ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-208/20 от 11.09.2020 Погарского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-208/2020

УИД 32RS0022-01-2020-000614-41

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.г.т. Погар 11 сентября 2020 года

Погарский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Гузанова Д.Е.,

при секретаре Ямашкиной Е.Л.,

с участием истца – ФИО1,

представителя истца ФИО1 – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Погарского района Брянской области о понуждении к заключению договора аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 07 сентября 2017 года между ней и Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Погарского района Брянской области был заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства общей площадью 1154 кв.м., с кадастровым номером , категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, сроком на три года, то есть до 01 июня 2020 года. Согласно доводам иска, в установленный срок до 01 июня 2020 года, завершить строительство жилого дома на указанном участке не удалось из - за недостатка денежных средств, поэтому истец обратилась в администрацию Погарского района Брянской области с заявлением о продлении договора аренды земельного участка. Однако, согласно полученному ответу, в продлении срока аренды истцу ответчиком отказано. Ссылаясь на то, что поскольку на вышеуказанном участке ей за счет собственных средств проведены работы по возведению объекта незавершенного строительства, в связи с чем, она имеет преимущественное право на заключение в отношении данного участка договора аренды без проведения торгов, истец просит суд обязать администрацию Погарского района Брянской области заключить со ней, ФИО1, договор аренды земельного участка общей площадью 1154 кв.м., с кадастровым номером категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, сроком на три года.

В возражениях на иск представитель ответчика – ФИО3, а также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Погарского района Брянской области – ФИО4 просили отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что на основании решения Погарского районного суда Брянской области от 31 мая 2017 года, вынесенного по требованиям ФИО1, ответчиком администрацией Погарского района Брянской области в рамках продления ранее возникших договорных отношений с истцом уже был заключен договор аренды спорного земельного участка на три года, т.е. по 01 июня 2020 года. В связи с чем, истец при изложенных обстоятельствах в 2017 году уже реализовала предоставленное ей положениями Земельного кодекса РФ право на однократное продление договора аренды земельного участка для завершения строительства.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 доводы иска поддержали по вышеизложенным основаниям, просили суд заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Погарского района Брянской области, а также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Погарского района Брянской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения ответчик, а также, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, извещались надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Погарского района Брянской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения третье лицо извещалось надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также об отложении рассмотрения дела, со стороны представителя третьего лица не заявлялось.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, по договору аренды № 48 от 31 мая 2012 года, на основании постановления администрации Погарского района Брянской области от 31 мая 2012 года, комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Погарского района Брянской области ФИО1 был предоставлен земельный участок земельного участка общей площадью 1154 кв.м., для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> сроком на 5 (пять) лет по 31 мая 2017 года.

31 мая 2017 года Погарским районным судом Брянской области постановлено решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Судом постановлено, обязать администрацию Погарского района Брянской области заключить с 01 июня 2017 года с ФИО1 договор аренды земельного участка земельного участка общей площадью 1154 кв.м., с кадастровым номером , категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, сроком на три года для завершения строительства.

На основании указанного решения суда администрацией Погарского района Брянской области 07 сентября 2017 года с ФИО1 заключен договор аренды в отношении земельного участка общей площадью 1154 кв.м., с кадастровым номером , категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, сроком на три года по 01 июня 2020 года. В указанным договоре сторонами был установлен размер арендной платы, а также согласованы иные существенные условия аренды.

Согласно представленным в материалы дела стороной истца квитанциям, в течение срока действия приведенного договора аренды от 07 сентября 2017 года обязанность по уплате арендной платы ФИО1 исполнялась надлежащим образом, что не оспаривалось ответчиком при рассмотрении дела по существу.

Как следует из материалов дела, 26 марта 2020 года истец ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением на имя главы администрации Погарского района Брянской области о заключении договора аренды в отношении вышеприведенного спорного земельного участка на новый срок для завершения строительства.

