Дело № 2-208/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Кныш Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
31 мая 2017 года гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования муниципального района «Прилузский» о взыскании среднемесячного заработка на период трудоустройства,
установил:
ФИО1 обратилась в суд к АМР «Прилузский» с иском о взыскании среднемесячного заработка на период трудоустройства за март – июнь 2017 года в сумме 17 295 рублей 74 копейки ежемесячно. В обоснование заявления указала, что состояла в трудовых отношениях с МАУ «МФЦ ПГ и МУ Прилузского района», учредителем которого выступала администрация района, и которое финансировалось из местного бюджета. 30 декабря 2016 года уволена в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ); 18.01.2017г. поставлена на учет в Службе занятости в качестве безработной. Поскольку организация – работодатель ликвидирована, в целях реализации своих трудовых прав, за выплатой среднемесячного заработка на период трудоустройства, обратилась к ответчику. Однако, в осуществлении выплат ей было отказано, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании на удовлетворении исковых требований истец настаивает.
Представитель ответчика в суде с иском не согласна, полагая, что правовых оснований для взыскания в пользу истца среднемесячного заработка на период трудоустройства не имеется по основаниям, приведенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 123.21 ГК РФ, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Установлено, что постановлением АМР «Прилузский» от 04.03.2015г. № было создано муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Прилузского района».
В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, участвующие в данном Пакте государства, согласно п. 1 его ст. 6, признают право на труд, включающий право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпринимают надлежащие шаги к обеспечению данного права.
В Российской Федерации, как демократическом государстве, порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений регулируется нормами Трудового кодекса.
Материалами дела установлено, что 15 июня 2016 года ФИО1 была принята на работу в муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Прилузского района» на должность документоведа I категории на период отпуска по уходу за ребенком основного работника (приказ №-к от 15.06.2016г.).
На основании распоряжения Правительства РК от 22.06.2016г. №-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по созданию и функционированию единой централизованной системы многофункциональных центров в Республике Коми на базе государственного автономного учреждения Республики Коми «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми», постановлением АМР «Прилузский» от 31.08.2016г. № принято решение о ликвидации МАУ «МФЦ ПГ И МУ Прилузского района».
Приказом работодателя №-к от 29.12.2016г. 30 декабря 2016 года ФИО1 уволена с работы по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК (увольнение по инициативе работодателя в связи с ликвидацией организации).
Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что с 15 июня 2016 года по 30 декабря 2016 года истец состояла в трудовых отношениях с МАУ «МФЦ ПГ и МУ Прилузского района».
Исходя из положений ст. 11 ТК РФ, трудовые отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Одним из видов материальной поддержки лиц, лишившихся работы, является сохранение средней заработной платы на период трудоустройства.
В статье 178 ТК РФ закреплено общее правило, согласно которому при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется его средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Из представленных суду документов следует, что начиная с 18 января 2017 года, ФИО1 зарегистрирована в ГУ РК «ЦЗН Прилузского района» в целях поиска подходящей работы.
Приказом ГУ РК «ЦЗН Прилузского района» от 27.03.2017г. № с 27 марта 2017 года ФИО1 признана безработной.
Следовательно, поскольку истец была уволена по сокращению численности работников организации, не трудоустроена, в соответствии с требованиями ст. 178 ТК РФ, последняя имела право на получение сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства.
Согласно ст. 20 ТК РФ, сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Из представленного суду срочного трудового договора № от 15.06.2016г. следует, что он был заключен между МАУ «МФЦ ПГ И МУ Прилузского района» (работодатель) и ФИО1 (работник).
Следовательно, непосредственным работодателем истца являлось муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Прилузского района».
Пунктом 4.4 Устава МАУ «МФЦ ПГ И МУ Прилузского района» закреплено, что учреждение обязано, в т.ч.: обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам учреждения заработной платы и иных выплат; производить индексацию заработной платы в соответствии с законодательством; обеспечивать гарантированные условия труда и меры социальной защиты своих работников
Выплата выходного пособия и сохраняемого заработка производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Согласно ч. 4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (ст. 3 вышеуказанного ФЗ).
В соответствии с пунктами 5 и 6 части 10 статьи 35 Закона Российской Федерации от 06.10.2003г. № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.
Пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "Об автономных учреждениях" закреплено, что к компетенции учредителя в области управления автономным учреждением относится реорганизация и ликвидация автономного учреждения, а также изменение его типа.
В силу положений пункта 6 статьи 132.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имущества автономного учреждения не отвечает по его обязательствам, за исключением случаев, связанных с причинением вреда гражданам, когда собственник имущества автономного учреждения несет субсидиарную ответственность при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание.
Как установлено судом, 11 января 2017 года МАУ «МФЦ ПГ и МУ Прилузского района» исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (ч. 9 ст. 63 ГК).
Статьей 61 настоящего Кодекса определено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Не предусматривался переход прав и обязанностей учреждения в порядке правопреемства к другим лицам и при ликвидации МАУ «МФЦ ПГ И МУ Прилузского района».
В силу части 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (ч. 4 ст. 62 ГК).
