ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2086/2014 от 26.05.2014 Ногинского городского суда (Московская область)

Дело № 2 - 2086/2014г. РЕШЕНИЕ СУДАИменем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 26 мая 2014 года гор. Ногинск Московской области

 Ногинский городской суд Московской области в составе:

 председательствующего судьи Поповой Н.А.,

 при секретаре Клочковой Т.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Вадима Алексеевича к Администрации муниципального образования «Сельское поселение Аксено – Бутырское Московской области» о признании решения об отказе в переводе вида разрешенного использования земельного участка незаконным, и изменении вида разрешенного использования земельного участка,

Установил:

 Иванов В.А. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Сельское поселение Аксено – Бутырское Московской области» о признании решения об отказе в переводе вида разрешенного использования земельного участка незаконным, и изменении вида разрешенного использования земельного участка, ссылаясь на следующее.

 Истец Иванов В.А. является собственником земельного участка, категории земель: сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу местонахождения: М.О., <адрес> с кадастровым номером № №, на основании Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, выданного на основании Договора купли - продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № №.

 Иванов В.А. неоднократно обращался в Администрацию Муниципального образования «Сельское поселение Аксено - Бутырское Московской области» с заявлением о переводе разрешенного использования указанного земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» на разрешенное использование «дачное строительство».

 Из ответа заместителя главы Администрации Муниципального образования «Сельское поселение Аксено - Бутырское Московской области» следует, что в соответствии со ст. 4 ФЗ от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», земельный участок, принадлежащий Иванову В.А., находящийся в с. Ивашево, массив КФХ, участок 4, с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» может использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. В связи с чем, перевод вида разрешенного использования на «дачное строительство» не возможен.

 В связи с чем, органом местного самоуправления в лице Администрации Муниципального образования «Сельское поселение Аксено - Бутырское Московской области» без установленных законном оснований ограничено основное правомочие собственника - правомочие пользования.

 Принадлежащая истцу земля не является «наиболее ценными, лучшими плодородными землями», напротив, она не может использоваться в соответствии с

 установленным в настоящее время разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства.

 В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 ЗК РФ, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается Федеральными законами.

 Согласно ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

 В силу ч. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ использование таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

 В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

 В соответствии с п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее, чем до 1 января 2012 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.

 В соответствии с ч. 4 ст. 25 Правил землепользования и застройки Муниципального образования «Сельское поселение Аксено - Бутырское Московской области» изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

 В соответствии с ч. 6 ст. 25 указанных Правил землепользования и застройки, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

 В данном случае решение по заявлению об изменении вида разрешенного использования земельного участка должно приниматься с соблюдением процедуры, установленной ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", то есть после проведения публичных слушаний.

 Как видно из обстоятельств дела, процедура рассмотрения заявления Иванова В.А. об изменении вида разрешенного использования земельного участка не была соблюдена. Заместителем главы Администрации сельского поселения Аксено - Бутырское Московской области дан ответ на заявление истца об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка исходя их формальных оснований, без проведения процедуры публичных слушаний, предусмотренной федеральным законом.

 Статья 4 ч. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191 - ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не предусматривает положений об основаниях для отказа в изменении вида разрешенного использования земельных участков. Вместе с тем в пунктах 19-21 статьи 4 ч. 1 указанного Федерального закона содержатся основания для отказа в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта. Названная норма регулирует схожие правоотношения, а потому может быть применена по аналогии. Из подпункта 2 пункта 20 ст. 4 ч. 1 данного Федерального закона следует, что Глава сельского поселения вправе вынести решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков, руководствуясь только лишь результатами публичных слушаний, которые в данном случае проведены не были.

 В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 г. Москва "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении таких категорий дел суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

 Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

 Земельный участок, принадлежащий истцу, уже несколько лет в качестве сельскохозяйственных угодий не используется и таковым не является. Данный земельный участок является малоценным для сельскохозяйственного производства из - за качества земли. Вместе с тем до настоящего времени указанный земельный участок в другую категорию земель не переведен, в связи с чем, Ивановым В.А. поставлен вопрос об изменении вида разрешенного использования земель на «под дачное строительство».

 Истец Иванов В.А просил суд: признать решение Администрации Муниципального образования «Сельское поселение Аксено - Бутырское Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе Иванову В.А. в переводе вида разрешенного использования земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» на «дачное строительство» незаконным. Обязать Администрацию Муниципального образования «Сельское поселение Аксено - Бутырское Московской области» произвести перевод разрешенного использования земельного участка общей площадью 3 000 кв.м., по адресу местонахождения: <адрес>, с кадастровым номером №, принадлежащего Иванову В.А. на праве собственности, «для ведения личного подсобного хозяйства» на «дачное строительство».

 Истец Иванов В.А. в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя.

 Представитель истца Иванова В.А. – Соколова О.Д., действующая по доверенности, заявленные требования поддержала, дала суду аналогичные установочной части решения суда объяснения.

