Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-2086/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации - России
25 ноября 2011 года г. Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Л.В.Колобовой,
при секретаре Е.С.Ульяновской,
с участием представителя заявителя помощника прокурора Ленинского района г. Орска Малкова С.А.,
представителя заинтересованного лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Орска о признании распоряжения Главы г. Орска от 30.11.2007 года № «О порядке предоставления средств на реализацию городской инвестиционной программы» противоречащим закону в части,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г. Орска обратился в суд с заявлением о признании распоряжения Главы г. Орска от 30.11.2007 года № «О порядке предоставления средств на реализацию городской инвестиционной программы» противоречащим закону в части. В обоснование заявления указал, что 21.12.2007 года в бюллетене нормативных актов и официальных материалов администрации г.Орска и городского Совета депутатов «Орск официальный» № опубликовано распоряжение Главы г.Орска от 30.11.2007г. № «О порядке предоставления средств на реализацию городской инвестиционной программы». Проведенной антикоррупционной экспертизой распоряжения Главы г.Орска от 30.11.2007г. № «О порядке предоставления средств на реализацию городской инвестиционной программы» установлено, что данное распоряжение с утвержденным им порядком является муниципальным нормативным правовым актом, принято уполномоченным на то органом местного самоуправления, официально опубликовано и устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Считает, что пункт 7 приложения к принятому распоряжению не соответствуют действующему законодательству, поскольку содержит коррупциогенный фактор. Согласно пункту 7 приложения заказчики (застройщики) предоставляют ежемесячно в отдел капитального строительства администрации г.Орска отчет об использовании капитальных вложений на стройках и объектах городской инвестиционной программы на соответствующий год по формам и срокам, установленным отделом капитального строительства администрации г.Орска, акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, согласованные главным распорядителем средств городского бюджета. Отдел капитального строительства администрации г.Орска ведет учет расходования средств в разрезе строек и объектов. При этом форма отчета об использовании капитальных вложений на стройках и объектах городской инвестиционной программы и сроки его предоставления указанным распоряжением главы г.Орска не предусмотрены. В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для коррупции. Согласно подпунктам «а», «б», «г» пункта 3 методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010г. №96, коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются в частности: широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий и оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций, а также чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящие к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт. Таким образом, по его мнению, предоставление возможности отделу капительного строительства администрации г.Орска устанавливать формы отчета об использовании капитальных вложений на стройках и объектах городской инвестиционной программы и сроков его предоставления может способствовать проявлению злоупотреблений со стороны должностных лиц отдела капитального вложения администрации г.Орска, и, как следствие, может повлечь нарушение прав заказчиков (застройщиков) при предоставлении указанных отчетов. В связи с этим положения пункта 7 приложения к распоряжению устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, соответственно, содержат коррупциогенные факторы и подлежат исключению в соответствии с ФЗ «О противодействии коррупции», а также ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Просит суд признать пункт 7 приложения к распоряжению Главы г.Орска от 30.11.2007г. № «О порядке предоставления средств на реализацию городской инвестиционной программы», предоставляющий отделу капитального строительства администрации г.Орска право устанавливать формы и сроки отчета об использовании капитальных вложений на стройках и объектах городской инвестиционной программы, противоречащим закону и недействующим со дня его принятия.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Орска - Малков С.А. поддержал доводы заявления, просил его удовлетворить, дал пояснения, аналогичные доводам заявления.
