ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-208/20 от 20.02.2020 Нижнеилимского районного суда (Иркутская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

по делу № 2-208/2020

Город Железногорск-Илимский 20 февраля 2020 года

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Юсуповой А.Р.,

при секретаре Богачёвой М.А.,

с участием помощника прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Раздобудько В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-208/2020 по иску Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «ИГИРМА ЛЕС» об ограничении использования защитных лесов путем запрета на заготовку древесины,

УСТАНОВИЛ:

Усть-Илимский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Нижнеилимский районный суд Иркутской области к Обществу с ограниченной ответственностью «ИГИРМА ЛЕС» об ограничении использования защитных лесов путем запрета на заготовку древесины.

В обоснование исковых требований указано, что Усть-Илимской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения лесного законодательства проанализированы договоры аренды лесных участков, заключенные между агентством лесного хозяйства Иркутской области (ныне - Министерство лесного комплекса области) и обществом с ограниченной ответственностью «ИГИРМА ЛЕС». В ходе проведенного анализа установлено, что в нарушение требований ст.ст. 12, 25, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в соответствии с действующим договором аренды лесного участка, ООО «ИГИРМА ЛЕС» в целях заготовки древесины предоставлен лесной участок, расположенный в границах государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Озерный». Согласно условиям договора аренды от ****** заключенного между территориальным управлением агентством лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству и ООО «ИГИРМА ЛЕС», обществу в целях заготовки древесины передан лесной участок общей площадью 6662 га, расположенный в *** и относящийся к категории эксплуатационных. Вместе с тем, лесной участок, расположенный в *** то есть предоставленный ООО «ИГИРМА ЛЕС» в целях заготовки древесины по вышеуказанному договору аренды лесного участка расположен в границах особо охраняемой природной территории государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным профилем) «Озёрный». В свою очередь, в 2018 году ООО «ИГИРМА ЛЕС» фактически произведена заготовка *** куб.м. древесины в ***, что подтверждается данными отчета об использовании лесов за 2018 год. Согласно Разделу I лесохозяйственного регламента Нижнеилимского лесничества, на территории лесничества располагается особо охраняемая природная территория – государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Озерный», который образован в соответствии с Решением облисполкома от ****** «Об организации комплексного государственного охотничьего заказника «*** На основании постановления Губернатора Иркутской области от 09.11.2007 № 459-п «О сроке действия государственных природных заказников областного значения» заказник «Озёрный» признан постоянно действующим с сохранением границ и режима охраны, определенным Положением о комплексном государственном охотничьем заказнике «Озерный» областного значения, утвержденным Решением облисполкома от 09.12.1985 № 607. Согласно кадастровому делу № 90 государственного природного заказника регионального значения «Озёрный» общая площадь заказника составляет 40000 га. В соответствии со ст.24 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается, или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников. В силу п. I.1 раздела I Положения о комплексном государственном охотничьем заказнике «Озёрный» областного значения, утвержденным Решением облисполкома от 09.12.1985 № 607 (далее - Положение), заказник образован в Нижнеилимском районе с целью сохранения, воспроизводства и восстановления численности диких животных, обитающих на территории заказника, среды их обитания и поддержания целостности естественных сообществ. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 111 ЛК РФ, п. 2 Приказа министерства природных ресурсов РФ № 181 от 16.07.2007 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях», леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 24.03.2019 № 556 лесные участки, расположенные в границах государственного природного заказника «Озёрный», отнесены к защитным лесам. Положениями лесного законодательства установлены ограничения в осуществлении заготовки древесины (рубок лесных насаждений) в защитных лесах. Исходя из части 5.1 статьи 21 ЛК РФ, Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях утверждённых приказом МПР РФ № 181 от 16.07.2007, рубки лесных насаждений в защитных лесах могут быть осуществлены в случаях строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, необходимых для осуществления работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (если строительство, реконструкция, эксплуатация этих объектов не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации), в случае необходимости ухода за лесами (рубки ухода) и замены лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций. В иных случаях, в том числе в целях коммерческой заготовки древесины, рубки лесных насаждений в защитных лесах не допускаются ввиду того, что это противоречит целевому назначению защитных лесов и выполняемым ими полезным функциям. В ходе анализа представленной в межрайонную природоохранную прокуратуру документации (проект освоения лесов, договор аренды лесного участка, лесохозяйственный регламент Нижнеилимского лесничества), не установлены виды деятельности, позволяющие ООО «ИГИРМА ЛЕС» использовать лесной участок, относящийся к категории защитных лесов в целях заготовки древесины. Следовательно, использование ООО «ИГИРМА ЛЕС» лесного участка, расположенного в *** ч., относящегося к защитным лесам (леса расположенные на особо охраняемой природной территории), в целях заготовки древесины в отсутствие оснований для такой заготовки, свидетельствует о нарушении требований закона и посягательстве на публичные интересы (интересы охраны окружающей среды) и является незаконным. Одним из видов использования лесов, является использование лесов в целях заготовки древесины путем проведения рубок. Поскольку по условиям договора аренды *** от *** ООО «ИГИРМА ЛЕС» для заготовки древесины, предусматривающей рубку лесных насаждений, передан лесной участок, относящийся к категории защитных лесов в целях осуществления деятельности, которая в данной категории лесов запрещена, такая деятельность должна быть ограничена. Учитывая, что использование защитных лесов, в целях заготовки древесины, сопряженной с рубкой лесных насаждений, противоречит требованиям лесного законодательства, приводит к нарушению закона и угрожает причинению вреда окружающей среде, восстановление нарушенных прав неопределенного круга лиц, в силу перечисленных норм и ст. 1065 Гражданского кодекса РФ возможно путем запрета такой деятельности до устранения выявленных нарушений закона, а также понуждением устранить допущенные нарушения. Таким образом, с учетом установленного факта заготовки древесины в границах заказника, с целью восстановления права граждан на благоприятную окружающую среду, а также интересов государства по использованию лесных ресурсов деятельность ООО «ИГИРМА ЛЕС» по использованию защитных лесов в целях заготовки древесины подлежит ограничению. Использование лесов для осуществления деятельности, не связанной с их целевым назначением и полезными функциями, ставит под угрозу сохранение естественных экологических систем, посягает на права граждан на благоприятную окружающую среду, как следствие, ведет к нарушению публичных интересов общества и государства. В связи с чем, просят ограничить использование ООО «ИГИРМА ЛЕС» защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемой природной территории, в ***., предоставленные по договору аренды *** от ***, путем запрета на заготовку древесины.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Раздобудько В.О., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещены судом о дате, времени, месте судебного заседания надлежащим образом, посредством заказного письма с уведомлением, ходатайств не заявили.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился.