Письменным уведомлением за подписью главы администрации Погарского района Брянской области -з от 13 апреля 2020 года истец ФИО1 была уведомлена об отказе в продлении действия договора аренды в отношении вышеприведенного земельного участка со ссылкой на то, что на основании решения Погарского районного суда <адрес> от 31 мая 2017 года администрацией <адрес> в рамках продления ранее возникших договорных отношений с истцом уже был заключен договор аренды спорного земельного участка на три года, т.е. по 01 июня 2020 года. В связи с чем, истец, по мнению ответчика, при изложенных обстоятельствах в 2017 году уже реализовала предоставленное ей положениями Земельного кодекса РФ право на однократное продление договора аренды земельного участка для завершения строительства.

Как следует из представленного в материалы дела стороной ответчика акта обследования земельного участка земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, с приложенными фотоматериалами, на указанном земельном участке размечен и частично выложен фундамент индивидуального жилого дома.

Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Договор аренды заключается на срок, определенный договором (пункт 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами императивным нормам, действующим в момент его заключения. Согласно п. 2 названной статьи, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Статьей 19 Закона N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 01 апреля 2020 года установлено специальное регулирование обязательств, возникших из договоров аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 г. органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.

Частью 6 статьи 19Частью 6 статьи 19 Федерального закона от 01 апреля 2020 N 98-ФЗ, введенной в действие Федеральным законом от 08 июня 2020 N 166-ФЗ, предусмотрено, что до 1 марта 2021 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:

1) договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации;

2) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды;

3) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Из приведенных положений следует, что их действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных (в том числе – до 08 июня 2020 года) договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с положениями ч. 7 и ч. 8 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ, срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 6 настоящей статьи, определяется арендатором, но не может превышать срок действия договора аренды земельного участка, согласованный сторонами до его увеличения, или три года, если срок действия договора составляет более чем три года. При этом положения пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются. Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 6 настоящей статьи, в срок не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.

Как следует из материалов дела, с заявлением о продлении действия договора аренды , заключенного 07 сентября 2017 года, т.е. до принятия Правительством Брянской области 17 марта 2020 года постановления № 106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области», истец обратилась к ответчику 26 марта 2020 года, т.е. до истечения срока действия приведенного договора аренды, при том, что арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении указанного договора аренды.

Доказательств наличия информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании спорного земельного участка истцом, стороной ответчика, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, в материалы дела не представлено.

При указанных выше обстоятельствах, принимая во внимание, что истцом надлежащим образом исполняются обязательства по договору аренды земельного участка, что не оспаривается ответчиком и третьим лицом, суд считает исковые требования ФИО1 в части понуждения администрации Погарского района Брянской области заключить с ней дополнительное соглашение к договору аренды № 53 от 07 сентября 2017 года в отношении спорного земельного участка подлежащими удовлетворению.

При этом, вопреки доводам возражений на иск, реализация истцом ранее права на однократное продление договора аренды земельного участка для завершения строительства на нем объекта недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, в рассматриваемом случае не влияет на возможность продления срока действия такого договора по основаниям, предусмотренным частью 6 статьи 19частью 6 статьи 19 Федерального закона от 01 апреля 2020 N 98-ФЗ.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае, исходя из положений части 6 статьи 19 Федерального закона от 01 апреля 2020 N 98-ФЗ, установленные договором аренды спорного земельного участка № 53 от 07 сентября 2017 года правоотношения сторон не прекращены и подлежат продлению на три года в форме заключения дополнительного соглашения к указанному договору, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к администрации Погарского района Брянской области о понуждении к заключению договора аренды земельного участка – удовлетворить частично.

Обязать администрацию Погарского района Брянской области заключить с ФИО1 дополнительное соглашение к договору аренды от 07 сентября 2017 года земельного участка общей площадью 1154 кв.м., с кадастровым номером категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, предусматривающее увеличение срока действия указанного договора аренды с 02 июня 2020 года на 3 (три) года, не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Погарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Д.Е. Гузанов

Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2020 года