ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2085/2016 от 09.06.2016 Воткинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2-2085/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2016 года г.Воткинск

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Аганиной Я.В..

при секретаре Кружняковой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Воткинска о понуждении в срок до <дата> обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о принятии на учет как бесхозяйственного недвижимого имущества – электрические сети – кабельная линия от <*****>, протяженностью 0,15 км.,

установил:

Воткинский межрайонный прокурор, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г. Воткинска о понуждении в срок до <дата> обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о принятии на учет как бесхозяйственного недвижимого имущества – электрические сети – кабельная линия <*****> протяженностью 0,15 км. (далее по тексту спорные электросети).

Мотивируя требования тем, что в соответствие с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 4 п. 6 ст. 14 ФЗ РФ от <дата> N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия, в том числе по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

В соответствие с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Особенности внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей при принятии на учет и снятии с учета бесхозяйственного имущества определены в разделе VII утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 г. № 765 Правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации.

Пунктом 4 Порядка принятия на учет бесхозяйственных недвижимых вещей, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 г. №*** предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В соответствие с Законом УР от 23.11.2004 г. № 68-РЗ "Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Воткинска Удмуртской Республики" муниципальное образование - городское поселение "Город Воткинск" наделено статусом городского округа.

Как следует из ст. 48 Устава Муниципального образования «Город Воткинск» Администрация г. Воткинска является исполнительно-распорядительным органом Муниципального образования «Город Воткинск» наделенного настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Муниципального образования «Город Воткинск» федеральными законами и законами УР.

Бесхозяйственный объект – электрические сети – кабельная линия от <*****> км., находится на территории МО «город Воткинск»

Администрация МО «город Воткинск» в силу прямого указания в законе должна обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о принятии на учет как бесхозяйственного недвижимого имущества – электрические сети – кабельная линия от <*****>., так как указанное имущество расположено на территории г.Воткинска.

Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. № 6установлено, что при эксплуатации высоковольтных линий должны соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение (п.2.3.6). На высоковольтных линиях должны быть организованы периодические и внеочередные осмотры (п.2.3.8)

Принимая во внимание, что отсутствие определенной балансовой принадлежности вышеуказанных электрических сетей, и как следствие отсутствие финансирования на соблюдение установленных мер по его безопасности, контроля за его техническим состоянием, организация эксплуатации, обслуживания и т.п., могут повлечь возникновение чрезвычайной ситуации, что затрагивает и нарушает интересы неопределенного круга граждан, проживающих на территории МО «г.Воткинск», прокурор в просит суд понудить ответчика в срок до <дата> обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о принятии на учет как бесхозяйственного недвижимого имущества – электрические сети – кабельная линия от <*****>, протяженностью 0,15 км.

Процессуальный истец старший помощник прокурора Бейтельшпахер О.В., в судебном заседании пояснила, что, исковые требования и доводы, изложенные в иске, полностью поддерживает. Весной 206 года прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства Администрацией г.Воткинска в части постановки на учет бесхозяйного имущества объектов в виде коммунальных инфраструктур. В ходе проверки было установлено наличие бесхозяйных объектов в виде спорных коммунальных инфраструктур, в том числе электросетей- кабельная линия от <*****>, протяженностью 0,15 км.

В силу ст.225 ГК РФ ответчик обязан принять на учет бесхозяйное имущество. На день рассмотрения спора ответчик не обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о принятии на учет как бесхозяйственного недвижимого имущества – электрические сети – кабельная линия от <*****><*****>, протяженностью 0,15 км. Из компетентных органов получены прокуратурой сведения, что по день рассмотрения спора в суде спорные электросети на учет не поставлены, собственника не имеют. Ответчик, не обращаясь с Управление Росреестра с заявлением, тем самым бездействует, что в целом может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, что может затронуть права и интересы неопределенного круга лиц, так как такая обязанность прямо лежит на ответчике в силу ст.225ГК РФ.

Считает, что возражения ответчика в части, что недостаточно денежных средств, что ответчик обеспечивает население электроэнергией, несостоятельны, так как прокурором поставлен вопрос не об электроснабжением население города, а о содержании спорных электросетей. Просит суд иск удовлетворить и в срок до <дата> обязать ответчика понудить обратиться с заявлением в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества в виде электрических сетей Кабельная линия от РУ-0,4 кВ ТП-77 до ВРУ <*****>, протяженностью 0,075 км.. ВЛ-0,4 кВ до ВРУ <*****>, протяженностью 0,35 км.

Ответчик представитель Администрации <*****>ФИО4, выступающая на основании доверенности (доверенность в деле), в судебном заседании пояснила, что, исковые требования не признает. Доводы, изложенные в отзыве на иск, полностью одерживает.

Не отрицает, что действительно на день рассмотрения дела спорные электросети как объект недвижимости - кабельная линия от <*****>. собственника не имеет и находится в границах МО «<*****>». По информации Воткинских электросетей ответчику известно, что данные электросети бесхозяйные. Выявлено было Воткинскими электросетями спорные электросети как бесхозяйные в результате инвентаризации.

