещения отходов не приняты. Обязанность по организации работ, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды путем организации работ по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в точках с географическими координатами N 59.652113° Е 60.675830°, N 59.651935° Е 60.675982°, N 59.651956° Е 60.674039°, N 59.652075° Е 60.672968°, N 59.652075° Е 60.672968°, N 59.652555° Е 60.670488°, N 59.652669° Е 60.669918°, N 59.652754° Е 60.669195 на территории Серовского городского округа на расстоянии 1,3 км от пос. Энергетиков должна быть возложена на- администрацию Серовского городского округа и Отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" солидарно.
В исковом заявлении просит: Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, администрацию Серовского городского округа, Отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" обязанность в срок не позднее 01.06.2023 обеспечить включение объекта накопленного вреда окружающей среде - Свалку промотходов, расположенную в пос. Черноярка Серовского городского округа, в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, администрацию Серовского городского округа, Отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" обязанность в срок не позднее 31.12.2023 организовать выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде от объекта - Свалка промотходов, расположенная в пос. Черноярка Серовского городского округа.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, администрацию Серовского городского округа, Отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" обязанность в срок не позднее 31.12.2024 направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - Свалка промотходов, расположенная в пос. Черноярка Серовского городского округа, для исключения его из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
Возложить на администрацию Серовского городского округа, Отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" обязанность в срок до 01.06.2023 восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем организации работ по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в точках с географическими координатами N 59.652113° Е 60.675830°, N 59.651935° Е 60.6759&20, N 59.651956° Е 60.674039°, N 59.652075° Е 60.672968°, N 59.652075° Е 60.672968°, N 59.652555° Е 60.670488°, N 59.652669° Е 60.669918°, N 59.652754° Е 60.669195 на территории Серовского городского округа на расстоянии 1,3 км от пос. Энергетиков.
Представитель истца помощник прокурора Якимова А.М. в судебном заседании уточенные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила требования удовлетворить.
Представитель ответчиков Кирсанова С.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Представила отзыв в котором пояснила, что с исковыми требованиями не согласны, считают их несостоятельными и преждевременными, что объясняется следующим:
Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде (далее — HBOC) вправе проводить органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления (пункт 3 статьи 80.1 Закона об охране окружающей среды). Согласно содержания искового заявления истцом указано, что до настоящего времени ни Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области, ни органами местного самоуправления Серовского городского округа работы по оценке накопленного вреда не проведены (абз.2 на стр.4 искового заявления). В связи с тем, что материалы судебного дела не содержат доказательств того, что в отсутствие опенки объектов HBOC имеются безусловные основания для включения свалки в государственный реестр отходов и организации работ по ликвидации накопленного вреда, а также истцом не заявлено требование о возложении обязанности проведения такой оценки, что влечет риски неисполнения требований истца о включении объекта HBOC в государственный реестр и проведение мероприятий по ликвидации накопленного вреда, в том числе с учетом того, что согласно пункта 5 статьи 80.1 Закона об охране окружающей среды прямо предусмотрено право отказа о включении в реестр объектов HBOC по результатам рассмотрения материалов оценки. Истцом не учтено, что ликвидация накопленного вреда может быть проведена по результатам проведение категорирования объектов, посредством сопоставления их влияния на состояние экологической безопасности в целях обоснования очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер. Свалка в пос. Черноярка состоит в Свердловском областном кадастре отходов производства и потребления. Согласно информации, представленной в приложении к справке должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 11.08.2022, данная свалка содержит отходы лесозаготовок и вырубок. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, отходы горбыля и опила отнесены к V классу опасности для окружающей природной среды. Таким образом данные отходы являются практически не опасными. Учитывая, что свалка отходов содержит отходы, которые являются практически не опасными, соответственно, с учетом критериев, указанных в Приказе Минприроды России от 04.08.2017 №435, отсутствует необходимость в принятии неотложных мер по ликвидации HBOC в первоочередном порядке, что еще раз подтверждает доводы ответчика о незаконности требований истца, в том числе их преждевременности. Кроме того, требования истца по ликвидации накопленного вреда на объекте - Свалка промотходов, расположенная в пос. Черноярка, не могут быть выполнены в отсутствие требования о ликвидации самой свалки, о чем истцом не было заявлено. Действующее законодательство РФ не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления проводить работы по выявлению, оценке и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - HBOC). Органы местного самоуправления вправе осуществлять организацию работ по ликвидации HBOC. Соответственно, обязанность уполномоченных органов власти проводить выявление, оценку и ликвидацию объектов HBOC в настоящее время законодательством не предусмотрена. Понуждение Ответчика к совершению указанных внеочередных мероприятий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей. Требования истца не основаны на нормах, регулирующих порядок финансирования таких работ, в связи с чем у ответчика отсутствует финансовая возможность исполнения таких требований, с учетом норм бюджетного законодательства РФ. В настоящее время законодательством не предусмотрен порядок выделения денежных средств из соответствующего бюджета