ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-208/12Г от 27.02.2012 Кулебакского городского суда (Нижегородская область)

Гражданское дело № 2-208/2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Кулебаки <ДД.ММ.ГГГГ>

Кулебакский городской суд Нижегородской области в составе :

председательствующего судьи Рожковой И.Н., с участием прокурора Трусовой П.Г., при секретаре Сысуевой Е.Ф., рассмотрев в ходе открытого судебного заседания гражданское дело по иску Кулебакского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Саваслейского сельсовета <адрес> о возложении обязанностей совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Кулебакский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Саваслейского сельсовета <адрес> о возложении обязанностей совершить действия, указывая в исковом заявлении, что в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о жизнеобеспечении в деятельности администрации Саваслейского сельсовета <адрес> нарушения законодательства об электроэнергетике. В ходе проверки было установлено следующее.

В силу ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» одним из основных принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.

Обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, является необходимым условием стабильности гражданского оборота, соблюдения прав добросовестных потребителей электроэнергии.

В соответствии с п. 1 и п.2 ст.38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей. В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона - правительством РФ в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике установлены критерии и порядок отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Критерии отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а также Положение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть утверждены Постановлениями Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 41 и от 28 октября 2003 г. N 648.

Данным документом устанавливаются условия отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и порядок ведения реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

В силу п.4, 5 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 01.03.2011) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети.

Частью 2 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (далее Закон) установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Пунктом 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г № 131 -ФЗ ( далее Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесено организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 14 Закона № 131 -ФЗ в собственности поселений могут находиться объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания в целях передачи электроэнергии потребителям.

Кроме того, подпунктом 8.2 ст. 17 Закона № 131 -ФЗ утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности отнесены к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно Уставу Саваслейского сельсовета данными полномочиями наделена администрация поселения.

В нарушение указанных требований закона установлено, что по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> внутриквартальные электрические сети, а именно: <№*****><адрес> до <адрес>, находящиеся в границах населенного пункта не включены в муниципальную казну Саваслейского сельсовета, регистрация права собственности поселения на данные объекты не проведена, то есть они являются бесхозными, в связи с чем, администрацией договор на их обслуживание с сетевой организацией не заключен.

В связи с чем, Кулебакским городским прокурором <ДД.ММ.ГГГГ> в адрес главы администрации Саваслейского сельсовета <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства об электроэнергетики.

Однако, согласно ответу администрации поселения на данное представление законные требования прокурора не удовлетворены в полном объеме.

Обеспечить надлежащее содержание внутриквартальных электрических сетей сотрудникам <адрес> не предоставляется возможным, поскольку воздушные линии не имеют собственника, надлежащим образом не оформлены и не переданы в собственность организации, осуществляющей обслуживание ВЛ и поставку электрической энергии в жилые дома.

В соответствии с частями 1 и 3 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Таким образом, бездействие администрации Саваслейского сельсовета при эксплуатации воздушных линий электропередач могут привести к возникновению аварийных ситуаций, что приведет к отключению электроснабжения потребителей и негативные последствия могут представлять собой опасность для жизни и здоровья людей. Обслуживание бесхозных воздушных линий никем не производится до настоящего времени, что не допустимо.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц. Кроме того, в соответствии с п.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределённого круга лиц.

Уменьшив и уточнив исковые требования, просят:

Обязать администрацию Саваслейского сельсовета <адрес> до <ДД.ММ.ГГГГ> обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с оформленным в установленном порядке заявлением о принятии на учёт внутриквартальных электрических сетей: <адрес>, находящиеся в границах сельсовета, как бесхозных.

Прокурор Трусова П.Г. в ходе судебного заседания поддержала исковые требования.

Представитель ответчика администрации Саваслейского сельсовета <адрес> глава администрации Солдатова М.В. в судебном заседании признала исковые требования.

Судом принято признание иска представителем ответчика.

Изучив материалы дела, заслушав участвующего в деле прокурора Трусову П.Г., представителя ответчика Солдатову М.В., суд приходит к следующему.

В силу ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» одним из основных принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.

Обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, является необходимым условием стабильности гражданского оборота, соблюдения прав добросовестных потребителей электроэнергии.

В соответствии с п. 1 и п.2 ст.38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей. В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона - правительством РФ в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике установлены критерии и порядок отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

В силу п.4, 5 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 01.03.2011) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети.

Частью 2 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (далее Закон) установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Пунктом 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г № 131 -ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 14 Закона № 131 -ФЗ в собственности поселений могут находиться объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания в целях передачи электроэнергии потребителям.

Судом установлено, что прокурором проведена проверка исполнения законодательства о жизнеобеспечении, нарушения законодательства об электроэнергетике в деятельности администрации Саваслейского сельсовета.

Проверкой установлено, что по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> внутриквартальные электрические сети, а именно: <адрес>, находящиеся в границах населенного пункта не включены в муниципальную казну Саваслейского сельсовета, регистрация права собственности на данные объекты не проведена, то есть они являются бесхозными, в связи с чем, администрацией договор на их обслуживание с сетевой организацией не заключен.

Кулебакским городским прокурором <ДД.ММ.ГГГГ> в адрес главы администрации Саваслейского сельсовета <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике.

Согласно ответу администрации поселения от <ДД.ММ.ГГГГ><№*****> администрацией договор на обслуживание электрических сетей: <адрес><адрес> до <адрес>, с сетевой организацией не заключен. В виду отсутствия денежных средств, вопрос о регистрации права собственности на данные объекты и передачи их в энергосети <адрес> будет решаться в <ДД.ММ.ГГГГ> г.г.

Обеспечить надлежащее содержание внутриквартальных электрических сетей сотрудникам <адрес> не предоставляется возможным, поскольку воздушные линии не имеют собственника, надлежащим образом не оформлены и не переданы в собственность организации, осуществляющей обслуживание ВЛ и поставку электрической энергии в жилые дома.

В соответствии с частями 1 и 3 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Таким образом, бездействие администрации Саваслейского сельсовета при эксплуатации воздушных линий электропередач могут привести к возникновению аварийных ситуаций, что может привести к отключению электроснабжения потребителей и негативные последствия могут представлять собой опасность для жизни и здоровья людей. Обслуживание бесхозных воздушных линий никем до настоящего времени не производится.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц. Кроме того, в соответствии с п.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределённого круга лиц.

Суд считает, что указанные обстоятельства являются основанием для защиты их интересов в суде прокурором.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Кулебакского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц.

Обязать администрацию Саваслейского сельсовета <адрес> в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с оформленным в установленном порядке заявлением о принятии на учёт внутриквартальных электрических сетей: <адрес>, находящиеся в границах сельсовета, как бесхозных.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Нижегородский областной суд через Кулебакский городской суд.

Судья Рожкова И.Н.