В связи с чем, суд с учетом мнения истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями ст. ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно Разделу I лесохозяйственного регламента Нижнеилимского лесничества, на территории лесничества располагается особо охраняемая природная территория – государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Озерный», который образован в соответствии с Решением облисполкома от 09.12.1985 № 607 «Об организации комплексного государственного охотничьего заказника «Озерный».

На основании постановления Губернатора Иркутской области от 09.11.2007 № 459-п «О сроке действия государственных природных заказников областного значения» заказник «Озёрный» признан постоянно действующим с сохранением границ и режима охраны, определенным Положением о комплексном государственном охотничьем заказнике «Озерный» областного значения, утвержденным Решением облисполкома от 09.12.1985 № 607.

Согласно кадастровому делу № 90 государственного природного заказника регионального значения «Озёрный» общая площадь заказника составляет 40 000 га.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается, или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников.

В силу п. I.1 раздела I Положения о комплексном государственном охотничьем заказнике «Озёрный» областного значения, утвержденным Решением облисполкома от 09.12.1985 № 607 (далее - Положение), заказник образован в Нижнеилимском районе с целью сохранения, воспроизводства и восстановления численности диких животных, обитающих на территории заказника, среды их обитания и поддержания целостности естественных сообществ.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 111 ЛК РФ, п. 2 Приказа министерства природных ресурсов РФ № 181 от 16.07.2007 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях», леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 24.03.2019 № 556 лесные участки, расположенные в границах государственного природного заказника «Озёрный», отнесены к защитным лесам.

Согласно статье 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1). Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2). Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4).

Согласно ч. 3 ст. 111 ЛК РФ проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 ЛК РФ, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч. 6 ст. 111 ЛК РФ).

Положениями лесного законодательства установлены ограничения в осуществлении заготовки древесины (рубок лесных насаждений) в защитных лесах.

Исходя из части 5.1 статьи 21 ЛК РФ, Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях утверждённых приказом МПР РФ № 181 от 16.07.2007, рубки лесных насаждений в защитных лесах могут быть осуществлены в случаях строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, необходимых для осуществления работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (если строительство, реконструкция, эксплуатация этих объектов не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации), в случае необходимости ухода за лесами (рубки ухода) и замены лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций. В иных случаях, в том числе в целях коммерческой заготовки древесины, рубки лесных насаждений в защитных лесах не допускаются ввиду того, что это противоречит целевому назначению защитных лесов и выполняемым ими полезным функциям.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одними из важнейших принципов осуществления хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, является охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.

