ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2085/2013 от 21.11.2013 Гусь-хрустального городского суда (Владимирская область)

Дело № 2-2085/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2013 года                         г. Гусь-Хрустальный

    Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Тарасова И.А.

при секретаре Садовниковой С.А.

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 ФИО10 об оспаривании бездействия органа местного самоуправления в не предоставлении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с заявлением, в котором просит признать бездействие администрации муниципального образования (далее по тексту МО) г. Гусь- Хрустальный, в части не проведения процедур по передаче участка в аренду при достаточных на то основаниях в соответствие с Земельным кодексом РФ, незаконным; обязать органы местного самоуправления г. Гусь-Хрустальный составить и утвердить схему размещения участка на кадастровом плане; обязать органы местного самоуправления г. Гусь-Хрустальный провести мероприятия в соответствии с Земельным кодексом РФ по предоставлению земельного участка в аренду.

В обоснование указывая, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО г. Гусь-Хрустальный было принято заявление о предоставлении земельного участка в целях строительства и благоустройства от заявителя ФИО2 Руководствуясь ст. 31 Земельного кодекса РФ, заявитель обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. В соответствии с ч. 6 ст. 31 ЗК РФ, орган местного самоуправления должен был принять решение о передаче земельного участка в аренду либо решение об отказе в передаче земельного участка в аренду. В соответствии со ст. 22 ЗК РФ земельные участки, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством РФ и Земельным Кодексом РФ. Указанный в заявлении ФИО2 земельный участок не является изъятым из оборота земельным участком, а также земельным участком, не подлежащим сдаче в аренду. Однако администрация МО г. Гусь-Хрустальный в своем ответе от 25 сентября 2013 года потребовала уточнить цель использования испрашиваемого земельного участка и направить в ее адрес заявление, соответствующее требованиям Земельного кодекса РФ.

В качестве обязательных составляющих данного заявления администрацией МО г. Гусь-Хрустальный в ответе на заявлении ФИО2 было указано следующее. Назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Указанные элементы присутствуют в заявлении ФИО2

Таким образом, администрация МО г. Гусь-Хрустальный не вправе требовать каких либо дополнительных пояснений и действий по уточнению заявления, так как требуемые к включению в заявление элементы изначально в нем присутствуют. Тем самым, требование об уточнении цели использования земельного участка не обосновано и является формой бездействия в отношении требования о выделении земельного участка на праве аренды. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, изложенный в ст. 30 ЗК РФ, не запрещает сдачу в аренду земельных участков с расположенными на них объектами. Наличие на испрашиваемом участке строения –забора, не является в силу статей 30, 31 ЗК РФ препятствием для предоставления ФИО2 земельного участка в аренду с торгов (без предварительного согласовав границ). Кроме того, строение - забор фактически возведен и эксплуатируется непосредственно ФИО2 и предоставление участка тому же лицу явным образом не может нарушить чьих-либо прав.

Представитель заявителя по нотариально удостоверенной доверенности – ФИО4, в судебном заседании поддержал заявление своего доверителя по основаниям, в нем изложенным. Кроме того, дополнительно суду пояснил, что администрация МО г. Гусь-Хрустальный не дала заявителю согласия на испрашиваемый земельный участок, обшей площадью 161 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Однако отказа от указанного органа местного самоуправления в адрес заявителя также не поступило, что и является бездействием, нарушающим права и законные интересы ФИО2

Администрация МО г. Гусь-Хрустальный не вправе требовать от заявителя каких - либо дополнительных пояснений и действий по уточнению заявления о предоставлении земельного участка в аренду, так как требуемые к включению в заявление элементы изначально в нем присутствуют. Таким образом, требование органа местного самоуправления об уточнении цели использования земельного участка не обоснованно и является формой бездействия. Порядок предоставления земельных участков для строительства земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности не запрещает сдачу в аренду земельных участков с расположенными на них объектами. Более того, наличие на испрашиваемом ФИО2 земельном участке забора, который он построил, не является препятствием для предоставления ему земельного участка на праве аренды с торгов без предварительного согласования границ. Просил заявление удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица: администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный по доверенности – ФИО5, в ходе судебного разбирательства с заявлением ФИО2 не согласилась. В обоснование своих возражений дала суду следующие пояснения.

    Заявителем ФИО2 в заявлении об оспаривании бездействия администрации МО г. Гусь-Хрустальный не изложено, в чем было выражено это бездействие и чем конкретно были нарушены его права. В действительности органы местного самоуправления не бездействовали. А именно: после получения заявления ФИО2, ему был направлен мотивированный ответ на его обращение, в котором ФИО2 просили уточнить, для каких целей ему необходим испрашиваемый земельный участок: для целей строительства или благоустройства. Из заявления о предоставлении земельного участка усматривается, что ФИО2 просит предоставить земельный участок в соответствии со ст.31 ЗК РФ - для целей строительства. В судебном заседании представитель заявителя пояснил о том, что испрашиваемый ФИО2 земельный участок, требуется ему для целей, не связанных со строительством какого-либо объекта. Тем самым, не представляется возможным выяснить, для каких же целей заявителю необходим земельный участок на праве аренды. Кроме того, просила обратить внимание на 2-й и 3-й пункты просительной части заявления ФИО2 об оспаривании бездействия администрации, в которых он просит обязать органы местного самоуправления г. Гусь-Хрустальный составить и утвердить схему размещения участка на кадастровом плане, а также обязать органы местного самоуправления г. Гусь-Хрустальный провести мероприятия в соответствии с Земельным кодексом РФ по предоставлению земельного участка в аренду. В ст. 26 Устава города Гусь-Хрустальный и Закона № 131- ФЗ «Об общих принципах органов местного самоуправления в РФ» изложено, что органами местного самоуправления являются Городской Совет, Глава администрации и Администрация. В связи с чем, из требований ФИО2 неясно, кто именно должен совершить определенные действия. Администрация МО г. Гусь-Хрустальный не допустила бездействие со своей стороны, а, напротив, надлежащим образом отреагировала на заявление ФИО6 о предоставлении ему земельного участка в целях строительства и благоустройства. В соответствии с нормами Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется: 1) для целей строительства; 2) целей, не связанных со строительством. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст. 30-32 Земельного кодекса РФ. При этом в заявлении о предоставлении земельного участка для строительства должно быть указано: назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст. 34 Земельного кодекса РФ. В заявлении о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, должны быть определены: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, - суд приходит к следующему.