на выполнение работ по выявлению и ликвидации объектов HBOC. В отсутствие нормы, регулирующей порядок финансирования таких работ, в том числе на муниципальном уровне, в бюджет Серовского городского округа не могут быть заложены суммы, связанные с выполнением указанных работ. Обратного истцом не доказано, в материалах судебного дела не содержится. Возложение обязанности ликвидировать несанкционированные свалки на территории Серовского городского округа на расстоянии 1,3 км от пос. Энергетиков, считают незаконным, так как истцом не подтверждено местоположение данных свалок, отсутствует привязка к земельному участку, на котором либо в непосредственной близости к которому находятся данные свалки, что влечет невозможность исполнения судебного акта в данной части. Принимая во внимание сложность, затратность и рекомендательный характер выявления, оценки и ликвидации объектов HBOC, отсутствие норм, регулирующих вопросы, регламентирующие порядок выполнения таких работ и источники их финансирования, с учетом отсутствия необходимости в проведении неотложных и первоочередных работ по ликвидации объектов HBOC с учетом низкого класса опасности и соответствующих критериев, установленных нормами действующего законодательства, а также вследствие недоказанности, мест наличия несанкционированных свалок в пос. Энергетиков, считают, что требования истца являются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен, †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† ���������������������������������������������������������������������������������������������просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Направил в суд отзыв, в котором указал о том, что выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявления и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральнымыявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявления и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органам исполнительной власти. Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде. Организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды. Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 Na 445 утверждены «Правила ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде». Согласно указанных Правил ведение государственного реестра включает в себя рассмотрение материалов выявления и оценки объектов, принятие решения о включении объектов в государственный реестр или об отказе во включении объектов в государственный реестр, категорирование объектов, обновление информации об объекте и исключение из государственного реестра. Государственный реестр ведется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основе материалов выявления и оценки объектов. Под заявителями в настоящих Правилах понимаются федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, указанные в пункте 3 статьи 80.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Заявление о включении объекта в государственный реестр (далее - заявление) представляется заявителем в письменной форме в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Включение объекта отходов в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде носит заявительный характер, на основании проведенной оценки накопленного вреда, меры по обеспечению включения объекта в государственный реестр законом не предусмотрены.
Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство) в соответствии со ст. 80.1 Федерального закона № 7-ФЗ на территории Свердловской области проведены работы по выявлению объектов, обладающих признаками объектов накопленного вреда, сформирован перечень объектов, обладающих признаками объектов накопленного вреда (далее - Перечень) и направлен в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.03.2022 Na 12-16-21/3610 для включения в федеральный проект «Генеральная уборка» для проведения их обследования и оценки, в том числе с учетом их воздействия на здоровье граждан и продолжительность их жизни, и ликвидации в рамках реализации указанного проекта. Свалка промотходов, расположенная в пос. Черноярка Серовского городского округа, включена в указанный выше перечень (строка 109 перечня). С 2022 года в рамках реализации федерального проекта «Генеральная уборка» на территории Свердловской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) ведется работа по обследованию и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ОНВОС) и объектов, обладающих признаками ОНВОС. В соответствии с письмом от 29.11.2022 № 2341 ФГБУ «ЦЛАТИ по УрФО» в рамках федерального проекта «Генеральная уборка» на 2023 год запланировано проведение обследования и оценки объектов, обладающих признаками ОНВОС, в который включена свалка промотходов, расположенная в пос. Черноярка Серовского городского округа (строка 547 перечня объектов, запланированных к обследованию на 2023 год). Министерством проведение обследования и оценки свалки промотходов, расположенной в пос. Черноярка Серовского городского округа, на 2023 год не запланировано с учетом исключения дублирования проведения работ, запланированных федеральными органами в отношении указанного объекта. Таким образом, Министерством приняты меры по организации работ, необходимых для включения объекта в ГРОНВОС. Решение о включении объекта в ГРОНВОС по результатам обследования и оценки принимается Минприроды России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 445 «Об утверждении правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде». Срок ликвидации объектов определяется проектно-сметной документацией на выполнение работ по ликвидации объектов, утвержденной в установленном порядке и имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Суд в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения прокурора и представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием органов местного самоуправления по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
Исковые дела по спорам, возникающим из экологических правоотношений и правоотношений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не относятся к числу дел, подсудных мировому судье, в связи с чем, в соответствии со ст. 24 ГПК РФ, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Согласно ст. 24 ГПК РФ гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26 и 27 ГПК РФ, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 28 ГПК РФ, иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.
Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Частью 2 ст. 13 Земельного кодекса определено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. 11 данного Федерального закона, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 51 данного Федерального закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 данного Федерального закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу с ч. 1 ст. 13.4 данного Федерального закона, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно со ст. 28 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами влечет за собой гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды установлено, что на территории Серовского городского округа в пос. Черноярка на земельном участка с географическими координатами 59.609977 (широта), 60.751186 (долгота) расположена свалка промотходов. Свалка расположена в 1,5 км от реки Сосьва и пос. Черноярка. Согласно сведениям, содержащимся в областном кадастре отходов занимаемая площадь свалки составляет 4 га. Свалка образована в 1959 г. и эксплуатировалась ООО «Лесозавод 1» до 2008 г. В результате проведенного 11.08.2022 природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области обследования установлено, что свалка промотходов не ликвидирована, частично заросла травой и кустарниками. Согласно характеристике объекта размещения отходов указанная свалка не законсервирована, земельный участок, на котором она размещена, не рекультивирован. Земельный участок под указанной свалкой не сформирован, границ не имеет. Категория и вид разрешенного использования земельного участка не определена.
Кроме этого, в ходе проведенной проверки установлено, что в пос. Энергетиков Серовского городского округа в точках с географическими координатами N 59.652113° Е 60.675830°, N 59.651935° Е 60.675982°, N 59.651956° Е 60.674039°, N 59.652075° Е 60.672968°, N 59.652075° Е 60.672968°, N 59.652555° Е 60.670488°, N 59.652669° Е 60.669918°, N 59.652754° Е 60.669195° выявлены несанкционированные места размещения отходов в виде строительного мусора полиэтиленовых пакетов, пластиковых бутылок, покрышек, разобранной мебели и др. Земельный участок под указанными свалками не сформирован, границ не имеет. Категория и вид разрешенного использования земельного участка не определена.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.
В силу Устава Серовского городского округа, принятого решением Серовской городской Думы от 31.05.2005 № 62 решение аналогичного вопроса местного значения является полномочием администрации Серовского городского округа.
В соответствии с п. 4 Положения об отраслевом органе администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству", утв. решением Серовской городской думы от 27.12.2005 № 103 отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" создан в целях реализации вопросов местного значения в сфере строительства, энергетики, транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства. К функция комитета, в том числе относятся организация разработки мероприятий по охране окружающей среды в границам городского округа.
Следовательно, в силу вышеприведенных норм закона, именно отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" является ответственным за организацию сбора, вывоза и дальнейшую переработку (утилизацию) отходов, в санкционировано размещенных на землях общего пользования на территории городского округа.
Кроме того, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Несанкционированные свалки оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие ответчиков, которые обязаны принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Согласно со ст. 28 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами влечет за собой установленную законом ответственность.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе и на почву, при этом отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению в условиях и способами, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Кроме того, существование указанных мест несанкционированного размещения отходов создает предпосылки к их дальнейшему разрастанию в результате возникновения у граждан и организаций ошибочного мнения о законности складирования отходов в данном месте.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36. Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции освобождены прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
В силу п. 19 ст. 333.36. Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины освобождены органы местного самоуправления выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины в доход местного бюджета не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Серовского городского округа, ООА СГО «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству», Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанности - удовлетворить.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, администрацию Серовского городского округа, Отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" обязанность в срок не позднее 01.06.2023 года обеспечить включение объекта накопленного вреда окружающей среде - Свалку промотходов, расположенную в пос. Черноярка Серовского городского округа, в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, администрацию Серовского городского округа, Отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" обязанность в срок не позднее 31.12.2023 года организовать выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде от объекта - Свалка промотходов, расположенная в пос. Черноярка Серовского городского округа.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, администрацию Серовского городского округа, Отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" обязанность в срок не позднее 31.12.2024 года направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - Свалка промотходов, расположенная в пос. Черноярка Серовского городского округа, для исключения его из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
Возложить на администрацию Серовского городского округа, Отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" обязанность в срок до 01.06.2023 года восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем организации работ по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в точках с географическими координатами N 59.652113° Е 60.675830°, N 59.651935° Е 60.6759&20, N 59.651956° Е 60.674039°, N 59.652075° Е 60.672968°, N 59.652075° Е 60.672968°, N 59.652555° Е 60.670488°, N 59.652669° Е 60.669918°, N 59.652754° Е 60.669195 на территории Серовского городского округа на расстоянии 1,3 км от пос. Энергетиков.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде через Серовский районный суд Свердловской области.
Решение в окончательном виде изготовлено 13.03.2023 года.
Председательствующий Е.А. Фарафонова