 Представитель ответчика - Администрации Муниципального образования «Сельское поселение Аксено - Бутырское Московской области» в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом, представил в суд возражения относительно заявленных требований, со ссылкой на следующее. Указанный истцом земельный участок согласно кадастровой выписке относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. На основании части 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для дачного строительства предоставляются в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Вышеуказанными законами допускается использование для дачного строительства тех земельных участков из категорий земель сельскохозяйственного назначения, которые были предоставлены для этих целей только некоммерческим объединениям граждан. В индивидуальном порядке действующим законодательством предоставление земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения для дачного строительства не предусмотрено. Более того, в федеральных законах отсутствует возможность изменения вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «дачное строительство» (л.д.115).

 Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - Администрации Муниципального образования «Сельское поселение Аксено - Бутырское Московской области».

 Выслушав объяснения представителя истца, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

 В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

 К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

 К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

 К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

 По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий; органов государственной власти субъекта Российской Федерации: законодательного (представительного) органа, высшего исполнительного органа и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и (или) его высшего должностного лица; органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 В соответствии с п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина;

 созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая - либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Судом установлено, что истец Иванов В.А. является собственником земельного участка, категории земель: сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу местонахождения: <адрес> с кадастровым номером № №, на основании Свидетельства о гос. регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №, выданного Управлением Росреестра по Московской области, выданного на основании Договора купли - продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, о чем в ЕГРП произведена запись регистрации № (л.д. 15 ).

 Иванов В.А. неоднократно обращался в Администрацию Муниципального образования «Сельское поселение Аксено - Бутырское Московской области» с заявлением о переводе разрешенного использования указанного земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» на разрешенное использование «дачное строительство».

 Из ответа заместителя главы Администрации Муниципального образования «Сельское поселение Аксено - Бутырское Московской области» следует, что в соответствии со ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», земельный участок, принадлежащий Иванову В.А., находящийся в с. Ивашево, массив КФХ, участок 4, с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» может использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. В связи с чем, перевод вида разрешенного использования на «дачное строительство» не возможен (л.д.24).

 В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

 Положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

 Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает семь категорий земель по целевому назначению, в том числе земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Кодекса).

 Согласно пункту 2 статьи 7 указанного Кодекса, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

 Границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований (статья 30 градостроительного кодекса Российской Федерации).

 В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

 Между тем согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для определенных категорий земель, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

 В соответствии с частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

 В настоящее время нормативный правовой акт, определяющий порядок изменения разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий, отсутствует.

 Статья 78 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

 Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

 Приведенными нормами не предусмотрена возможность использования указанных земель для ведения дачного хозяйства, а также строительства, в том числе, жилого дома.

 Изложенное свидетельствует о том, что изменение разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, без изменения категории земель, в составе которых находятся данные участки, противоречит приведенным выше нормам.

 Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Федеральным законом N 172 - ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", содержащим закрытый перечень оснований для перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Дачное строительство в этот перечень не входит.

 В силу пункта 2 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается данным Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

 Исходя из положений статьи 1 данного Федерального закона, он предусматривает обязательное предварительное зонирование территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.

 В статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66 - ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" использование дачного участка предполагает строительство на нем жилого дома, что противоречит установленному законодателем приоритету в использовании и особой охране сельскохозяйственных угодий.

 Согласно статье 2 данного Федерального закона он регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

 Исходя из положений статей 12, 14, 16 данного Федерального закона для ведения дачного хозяйства гражданами могут быть использованы те земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

 Указанный истцом Ивановым В.А. земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу местонахождения: <адрес> с кадастровым номером № № согласно кадастровой выписки относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 16 - 20).

 Право собственности на земельный участок возникло у Иванова В.А. на основании гражданско - правовой сделки (Договор купли - продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года) (л.д. 10 -12). Для целей дачного строительства указанный земельный участок не выделялся.

 Исходя из изложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявленных

 Ивановым В.А. требований к Администрации муниципального образования «Сельское поселение Аксено – Бутырское Московской области» о признании решения об отказе в переводе вида разрешенного использования земельного участка незаконным, и изменении вида разрешенного использования земельного участка.

 По приведенным мотивам суд не может принять доводы истца Иванова В.А. о том, что органом местного самоуправления в лице Администрации муниципального образования «Сельское поселение Аксено – Бутырское Московской области» без установленных законом оснований ограничено основное правомочие пользования, поскольку земельный участок в качестве сельскохозяйственных угодий не используется.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 В удовлетворении иска Иванова Вадима Алексеевича к Администрации муниципального образования «Сельское поселение Аксено – Бутырское Московской области» о признании решения об отказе в переводе вида разрешенного использования земельного участка незаконным, и изменении вида разрешенного использования земельного участка, а именно: признании решения Администрации муниципального образования «Сельское поселение Аксено – Бутырское Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе Иванову Вадиму Алексеевичу в переводе вида разрешенного использования земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» на «дачное строительство» незаконным, изменении вида разрешенного использования земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу местонахождения: <адрес> с кадастровым номером № №, принадлежащего Иванову Вадиму Алексеевичу на праве собственности, «для ведения личного подсобного хозяйства» на разрешенное использование «дачное строительство» - отказать.

 Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья:

  <данные изъяты>   <данные изъяты>

 <данные изъяты>