ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2085/2022 от 27.07.2022 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

УИД 48RS0001-01-2022-001484-19

Дело №2-2085/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2022 года г.Липецк

Советский районный суд г.Липецка в составе:

председательствующего судьи Санкиной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карамян А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мараховской Людмилы Ивановны к Областному бюджетному учреждению «Центр социальной защиты населения по Липецкой области» о признании права на меры социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л:

Мараховская Л.И. обратилась в суд с иском к ОБУ Центр социальной защиты населения по Липецкой области» о признании права на меры социальной поддержки. В обоснование заявленных требований указала, что 23.04.2021 решением ответчика ей было отказано в выдаче льготной транспортной карты по причине отсутствия регистрации по месту жительства на территории Липецкой области. Истец полагала данное решение незаконным и необоснованным. На территории Липецкой области Мараховская Л.И. проживает более 15 лет, имеет временную регистрацию по месту фактического жительства в с. . Истец относится к льготной категории граждан. В связи с изложенным, истец просила суд установить факт её постоянного проживания в Липецкой области по адресу: Липецкая область, Липецкий район, с. и признать за ней право на меры социальной поддержки реабилитированным гражданам, в том числе льготный проезд на транспорте общего пользования.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика возражал относительно заявленных требований, указав на правомерность принятого решения об отказе в выдаче льготной транспортной карты в связи с отсутствием у истца регистрации по месту жительства на территории Липецкой области.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Мараховская Л.И. относится к льготной категории граждан, к числу реабилитированных граждан.

23.04.2021 Мараховская Л.И., проживающая по адресу: Липецкая область, Липецкий район, с. обратилась в ОБУ «ЦСЗН по Липецкому району» с заявлением о предоставлении транспортной карты по льготной категории «Реабилитированные лица».

В ответе на обращение Мараховской Л.И. ОБУ «ЦСЗН по Липецкому району» отказало ей в назначении мер социальной поддержки реабилитированным гражданам, в том числе льготного проезда на транспорте общего пользования, ссылаясь на Закон Липецкой области от 02.12.2004 №141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» . Действие указанного Закона согласно ст.1 и ст.10, распространяется на граждан, постоянно проживающих на территории Липецкой области.

2

В том же ответе учреждение разъяснило заявителю, что в силу положений п.3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 №713, местом жительства гражданина является жилое помещение, в котором он постоянно или преимущественно проживает и в котором он зарегистрирован по месту жительства.

При этом, ответчик, возражая против иска, исходил из того, что свидетельство о регистрации по месту пребывания Мараховской Л.И. по адресу: Липецкая область, , свидетельствует лишь о факте её временного проживания в Липецкой области, поскольку истец зарегистрирована по месту жительства в г. Магадане.

В соответствии со ст.10 Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 г. N 141-ОЗ "О мерах по социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области" (с изменениями и дополнениями) категориям граждан, указанным в абзацах втором - седьмом статьи 1 настоящего Закона, а также льготным категориям граждан, постоянно проживающим на территории области, имеющим право на получение ежемесячных денежных выплат из федерального бюджета, предоставляется право льготного проезда автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении с оплатой 50% стоимости проезда без ограничения числа поездок, с возмещением понесенных расходов транспортным организациям за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством.

В силу ст.1 Действие настоящего Закона распространяется на постоянно проживающих на территории области:

- ветеранов труда после назначения им пенсии либо пожизненного содержания за работу (службу) в соответствии с федеральным законодательством либо ветеранов труда, достигших возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин (далее - ветеран труда);

- ветеранов военной службы после назначения им пенсии либо пожизненного содержания за работу (службу) в соответствии с федеральным законодательством либо ветеранов военной службы, достигших возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин (далее - ветеран военной службы);

- ветеранов труда Липецкой области;

- тружеников тыла;

- реабилитированных лиц после установления (назначения) им пенсии в соответствии с действующим законодательством или имеющих инвалидность, установленную федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;

- лиц, пострадавших от политических репрессий, после установления (назначения) им пенсии в соответствии с действующим законодательством или имеющих инвалидность, установленную федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Как следует из приведённых нормативных актов, право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда на транспорте общего пользования в Липецкой области имеют реабилитированные лица, проживающие на территории Липецкой области.