Часть 2 статьи 15 Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из правовой позиции, изложенной в пункте 12 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - судам необходимо иметь в виду, что в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий (например, оспаривание органом местного самоуправления отказа регистрирующего органа в государственной регистрации устава муниципального образования или нарушения срока такой регистрации).

В соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02.05.2006 года ( в ред. от 02.07.2013 года) - письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: с предварительным согласованием мест размещения объектов. Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение (технологическое присоединение) и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка, указанное в абзаце втором настоящего пункта, является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В силу ч. 2-4 ст. 34 настоящего Кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

По делу установлено, что на основании свидетельств о государственной регистрации права серии <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявитель ФИО1 ФИО10 является собственником в праве общей долевой собственности на <данные изъяты> долей жилого дома общей площадью 116 кв.м., инв. № 2832:17, расположенного по адресу: <адрес>, и собственником в праве общей долевой собственности на <данные изъяты> долей земельного участка, общей площадью 780 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по указанному адресу.

    Как усматривается из свидетельств о государственной регистрации права серии <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ другим собственником в праве общей долевой собственности на № долей жилого дома общей площадью 116 кв.м., инв. № №, расположенного по адресу: <адрес>, и собственником в праве общей долевой собственности на <данные изъяты> долей земельного участка, общей площадью 780 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по указанному адресу, является ФИО3.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального образования г. Гусь-Хрустальный (отдел по управлению имуществом и землеустройством) от ФИО2 поступило заявление, в котором он просит предоставить в аренду в целях строительства и благоустройства земельный участок, примыкающий к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, общей площадью 161 кв.м., в соответствии с ситуационным планом, прилагаемым к настоящему заявлению в целях организации системы ливневой канализации, в связи с отсутствием защиты принадлежащего ему земельного участка от ливневых стоков со стороны проезжей части <адрес> место расположения объекта отражено в приложении № к данному заявлению ( л.д. 4).

К заявлению ФИО2 заявителем был предоставлен ситуационный план земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, изготовленный кадастровым инженером ФИО8

    ДД.ММ.ГГГГ за № 2902/у4-13 от администрации МО г. Гусь-Хрустальный в адрес ФИО1 ФИО10 был направлен ответ на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано следующее.

    Администрацией МО г. Гусь-Хрустальный рассмотрено его заявление по вопросу предоставления в аренду земельного участка, площадь, 161 кв.м., в целях строительства и благоустройства. В соответствии с нормами Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется для: 1) целей строительства; 2) целей, не связанных со строительством. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст.ст. 30 -32 Земельного кодекса РФ. При этом в заявлении о предоставлении земельного участка для строительства должно быть указано: назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст. 34 Земельного кодекса РФ. В заявлении о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, должны быть определены: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. На основании изложенного, администрация МО г. Гусь-Хрустальный просит уточнить заявителя цель использования испрашиваемого земельного участка, площадью 161 кв.м., и направить в их адрес заявление соответствующее Земельному кодексу РФ.

    Оценивая представленные доказательства в их совокупности, - суд полагает заявление ФИО2 об оспаривании бездействия администрации МО г. Гусь-Хрустальный в не предоставлении земельного участка не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

    В заявлении ФИО2 о предоставлении земельного участка в целях строительства и благоустройства изложено, что предполагаемый земельных участок необходим заявителю в целях организации системы ливневой канализации, в связи с отсутствием защиты от ливневых стоков земельного участка, принадлежащего заявителю, со стороны проезжей части <адрес>.

    Тем самым, ФИО2, указывая в заявлении, что данный земельный участок необходим ему для предоставления в аренду в целях строительства (ст. 30,31 ЗК РФ), в этом же заявлении он излагает, что земля необходима ему для предоставления в целях организации системы ливневой канализации, то есть, для целей, непосредственно не связанных со строительством объекта ( ст. 34 ЗК РФ), что по выводам суда является неверным.

    В связи с чем, суд считает, что администрация МО г. Гусь-Хрустальный в установленный ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ года) в 30-ти дневный срок обоснованно в своем ответе на обращение ФИО2 предложила уточнить ему, для каких конкретно целей он просит предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок, не допустив при этом со своей стороны бездействие.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 ФИО10 об оспаривании бездействия органа местного самоуправления в не предоставлении земельного участка, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца.

Судья:    подпись            И.А. Тарасов