Не отрицает и то, что в соответствии с «Порядком принятия на учет бесхозяйных вещей», утвержденных приказом Министерства экономики развития РФ от 22.11.2013г. №701, именно ответчик обязан заявиться в Управлении Росреестра с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества спорных электросетей.

Считает, что со стороны ответчика в данном случае отсутствует бездействие ответчик, однако какие действия ответчиком совершаются и когда, пояснить не может. Уточнила, что лишь после обращения прокурора в суд с данным иском, ответчик начал процедуру постановки спорных электросетей на учет как бесхозяйное в Управлении Росреестра.

Спорные электросети ответчик обслуживает и несет расходы. Иск не признает и потому, что бездействия нет. Поскольку денежные средства отсутствуют, а бюджетное назначение на 2016 год на паспортизацию имущества отсутствует. Просит в иске отказать.

Изучив и проанализировав материалы гражданского дела, выслушав стороны, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно:

- согласно уведомлению об отсутствии сведений в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений по объекту недвижимого имущества: электрические сети кабельная линия от <*****> выданного Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике №*** от <дата>

- согласно информации по бесхозяйным объектам коммунальной инфраструктуры, расположенным на территории МО «<*****>» от <дата>, электрические сети кабельная линия от <*****>, <*****>., относятся к бесхозяйственным сетям

- согласно письму ТУ Росимущества в УР от <дата>№*** электрические сети кабельная линия от <*****>., по указанному объекту по состоянию на <дата>в реестре федерального имущества отсутствуют сведения о регистрации права собственности Российской Федерации

- согласно письму от <дата>№*** Министерства имущественных отношений УР сведения в Реестре государственного имущества УР об электрических сетях кабельная линия от <*****>. отсутствуют

- согласно письму от <дата>№*** ГУП «Удмурттехинвентаризация» Воткинский филиал, регистрация права собственности на объект - электрические сети кабельная линия от <*****> км., не производилась

Указанные обстоятельства установлены материалами гражданского дела и сторонами не оспариваются.

Выслушав пояснения процессуального истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пп. 4 п. 6 ст. 14 ФЗ РФ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия, в том числе по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

В соответствие с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Особенности внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей при принятии на учет и снятии с учета бесхозяйственного имущества определены в разделе VII утвержденных Приказом Минэкономразвития России от <дата>№*** Правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации.

Пунктом 4 Порядка принятия на учет бесхозяйственных недвижимых вещей, утвержденных приказом Минэкономразвития России от <дата>№*** предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.В соответствие с Законом УР от 23.11.2004 г. № 68-РЗ "Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Воткинска Удмуртской Республики" муниципальное образование - городское поселение "Город Воткинск" наделено статусом городского округа. Как следует из ст. 48 Устава Муниципального образования «Город Воткинск» Администрация г. Воткинска является исполнительно-распорядительным органом Муниципального образования «Город Воткинск» наделенного Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Муниципального образования «Город Воткинск» федеральными законами и законами УР.В судебном заседании достоверно установлено и подтверждено ответчиком, что электрические сети – кабельная линия от <*****>.,находится на территории МО «<*****>». Из анализа указанных выше правовых норм и представленных в суд доказательств, исследованных в судебном заседании в их совокупности, суд считает, что ответчик в силу прямого указания в законе должна обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о принятии на учет как бесхозяйственного недвижимого имущества – электрические сети – кабельная линия от <*****>.,так как указанное имущество расположено на территории <*****>, однако по день рассмотрения дела в суде, ответчик такую обязанность не исполнил, о чем подтвердил в судебном заседании.Кроме того, суд обращает внимание, что Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. № 6 установлено, что при эксплуатации высоковольтных линий должны соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение (п.2.3.6). На высоковольтных линиях должны быть организованы периодические и внеочередные осмотры (п.2.3.8) В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 5 ст. 51 Устава МО «Город Воткинск» организация в границах муниципального образования «город Воткинск» электро- и газоснабжения населения, снабжения населения топливом. В соответствии со ст. 2 Закона № 131-ФЗ вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Законом № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В соответствии с Законом УР от 23.11.2004 года № 68-ФЗ "Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Воткинска Удмуртской Республики" муниципальное образование "Город Воткинск" наделено статусом городского округа. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 131-ФЗ органом местного самоуправления является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Как следует из ст. 48 Устава Муниципального образования «Город Воткинск» Администрация города Воткинска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Город Воткинск", наделенного настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования "Город Воткинск" федеральными законами и законами Удмуртской Республики.В судебном заседании достоверно установлено и то, что электрические сети кабельная линия от <*****>, не имеют собственника, находятся в границах муниципального образования "Город Воткинск", данные обстоятельства подтвердил в судебном заседании и ответчик. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, в результате которых, по мнению указанных лиц, нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления, обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих органов. Такое разъяснение дано в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих". Полномочия органа местного самоуправления, в данном случае администрации МО "Город Воткинск", по организации электроснабжения в границах городского поселения предусмотрены пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 1 части 2 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно указанным правовым нормам именно на ответчика, как на орган местного самоуправления городского поселения, возложена обязанность по организации в границах поселения электроснабжения населения муниципалитета. Спорная электрическая сеть расположена в пределах границ муниципального образования "Город Воткинск". Она не имеет собственника и является бесхозяйной, что ответчиком не оспаривается и подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами. Отсутствие собственника, безусловно, приводит к ее ненадлежащему содержанию и эксплуатации, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, защита которых в силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возможна путем предъявления соответствующего заявления прокурором. Как уже отмечалось выше, в суде установлено, что спорный участок электрической сети не имеет собственника, вследствие чего является бесхозяйным объектом недвижимого имущества. Порядок действий ответчика при выявлении бесхозяйной электрической сети регламентирован частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу названной нормы права, орган местного самоуправления обязан обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет участка электросети в качестве бесхозяйственной недвижимой вещи. На момент рассмотрения заявления, ответчик в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет спорного участка электросети в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, не обращался. В то же время, закон предусматривает, что заявление о принятии на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, недвижимой вещи в качестве бесхозяйной должно поступить в регистрирующий орган именно от органа местного самоуправления, на территории которого находится данная бесхозяйная вещь.В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, представителем ответчика, электрические сети – кабельная <*****>., которая находится на территории МО «г.Воткинск», право собственности не установлено.

В нарушении требований указанных выше правовых норм ответчик до настоящего времени не обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о принятии на учет как бесхозяйственного недвижимого имущества – электрические сети – кабельная линия от <*****> данное обстоятельство подтвердил в судебном заседании представитель ответчика.

Суд соглашается с доводами процессуального истца в части, что действительно, отсутствие определенности балансовой принадлежности вышеуказанных спорных электрических сетей, и как следствие отсутствие финансирования на соблюдение установленных мер по его безопасности, контроля за его техническим состоянием, организация эксплуатации, обслуживания и т.п., могут повлечь возникновение чрезвычайной ситуации, что затрагивает и нарушает интересы неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории МО «город Воткинск».

С учетом установленных судом обстоятельств в их совокупности, суд приходит к выводу, что бездействие органов местного самоуправления в лице Администрации г. Воткинска по неисполнению федерального законодательства по государственной регистрации прав на недвижимое имущество в виде - электрических сетей – кабельная линия от <*****> км., является незаконным.

В связи с чем, на основании приведенных требований нормативных актов суд находит требования прокурора о понуждении в срок до <дата> обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о принятии на учет как бесхозяйственного недвижимого имущества – электрические сети кабельная линия от <*****>., законными и обоснованными.

Анализируя доводы представителя ответчика в части, что не обратились в Управление Росреестра с заявлением о принятии на учет как бесхозяйное недвижимое имущество спорных электросетей, выявленных на территории муниципального образования «Город Воткинск» осуществляются Администрацией города Воткинска по мере выделенных бюджетных средств, предусмотренных бюджетной сметой на финансовый год по статье «паспортизация муниципального имущества», в виду отсутствия денежных средств, а также анализируя доводы в части, что отсутствует у спорных электросетей кадастровый паспорт, а также в части, что процессуальным истцом избран ненадлежащий способ защиты прав, поскольку якобы отсутствует гражданско-правовой интерес у неопределенного круга лиц в принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в связи с чем иск не подлежит удовлетворению, суд находит их не основанными на законе, по указанным выше обстоятельствам и относится к ним критически. Кроме того, суд считает, что само по себе отсутствие денежных средств, как утверждает представитель ответчика в судебном заседании, не освобождает ответчика от обязанности произвести паспортизацию спорной автомобильной дороги. Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции администрации по исполнению обязанности, предусмотренной законом, не должны влиять на права граждан.

Судом ставился вопрос о необходимости предоставления дополнительного времени сторонам для сбора доказательств, стороны настояли на рассмотрении дела по существу по имеющимся в деле доказательствам.

Ответчиком же каких-либо доказательств, отвечающих требованиям ст.ст.55, 59, 60 и 67 ГПК РФ, с достоверностью подтверждающих свои возражения, а именно, опровергающих исковые требования истца, в том числе отсутствие правовых оснований в обязании ответчика в срок до <дата> обратиться в Управление Росреестра с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в виде спорных электросетей, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, с учетом принципа состязательности сторон, положения ч.2 ст.12 ГПК РФ в соответствии с которым лица участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, суд приходит к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Воткинска о понуждении в срок до <дата> обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о принятии на учет как бесхозяйственного недвижимого имущества – электрические сети – кабельная линия от <*****> удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Воткинска обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о принятии на учет как бесхозяйственного недвижимого имущества – электрические сети – кабельная линия от <*****>., в срок до <дата>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Судья Я.В. Аганина