ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2086/2018 от 13.06.2018 Сернурского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело №2-2086/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Параньга 13 июня 2018 года

Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Гайнанова Р.Н.,

при секретаре Габдрахмановой Э.Г.,

с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2,

действующего по нотариальной доверенности

от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 Ф,К. к администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» о признании незаконным решения администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» Республики Марий Эл об отказе в согласовании переустройства жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» Республики Марий Эл о признании незаконным решения администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; обязании администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» Республики Марий Эл согласовать переустройство квартиры на основании внесенных ДД.ММ.ГГГГ пакета документов в соответствии с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.

В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о согласования переустройства их квартиры на поквартирное теплоснабжение с использованием квартирного источника тепловой энергии, работающего на природном газе. Администрация муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» решением от ДД.ММ.ГГГГ отказала ему в согласовании переустройства их квартиры со ссылкой на п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года №1990-ФЗ «О теплоснабжении». Считает, что отказ в переустройстве квартиры без законных оснований нарушает их право по своему усмотрению и в своих интересах осуществлять права собственника жилого помещения, закрепленных ч.2 ст. 1 ЖК РФ и ч. 2 ст. 209 ГК РФ.

Просит признать незаконным решение администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства их квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, обязать муниципальное образование «Параньгинский муниципальный район» согласовать переустройство квартиры с централизованной системы отопления на индивидуальное (автономное) отопление.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом; направил для участия в судебном заседании своего представителя ФИО2

Представитель истца ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске; суду пояснил, что истцом подготовлен проект переустройства, который согласован со всеми службами, отвечает требованиям санитарных, противопожарных и других норм, безопасен для жизни и здоровья людей, в связи с чем, считает отказ администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» в согласовании переустройства квартиры незаконным.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» Республики Марий Эл в судебное заседание не явился; суду направил возражение на иск, в котором просил в удовлетворении исковых требований истцу отказать, рассмотреть дело без участия их представителя.

Третьи лица: ФИО4, представители ООО «ЖилКом-Сервис», филиала ООО «Марикоммунэнерго» Северо-Восточные тепловые сети, ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола», ГУ МЧС России по Республике Марий Эл в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Филиал ООО «Марикоммунэнерго» Северо-Восточные тепловые сети в отзыве на исковое заявление указал, что разрешение для перехода на поквартирное отопление выдает орган местного самоуправления, филиал ООО «Марикоммунэнерго» Северо-Восточные тепловые сети как теплоснабжающая организация не принимает участие в процедуре согласования при получении разрешения для перехода на поквартирное отопление. Решение по иску о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «Параньгинский муниципальный район» оставляет на усмотрение суда.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело без участия не явившихся участников процесса, с согласия лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснение представителя истца ФИО1 – ФИО2, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворении, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переустройстве по форме, утвержденной
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое
помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке
копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные п.п. 4
и 6 ч. 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные п. 2
ч. 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:

1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов, кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.

Судом установлено, что истцом представлены в орган, осуществляющий согласование, все необходимые документы, непредставление какого-либо документа не явилось причиной отказа в согласовании.

В п.3 ч.1 ст. 27 ЖК РФ предусмотрено, что отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.

Из материалов дела следует, что согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, квартира площадью 48,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО1 в размере <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности, ФИО4 – <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности (л.д.20-22).

Как установлено судом, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» с заявлением о согласовании переустройства указанной квартиры путем установки автономного (индивидуального) отопления (л.д.15-18).

Решением администрации от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании переустройства ему было отказано на основании п.15 ст.14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

ООО «ЖилКом-Сервис» (управляющая компания) ДД.ММ.ГГГГ выдало стороне истца технические условия для перевода на автономное отопление жилого помещения, указав, что условиями обеспечения функционирования системы централизованного отопления жилого дома являются:

-выполнение перемычек между подающими и обратными трубопроводами внутридомовой инженерной системы отопления в пределах квартиры;

-выполнение теплоизоляции транзитных трубопроводов внутридомовой инженерной системы отопления в пределах квартиры;

-отвод продуктов сгорания от индивидуального квартирного источника тепловой энергии предусмотреть посредством коаксиального (совмещенного) устройства воздухоподачи и удаления продуктов сгорания через фасадную стену;

-заключение и выполнение проектной документации по переустройству внутриквартирной системы отопления проектной организацией, имеющей Свидетельство СРО, о теплогидравлическом режиме многоквартирного дома после перевода квартиры на поквартирное отопление, согласование с ООО «ЖилКом-Сервис;

-мероприятия по переустройству квартиры, устройству дымовентиляционной системы проводить с сохранением нормального функционирования внутридомовых инженерных сетей, не допускается снижения прочности и надежности строительных конструкции многоквартирного дома и под надзором технической службы
ООО «ЖилКом-Сервис» (л.д.30).

Из технических условий, выданных ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» следует, что:

В качестве источника теплоты для системы поквартирного отопления применить полностью автоматизированный котел полной заводской готовности, работающий без постоянного обслуживающего персонала, использующий в качестве топлива природный газ, с теплоносителем - водой температурой до 95°С и давлением до 1 МПа, с герметичной (закрытой) камерой сгорания.

Как следует из пояснительной записки к проекту
по переводу помещений с внутридомового отполения на поквартирное от индивидуального источника тепловой энергии <адрес>, проект выполнен в соответствии со сводами правил: СП54.13330.2011 «Жилые здания многоквартирные» (Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003), СП60.13330.2016 «Отопление вентиляция и кондиционирование воздуха» (Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003) СП 282.132580.2016 «Поквратирные системы теплоснабжения на базе индивидуальных газовых теплогенераторов», СП7.131130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» и на основании технических условий от ДД.ММ.ГГГГ, выданных ООО «ЖилКом-Сервис» п. Параньга.