Между тем, принимая решение о ликвидации МАУ «МФЦ ПГ И МУ Прилузского района», администрация муниципального района "Прилузский" в своем постановлении от 31.08.2016г. № 704 назначила ликвидатора и установила перечень мероприятий, направленных на ликвидацию учреждения, в числе которых предписывалось только уведомить работников о предстоящем высвобождении и произвести расчеты по обязательствам с кредиторами, в т.ч. с работниками.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под кредиторами понимаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.
Таким образом, поскольку МАУ «МФЦ ПГ И МУ Прилузского района» подлежало ликвидации без перехода прав и обязанностей правопреемнику, выплаты, установленные в статье 178 Трудового кодекса РФ (средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия)), должны были производиться при увольнении работника.
При этом, в соответствии со ст. 2 Закона от 03.11.2006г. № 174-ФЗ, контроль за деятельностью автономных учреждений осуществляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Между тем, документов, подтверждающих выплату ФИО1 при проведении ликвидационных мероприятий сохраняемого среднемесячного заработка на период трудоустройства; как и каких-либо иных доказательств, что указанные выплаты были произведены, суду не представлено.
В статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен специальный режим отчуждения имущества, принадлежащего юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.
В частности, автономное учреждение, находящееся в процессе ликвидации, не лишается своей правоспособности, поэтому оно само совершает сделки по отчуждению закрепленного за ним имущества, при соблюдении определенных условий. К таким отношениям по отчуждению муниципального имущества применяются нормы гражданского законодательства, а именно статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако, недвижимое имущество, которое должно было быть передано в оперативное управление МАУ «МФЦ ПГ И МУ Прилузского района»; фактически учреждению не передавалось, и во все время функционирования центра находилось в безвозмездном пользовании администрации МР «Прилузский».
Таким образом, в результате действий собственника ликвидируемого автономного учреждения право оперативного управления на имущество, непосредственно участвующее в осуществлении хозяйственной деятельности, МАУ «МФЦ ПГ И МУ Прилузского района» не передавалось, что привело к невозможности учреждения отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а кредиторов (в данном случае работников) удовлетворить свои требования за счет данного имущества.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что в результате действий ответчика были нарушены права работников автономного учреждения, уволенных в связи с ликвидацией, решением Прилузского районного суда от 28.03.2017г. по гражданскому делу № 2-119/2017 с АМР «Прилузский» в пользу ФИО1 взыскан среднемесячный заработок на период трудоустройства за январь 2017 года в сумме 13 879 рублей 99 копеек и за февраль 2017 года в размере 14 696 рублей 46 копеек; всего взыскано 28 576 рублей 45 копеек.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 11 мая 2017 года решение Прилузского районного суда от 28.03.2017г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба АМР «Прилузский» - без удовлетворения.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Йылдыз указывает, что поскольку ликвидация МАУ «МФЦ ПГ И МУ Прилузского района» завершена, права и обязанности последнего к правопреемнику не перешли, субсидиарная ответственность по выплате ей соответствующей компенсации в размере среднемесячного заработка за третий, четвертый, пятый и шестой месяцы должна быть возложена на АМР «Прилузский», как собственника имущества автономного учреждения.
Между тем, платежи за третий – шестой месяцы со дня увольнения, предусмотренные ст. ст. 178, 318 ТК РФ, по своему смыслу являются текущими платежами и их выплата связана с соблюдением определенных условий.
В частности, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации, в исключительных случаях, по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, за увольняемым работником сохраняется его средний месячный заработок на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения (ст. 178 ТК РФ).
В силу ч. 2 ст. 318 Кодекса, в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 Кодекса).
Отсюда, поскольку вышеуказанные выплаты могут производиться лишь при соблюдении условий, прямо оговоренных в законе (отсутствие трудоустройства и наличие положительного решения службы занятости), на момент составления ликвидационного баланса в состав кредиторской задолженности денежные средства на указанные цели включены быть не могли.
Следовательно, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм, связанных с ликвидацией юридического лица, оснований для возложения на собственника имущества учреждения субсидиарной ответственности по выплате истцу сохраняемого среднемесячного заработка за третий – шестой месяцы со дня увольнения у суда не имеется.
Одновременно судом учитывается, что в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 05.11.1992г. № 1335 "О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций", женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, имеющим детей в возрасте до трех лет, органами социальной защиты населения, за счет средств федерального бюджета, производятся ежемесячные компенсационные выплаты в размере, установленном для женщин, состоящих в трудовых отношениях на условиях найма с организациями всех форм собственности и находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, в случае, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.
В этой связи, по мнению суда, истец, являясь матерью малолетнего ребенка, не лишена возможности получения данных выплат, в случае обращения с соответствующим заявлением в ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района».
В силу п. 4 ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что на основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты судебных расходов обе стороны освобождены, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, надлежит обратить за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
решил:
Исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования муниципального района «Прилузский» о взыскании среднемесячного заработка на период трудоустройства, – оставить без удовлетворения.
Судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины обратить за счет федерального бюджета.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий