ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2089/14 от 29.04.2014 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-2089/14

Решение

Именем Российской Федерации

29 апреля 2014 года г. Владивосток

Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Е.Б. Богут, при секретаре Л.Н. Чондановой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Приморского края в защиту интересов ФИО3 к администрации Приморского края о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор Октябрьского района Приморского края обратился в суд с иском в интересах ФИО4 к администрации Приморского края о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ФИО4 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Октябрьского района от дата несовершеннолетняя ФИО4 определена в детский дом. Постановлением главы администрации Октябрьского района от дата над несовершеннолетней ФИО4 учреждена опека. Мать - ФИО1, отец ФИО2 решением Октябрьского районного суда Приморского края от дата лишены родительских прав.

Распоряжением главы администрации Октябрьского района от дата ФИО4 гарантирована постановка на учет для получения жилья, как лицу, за которым не закреплено жилое помещение.

Распоряжением администрации <адрес> от дата ФИО4 включена в сводный список нуждающихся в предоставлении жилья.

Ссылаясь на то, что собственного жилья ФИО4 не имеет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, прокурор просит суд обязать администрацию Приморского края предоставить ФИО4, дата рождения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв. м. и не более 36 кв.м. общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, на территории <...> муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Фрунзенского района г. Владивостока Качановская А.А. заявленные требования поддержала.

ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, почтовое отправление возвращено за истечением срока хранения.

Представитель администрации Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен судом надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из предоставленного отзыва следует, что исковые требования не признает, просит в иске отказать.

Представитель третьего лица администрации Октябрьского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав помощника прокурора Фрунзенского района, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Орган исполнительной власти субъект РФ в порядке, установленном законом Приморского края от 12.02.2013 № 168-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Приморского края» формирует список лиц имеющих право на получение жилых помещений по договору социального найма специализированного жилого помещения.

В соответствии со ст. 1 Закон Приморского края от 12.02.2013 № 168-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» (ред. от 01.11.2013) право на обеспечение жилыми помещениями имеют: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.

В силу ст. 2 названного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются однократно по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования Приморского края благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда Приморского края по договорам найма специализированных жилых помещений.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее 16 квадратных метров и не более 36 квадратных метров общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Приморского края (п. 6 ст. 2).

Из материалов дела следует, что ФИО4 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Октябрьского района от дата несовершеннолетняя ФИО4 определена в детский дом. Постановлением главы администрации Октябрьского района от дата над несовершеннолетней ФИО4 учреждена опека. Мать - ФИО1, отец ФИО2 решением Октябрьского районного суда Приморского края от дата лишены родительских прав.

Распоряжением главы администрации Октябрьского района от дата ФИО4 гарантирована постановка на учет для получения жилья, как лицу, за которым не закреплено жилое помещение.

Распоряжением администрации Приморского края от дата ФИО4 включена в сводный список нуждающихся в предоставлении жилья.

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданного УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (Управление Росреестра по Приморскому краю) информация о правах ФИО4, на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества, отсутствует.

Из справок администраций Новогеоргиевского сельского поселения, Липовецкого городского поселения, Покровского сельского поселения и Галенкинского сельского поселения Октябрьского района Приморского края следует, что ФИО4 жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось.

Судом также установлено, что до настоящего времени ФИО4 не обеспечена жильем.

Поскольку ФИО4 является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилого помещения не имеет, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Руководствуясь ст.206 ГПК РФ суд полагает возможным определить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Октябрьского района Приморского края в защиту интересов ФИО3 к администрации Приморского края о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Приморского края обеспечить ФИО3, дата рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв.м. и не более 36 кв.м. общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, на территории <...> муниципального района Приморского края в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца.

Председательствующий Е.Б. Богут