Согласно ч.1 ст.12 Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 г. N 141-ОЗ "О мерах по социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области" Учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных главой 2 настоящего Закона, осуществляется учреждениями социальной защиты населения по месту жительства граждан на основании документов, указанных в статье 11 настоящего Закона.

3

В соответствии с п.4 ст.11 настоящего Закона основанием для реализации мер социальной поддержки реабилитированными лицами и лицами, пострадавшими от политических репрессий, являются справка о реабилитации либо справка о признании лица, пострадавшим от политических репрессий, выданная органами прокуратуры или внутренних дел, и пенсионное удостоверение либо справка, выданная территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающая факт назначения пенсии, либо справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности либо сведения об инвалидности, содержащиеся в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов".

Основанием к отказу в предоставлении истцу мер социальной поддержки со стороны ответчика послужило такое обстоятельство, как несоответствие статуса заявителя категориям граждан, на которых распространяются меры социальной поддержки, поскольку, по мнению ответчика, временная регистрация Мараховской Л.И. по месту пребывания не является доказательством постоянного проживания истца на территории Липецкой области при условии, что имеется регистрация по месту жительства на территории города Магадана.

С данным доводом суд не может согласиться.

В силу положений Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (статьи 2, 27, 71).

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина (статья 2).

Таким образом, регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учёта.

Согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

4

Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учёта граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления от 4 апреля 1996 г. N 9-П и от 2 февраля 1998 г. N 4-П, Определения от 13 июля 2000 г. N 185-О и от 6 октября 2008 г. N 619-О-П).

Факт постоянного проживания истца на территории Липецкой области подтверждается представленными суду доказательствами.

Так, согласно свидетельству №19 от 18.12.2012, выданному главой сельского поселения сельсовет, Мараховская Л.И. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Липецкая область, на срок с 01.01.2013 по 31.12.2015.

Согласно справке №200 от 11.10.2016, выданной администрацией сельского поселения сельсовет Липецкого муниципального района Мараховская Л.И. зарегистрирована с 14.03.2016 по 14.03.2021 по адресу: Липецкая область,

Согласно свидетельству №216, выданному ОВМ ОМВД России по Липецкому району Мараховская Л.И. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Липецкая область, с 14 апреля 2021 по 12 апреля 2026.

Кроме того, факт постоянного проживания истца на территории подтверждается представленным суду иными письменными доказательствами, поскольку из материалов дела усматривается, что в 2009 году на истца заведена медицинская карта в МУЗ ЦРБ Липецкого района (в настоящее время ГУЗ «Липецкая РБ»), где она получает медицинские услуги, вакцинировалась в поликлинике №3 ГУЗ «Липецкая РБ», по месту фактического проживания истец оплачивает коммунальные платежи, земельный налог, выписывает периодические издания.

С учётом того, что основанием для отказа в предоставлении льготного проезда на транспорте общего пользования послужил факт регистрации Мараховской Л.И. по месту жительства в городе Магадан, при том, что с 01.01.2013 истец зарегистрирована по месту пребывания в с., Липецкая область, позиция ответчика является незаконной и влечёт существенное нарушение прав Мараховской Л.И. как гражданина, имеющего право на получение мер социальной поддержки, установленные законодательством субъекта.

Более того, установлено, что в период 2015-2016 г.г. Мараховская Л.И. имела право льготного проезда на транспорте общего пользования на основании выданного ей ответчиком единого социального проездного билета по документу, подтверждающему право льготного проезда - свидетельство о реабилитации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Мараховской Л.И. требований о признании за ней права на меры социальной поддержки реабилитированным гражданам: льготный проезд на транспорте общественного пользования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

5

Р Е Ш И Л:

Признать за Мараховской Людмилой Ивановной право на меры социальной поддержки реабилитированным гражданам: льготный проезд на транспорте общего пользования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья

Мотивированное решение изготовлено 03.08.2022.