Виды использования лесов, регламентированы нормами ч.1 ст. 25 ЛК РФ. Одним из видов использования лесов, является использование лесов в целях заготовки древесины путем проведения рубок.

Согласно ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

В соответствии с требованиями ст. 27 ЛК РФ использование лесов может быть ограничено в случаях и в порядке, которые предусмотрены лесным кодексом, другими федеральными законами. Допускается установление ограничений использования лесов в виде запрета на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, а также запрета на заготовку древесины.

Согласно ст. ст. 56, 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением требований в области охраны окружающей среды, подлежит ограничению по решению суда.

Учитывая, что использование защитных лесов, в целях заготовки древесины, сопряжённой с рубкой лесных насаждений, противоречит требованиям лесного законодательства, приводит к нарушению закона и угрожает причинению вреда окружающей среде, восстановление нарушенных прав неопределенного круга лиц, в силу перечисленных норм и ст. 1065 Гражданского кодекса РФ возможно путем запрета такой деятельности до устранения выявленных нарушений закона, а также понуждением устранить допущенные нарушения.

Руководящими положениями Постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ, ст. ст. 56, 80 Закона об охране окружающей среды).

Судом установлено, что в соответствии с действующим договором аренды лесного участка, ответчику ООО «ИГИРМА ЛЕС» в целях заготовки древесины предоставлен лесной участок, расположенный в границах государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Озерный».

Согласно условиям договора аренды от ****** заключенного между территориальным управлением агентством лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству и ООО «ИГИРМА ЛЕС», обществу в целях заготовки древесины передан лесной участок общей площадью 6662 га, расположенный в *** ч. и относящийся к категории эксплуатационных.

Лесной участок, расположенный в ***., то есть предоставленный ООО «ИГИРМА ЛЕС» в целях заготовки древесины по вышеуказанному договору аренды лесного участка расположен в границах особо охраняемой природной территории государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным профилем) «Озёрный».

Как указано в иске и пояснил представитель истца в судебном заседании, Усть-Илимской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения лесного законодательства проанализированы договоры аренды лесных участков, заключенные между агентством лесного хозяйства Иркутской области (ныне - министерство лесного комплекса области) и обществом с ограниченной ответственностью «ИГИРМА ЛЕС».

В ходе анализа представленной в межрайонную природоохранную прокуратуру документации (проект освоения лесов, договор аренды лесного участка, лесохозяйственный регламент Нижнеилимского лесничества), не установлены виды деятельности, позволяющие ООО «ИГИРМА ЛЕС» использовать лесной участок, относящийся к категории защитных лесов в целях заготовки древесины.

Следовательно, использование ООО «ИГИРМА ЛЕС» лесного участка, расположенного в *** ч., относящегося к защитным лесам (леса расположенные на особо охраняемой природной территории), в целях заготовки древесины в отсутствие оснований для такой заготовки, свидетельствует о нарушении требований закона и посягательстве на публичные интересы (интересы охраны окружающей среды) и является незаконным.

Таким образом, с учетом установленного факта заготовки древесины в границах заказника, с целью восстановления права граждан на благоприятную окружающую среду, а также интересов государства по использованию лесных ресурсов деятельность ООО «ИГИРМА ЛЕС» по использованию защитных лесов в целях заготовки древесины подлежит ограничению.

Использование лесов для осуществления деятельности, не связанной с их целевым назначением и полезными функциями, ставит под угрозу сохранение естественных экологических систем, посягает на права граждан на благоприятную окружающую среду, как следствие, ведет к нарушению публичных интересов общества и государства.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Каких-либо иных доказательств, опровергающих выводы суда по делу, ответчиком не представлены, в связи с чем, суд полагает правильным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.

На основании ст. 67 ГПК РФ, суд по своему внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности и каждое в отдельности, считает требования истца законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в том числе, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

Учитывая, что в соответствии со ст. 333.36 ч. 1 п. 9 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 6000 рублей (ст.ст. 333.19 НК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «ИГИРМА ЛЕС» об ограничении использования защитных лесов путем запрета на заготовку древесины, удовлетворить.

Ограничить использование Обществом с ограниченной ответственностью «ИГИРМА ЛЕС» защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемой природной территории в ***, предоставленные по договору аренды *** от ***, путем запрета на заготовку древесины.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ИГИРМА ЛЕС» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме – 27 февраля 2020 года, с которым стороны могут ознакомиться 28 февраля 2020 года.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.

Судья Юсупова А.Р.