Представитель администрации г.Орска ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления. Пояснил, что заявитель не указал чьи права и законные интересы нарушены оспариваемым актом, не указал какие правовые акты запрещают администрации муниципального образования наделять полномочиями ее органы по утверждению каких-либо форм и сроков. Глава города Орска в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области, ведает вопросами организации работы администрации города Орска. Руководители структурных подразделений администрации г.Орска издают распоряжения и приказы в пределах своих полномочий. Структура администрации г.Орска утверждена решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 10.11.2010г. № «О структуре администрации г.Орска» и отдел капитального строительства администрации г.Орска входит в структуру администрации г.Орска. В соответствии с Положением об отделе капитального строительства администрации г.Орска, утвержденным решением Орского городского Совета депутатов от 30.06.2010г. №, определены основная цель, функции и полномочия отдела капительного строительства администрации г.Орска. Пунктом 7 приложения к распоряжению главы города Орска от 30.11.2007г. № «О порядке предоставления средств на реализацию городской инвестиционной программы», в части обжалуемой прокурором, установлено, что формы и сроки предоставления заказчиками (застройщиками) отчетов об использовании капитальных вложений устанавливаются отделом капитального строительства администрации г.Орска. Считает, что поручение Главы г.Орска отделу капитального строительства администрации г.Орска утверждать сроки и формы отчетов, полностью согласуется с полномочиями Главы города Орска и с полномочиями отдела капитального строительства администрации г.Орска по исполнению данного поручения. Издавая указанное распоряжение, Глава города Орска реализовал установленные законом и Уставом города Орска полномочия по руководству деятельностью администрации г.Орска. Отдел капитального строительства администрации города Орска вправе реализовать свои полномочия установленные законом, Уставом города Орска и Положением по принятию муниципального правового акта, исполняя обжалуемое распоряжение, в том числе, путем утверждения форм и сроков предоставления отчетов. Просил в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения прокурора и представителя администрации г.Орска, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление прокурора Ленинского района г. Орска подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Судом установлено, что 30.11.2007г. вынесено распоряжение Главы г.Орска № «О порядке предоставления средств на реализацию городской инвестиционной программы».
Согласно пункту 7 Приложения к распоряжению Главы города Орска Оренбургской области от 30.11.2007г. № заказчики (застройщики) представляют ежемесячно в отдел капитального строительства администрации г.Орска отчет об использовании капитальных вложений на стройках и объектах ГИП на соответствующий год по формам и срокам, установленным отделом капитального строительства администрации г.Орска, акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, согласованные главным распорядителем средств городского бюджета. Отдел капитального строительства администрации г.Орска ведет учет расходования средств в разрезе строек и объектов.
Указанное распоряжение опубликовано 21.12.2007 года в бюллетене нормативных актов и официальных материалов администрации г.Орска и городского Совета депутатов «Орск официальный» №.
Данные распоряжение с Приложением к нему является нормативно-правовым актом, поскольку принято в порядке, установленном Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом города Орска, уполномоченным на то органом местного самоуправления, официально опубликовано и устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актами.
Согласно пункту 14 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
При этом, согласно подпунктам «а», «б» и «г» пункта 3 «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов ипроектов нормативных правовых актов», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт.
Суд не может согласиться с доводами представителя администрации г.Орска о необоснованности заявленных требований, поскольку какими-либо полномочиями по нормотворчеству отдел капитального строительства администрации г.Орска не наделен. Отсутствие в оспариваемом нормативном акте конкретных формы и сроков предоставления отчетов об использовании капитальных вложений, предоставление отделу капитального строительства администрации г.Орска полномочий по их определению нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе, заказчиков (застройщиков) строек и объектов, включенных в городскую инвестиционную программу, поскольку требует от указанных лиц обращения к подзаконным нормативным актам, устанавливающим такие формы и сроки.
Поскольку распоряжением Главы города Орска не предусмотрены форма отчета об использовании капитальных вложений на стройках и объектах городской инвестиционной программы и сроки его предоставления, суд приходит к выводу, что указанное распоряжение в оспариваемой части способствует установлению для органов местного самоуправления муниципального образования города Орска необоснованно широких пределов усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Положения оспариваемого распоряжения содержат неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, что является коррупциогенными факторами.
Выявленные в распоряжении коррупциогенные факторы дают суду основания признать, что часть оспариваемого нормативно-правового акта, а именно, пункт 7 приложения к распоряжению Главы города Орска от 30.11.2007г. №, противоречит Федеральному закону, в связи с чем, согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, распоряжение признается недействующим в этой части со дня его принятия.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора Ленинского района г. Орска удовлетворить.
Признать противоречащим закону и недействующим со дня его принятия пункт 7 распоряжения Главы города Орска от 30.11.2007 года № «О порядке предоставления средств на реализацию городской инвестиционной программы», представляющий отделу капитального строительства администрации города Орска право устанавливать формы и сроки отчета об использовании капитальных вложений на стройках и объектах городской инвестиционной программы.
Решение может быть обжаловано и на него принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2011 года.
Судья: Л.В. Колобова