Источником тепла является двухконтурный газовый котел с герметичной камерой сгорания топлива. Установка котла выполнена в части ГСВ. Котел включает в себя битермический теплообменник (отопление + горячее водоснабжение), циркулярный насос, расширительный бак. Автоматика котла поддерживает заданную температуру воды в системе отопления. Расчетная температура внутреннего воздуха в жилых помещениях +210 С. Параметры теплоносителя – вода с температурным графиком 85-60С. Система отопления принята двухтрубная тупиковая. Нагревательные приборы – алюминиевые радиаторы Сalidor Super-500 (Q секции = 0,194 кВт). У каждого радиатора для регулирования теплового потока на подающем трубопроводе устанавливаются регулирующий прямой вентиль FAR FV 1350 12, на обратном трубопроводе – запорный шаровой кран 11Б27n1. Воздух удаляется с помощью кранов Маевского, установленных в верхних пробках каждого нагревательного прибора. Для монтажа системы отопления и горячего водоснабжения применяются трубы полипропиленовые РРR РN25 армированные. В нижних точках системы предусмотрен слив воды с помощью шаровых кранов и гигиенический сертификат министерства здравоохранения Российской Федерации.

Котел соответствует требованиям ГОСТ 20548 «Котлы отопительные водогрейные теплопроизводительность до 100кВт» и имеют сертификат Госстандарта России, разрешение на применение Гостехнадзора России и гигиенический сертификат министерства здравоохранения Российской Федерации. Котел работает в режиме приоритета горячего водоснабжения. Приготовление горячей воды осуществляется с помощью встроенного пластичного теплообменника и встроенного управления регулирования горячей воды (приоритетного отключающего вентиля).

Для нормального функционирования внутридомовой системы отопления при переводе квартиры на поквартирное отопление необходимо выполнить следующие мероприятия:

- нагревательные приборы, установленные на существующих стояках системы отопления, демонтировать;

- транзитные трубопроводы системы центрального отопления, проложенные в пределах квартиры, теплоизолировать материалом «Аэрофлекс» толщиной 9мм;

- на стояках внутридомового отопления выполнить перемычку на подающем и обратном трубопроводах.

Сделаны выводы: тепловой режим здания, являющийся совокупностью факторов и процессов, определяющих тепловую обстановку в его помещениях, зависит от значений суммы расчетных теплопотерь и теплоусилителей отдельных его помещений. Перевод части помещений (квартир) на поквартирное теплоснабжение повышает комфортность и не приводит к ухудшению теплового и гидравлического режимов как всего здания, так и той части, продолжающей пользоваться системой внутридомового отопления. При этом гидравлический режим может несколько улучшиться за счет уменьшения местных сопротивлений, вследствие отключения части отопительных приборов системы внутридомового отопления, что способствует большему обеспечению требования п.6.2.7 СП 60.13330.2016 (л.д.31-32).

В соответствии с ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля
2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Постановлением Правительства РФ 16 апреля 2012 года № 307 были утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения, определяющие, в том числе, перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Согласно п.44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ 16 апреля 2012 года № 307, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:

наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;

наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;

температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;

давление теплоносителя - до 1 МПа.

Все представленные истцами документы соответствуют предъявляемым требованиям, в том числе и источник теплоснабжения, соответствует требованиям п. 44 вышеуказанных Правил.

Данных, свидетельствующих о том, что указанный в проекте индивидуальный квартирный источник тепловой энергии относится к перечисленным в п. 44 постановления Правительства РФ от 16 апреля
2012 года № 307, в материалах дела не имеется.

В определении Конституционного суда РФ от 17 ноября 2011 года
№ 1514-0-0 отмечено, что норма ч. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении» направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Ответчиком не представлено доказательств того, что осуществление переустройства заявителем в соответствии с проектом повлияет на надежность и безопасность системы теплоснабжения в данном жилом доме, не соответствует строительным, санитарным, противопожарным нормам и правилам, нарушает права и законные интересы других граждан. Наоборот, истцом представлены доказательства того, что осуществление переустройства в соответствии с проектом не влияет на надежность и безопасность системы теплоснабжения в данном жилом доме. Заинтересованные организации согласовали переустройство, выдали технические условия.

Каких-либо доказательств того, что истцами нарушены требованиям указанного пункта в материалах дела не имеется.

Таким образом, решение администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, суд в данном случае признает незаконным, так как положения ч. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении» истцом не нарушены. Федеральный закон «О теплоснабжении» не запрещает при соблюдении определенных условий перевод квартиры в многоквартирном жилом доме на поквартирное отопление. В соответствии со ст. 26 ЖК РФ, орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов, кроме документов, указанных в данной статье. Необходимые условия истцом выполнены. Поскольку решение администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» суд признает незаконным, она обязана устранить допущенные нарушения закона, рассмотреть заявление истцов и согласовать переустройство квартиры в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательств в подтверждение своей позиции стороной ответчика не представлено.

Отказ в переустройстве квартиры без законных оснований нарушает право истца по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего им имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права других лиц, предусмотренное ст. 209 ГК РФ, их право на выбор комфортных условий проживания, в том числе осуществить переустройство системы отопления в своей квартире в целях улучшения качества жизни в своем жилище.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 Ф,К. к администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» Республики Марий Эл удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» Республики Марий Эл в соответствии с законодательством согласовать переустройство квартиры, расположенной по адресу: <адрес> с централизованной системы отопления на индивидуальное (автономное) газовое отопление.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Р.Н. Гайнанов

Мотивированное решение составлено 15 июня 2018 года.