ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2086/18 от 20.06.2018 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело № 2-2086/18

Решение

Именем Российской Федерации

20 июня 2018 года гор. Нальчик

Нальчикский городской суд в составе председательствующего судьи Безрокова Б.Т., при секретаре Гукетловой О.С., с участием представителей сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО6 к МВД по КБР об оспаривании отказа в назначении пенсии, включении в стаж по выслуге лет периода службы и назначении пенсии

Установил:

ФИО1 обратился в суд с иском о признании незаконным отказа МВД по КБР в назначении ему пенсии по выслуге лет с 29.10.2017 года, включении в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет периоды службы с 01.08.1995 года по 14.08.1996 года на должности контролера 2 разряда КПП отдела физической защиты Департамента налоговой полиции КБР, с 15.08.1996 года по 24.08.1997 года в качестве бухгалтера-ревизора 1 категории УФСНП по КБР и обязании МВД по КБР назначить пенсию по выслуге лет с 29.10.2017 года.

Требования мотивированы тем, что письмом МВД по КБР № 3/182600670163 от 02 марта 2018 года на его обращение от 29 октября 2017 года ему отказано в назначении пенсии по выслуге лет. Основанием для отказа послужил недостаточный стаж для назначения пенсии по выслуге лет 18 лет 8 месяцев 17 дней вместо необходимых 20 лет и более.

При этом, в его стаж по выслуге лет не были включены периоды службы: с 01.08.1995 года по 14.08.1996 года на должности контролера 2 разряда КПП отдела физической защиты Департамента налоговой полиции КБР, с 15.08.1996 года по 24.08.1997 года в качестве бухгалтера-ревизора 1 категории УФСНП по КБР.

Основание для исключения указанных периодов службы в письме не указано. Действия по невключению указанных периодов службы, соответственно, отказ в назначении пенсии по выслуге лет считает незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

Согласно ст. 13 ФЗ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей», право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.

Согласно подп. «О» п.2 «Правил исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2011 года №1158, службы в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников федеральных органов налоговой полиции.

Таким образом, стаж службы с 01.08.1995 года по 24.08.1997 года в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудника такого органа подлежал включению в стаж по выслуге лет, и при его включении он имеет право на получении пенсии по выслуге лет.

Согласно ст.66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Факт его работы с 01.08.1995 года по 14.08.1996 года на должности контролера 2 разряда КПП отдела физической защиты Департамента налоговой полиции КБР, с 15.08.1996 года по 24.08.1997 года в качестве бухгалтера-ревизора 1 категории УФСНП по КБР подтверждается записями в трудовой книжке.

Истец ФИО1 просил рассмотреть дело без своего участия, а его представитель по доверенности от 15.05.2018 года ФИО2 исковые требования поддержал.

Представитель МВД по КБР по доверенности от 03.01.2018 года ФИО3 исковые требования не признала, заявлено о применении срока исковой давности.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Предметом спора по настоящему делу является наличие у ФИО1 права на пенсию за выслугу лет, которое в силу ст. 5, п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" возникает при наличии стажа службы продолжительностью 20 лет и более.

Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона засчитывается, в числе прочего, служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Соответствующий Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941. (далее - Порядок).

В частности пункт 1 названного Порядка устанавливает, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается, в частности: служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего на момент службы истца в органах налоговой полиции, порядок прохождения такой службы регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.1993 N 4991-1.

Часть 3 статьи 50 названного Положения предусматривала, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 54 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца со службы в органах внутренних дел) выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-I,"Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.

Как следует из материалов дела и материалов личного дела, в период с 1 августа 1995 года по 30 июня 2003 года истец ФИО1 проходил службу в федеральных органах налоговой полиции, а с 1 июля 2003 года по 17 марта 2011 года в органах внутренних дел.

Согласно сообщению отдела по работе с личным составом Управления МВД по КБР от 02.03.2018 года №3/182600610163 в назначении пенсии за выслугу лет ФИО1 отказано, в связи с тем, что выслуга истца на день увольнения составляла в календарном исчислении 15 лет 05 месяце 21 день, в льготном исчислении 18 лет 08 месяцев 17 дней, то есть менее 20 лет.

При этом, в его стаж по выслуге лет не были включены спорные периоды службы: с 01.08.1995 года по 14.08.1996 года на должности контролера 2 разряда КПП отдела физической защиты Департамента налоговой полиции КБР, с 15.08.1996 года по 24.08.1997 года в качестве бухгалтера-ревизора 1 категории УФСНП по КБР.

Согласно части 3 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (в редакции от 31 декабря 2002 года) пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в редакции от 30 июня 2002 года).

Часть 3 статьи 50 названного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.

На основании Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 20.02.1995 N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям", которым распространено действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания (далее именуются - сотрудники налоговой полиции), и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в этих органах.

Указанное Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 не предусматривает зачет периодов работы на финансово-экономических и бухгалтерских должностях для назначения пенсии.

Исходя из ч. 5 ст. 54 Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 121-ФЗ) выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1, в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.

Указанное положение прямо предусматривает возможность зачета выслуги лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции в указанных органах при их увольнении в связи с принятием на службу в органы внутренних дел в порядке перевода.

Из федеральных органов налоговой полиции истец уволен по сокращению штатов (п. "е" ст. 45 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации"), а не в связи с принятием на службу в порядке перевода.

Соответственно, при увольнении ему было выплачено единовременное денежное вознаграждение, выходное пособие, тогда как частью 7 ст. 54 указанного выше Федерального закона не предусмотрена выплата единовременного и выходного пособия лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции и принятых на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода. Следовательно, порядок расчета выслуги лет, предусмотренный Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, на истца не распространяется.

Кроме того, при увольнении ФИО1 из федеральных органов налоговой полиции ему исчислена выслуга лет в календарном исчислении -5 лет 10 месяцев 6 дней, в льготном - 2 года 10 месяцев и 3 дня, учеба -1 год 10 месяцев и 7 дней. Сведений об отмене или изменении приказа об увольнении не имеется.

Таким образом, оснований для включения в выслугу лет для назначения пенсии периодов работы истца на бухгалтерских должностях не имеется. В этой связи суд полагает не подлежащим удовлетворению данное исковое требование.

Доводы стороны ответчика о пропуске истцом срока исковой давности не состоятельны.

Письменный отказ в назначении пенсии ФИО1 получил 02.03.2018 года, с иском в суд обратился 11.04.2018 года, то есть общий срок исковой давности - 3 года истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении иска ФИО1 ФИО6 к МВД по КБР о признании незаконным отказ в назначении пенсии по выслуге лет с 29.10.2017 года, включении в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет периоды службы с 01.08.1995 года по 14.08.1996 года на должности контролера 2 разряда КПП отдела физической защиты Департамента налоговой полиции КБР, с 15.08.1996 года по 24.08.1997 года в качестве бухгалтера-ревизора 1 категории УФСНП по КБР, обязании МВД по КБР назначить пенсию по выслуге лет с 29.10.2017 года - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца в Верховный суд КБР через Нальчикский городской суд, со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение будет составлено, и стороны могут его получить 25 июня 2018 года.

Судья Безроков Б.Т.