ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-208/20 от 25.08.2020 Усть-куломского районного суда (Республика Коми)

11RS0018-01-2020-000353-09

УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 августа 2020 года по делу № 2-208/2020

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе судьи Мартынюк Т.В., при секретаре Плескач О.А.,

с участием истца ФИО13,

представителя ответчика ФИО14, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом гражданское дело по исковому заявлению ФИО13 к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании незаконным решения о снятии с учета граждан, имеющих право на получение выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, возложении обязанности восстановить на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий,

установил:

ФИО13 обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании незаконным решения о снятии с учета, лица, имеющего право на получение выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, и возложении обязанности восстановить на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий. В обоснование исковых требований указано, что истец замужем, является многодетной матерью, в семье пятеро детей. В настоящее время семья проживает по адресу: <адрес>. Квартира принадлежит трем совладельцам: истцу, матери истца – ФИО8 и младшей сестре истца – ФИО9. Из-за несогласия одного совладельца квартиры, муж – ФИО1, временно прописан по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, где проживает и по сей день. Постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ истец поставлена на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий составом семьи 5 человек. В связи с рождением сыновей – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в постановление администрации МР «Усть-Куломский» были внесены изменения. Постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ истец снята с учета на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, поскольку не представлены документы, подтверждающие факт совместного проживания гражданина и членов семьи. Не согласившись с принятым решением, истец обратилась в суд с указанным иском.

Истец ФИО13 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске. Дополнила, что с мужем проживает с 2010 года, в указанной квартире проживают с 2011 года, муж имеет временную регистрацию в квартире, поскольку мать не согласна зарегистрировать его постоянно. В 2015 году она обратилась в администрацию района, предоставила пакет документов, муж на то время так же имел в квартире временную регистрацию, администрация приняла решение и поставила семью истца на учет, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, составом семьи 5 человек. После рождения еще двоих сыновей, истец обратилась в администрацию, чтобы состав семьи был изменён, то есть не 5 человек, а 7 (она с мужем и пятеро детей), администрация внесла изменения в состав семьи. Поскольку квартира, где проживает семья истца, маленькая, в семье пятеро детей, истец с мужем приняли решение построить свой дом, но ДД.ММ.ГГГГ постановлением , истец, составом семьи семь человек, была снята с учёта на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, в связи с выявлением уполномоченным органом в представленных гражданами документах сведений, послуживших основанием для принятия их на учёт, но не соответствующих действительности, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет истца. В письме ответчик указал, что истцом не доказан факт совместного проживания истца и супруга истца, поскольку регистрация по месту жительства истца и её супруга различные. Дополнила, что муж постоянно проживает с ней и семьей по указанному адресу, имеет временную регистрацию в данной квартире, возможности прописать его в квартире постоянно нет.

Представитель ответчика ФИО14 исковые требования не признала, указала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. Дополнила, что истец представила в 2015 году такой же пакет документов, на учет её поставили ошибочно, ошибку выявили в 2020 году и сняли семью истца с учета. Адреса регистрации истца и её супруга разные, справку о составе семьи, выданную организацией частной формы собственности, осуществляющей управление жилым домом, подтверждающей факт совместного проживания гражданина и членов его семьи, с указанием занимаемой общей площади жилого помещения, истец не представила. Пояснила, что управляющих компания в Усть-Куломском районе Республики Коми нет. Администрация просит справку о зарегистрированных лицах, которая и является справкой о составе семьи, выданной организацией частной формы собственности, осуществляющей управление жилым домом, подтверждающей факт совместного проживания гражданина и членов его семьи, с указанием занимаемой общей площади жилого помещения.

Свидетель ФИО11 в суде рассказала, что является соседкой истца, живут рядом. Сразу после свадьбы, с июля 2010 года истец с мужем переехали в <адрес> по улице ФИО20 в <адрес> Республики Коми. Эта квартира принадлежит истцу, матери истца и сестре истца, отношения между ними хорошие. После того, как истец с мужем заехали в квартиру, сделали там косметический ремонт. Мужа истца зовут ФИО1, с 2010 году истец с мужем проживают вместе, не расходились, не разъезжались, имеют пятерых детей. Она видит эту семью почти каждый день, двери квартир истца и свидетеля рядом.

Свидетель ФИО12 в судебном заседании рассказала, что истец её соседка по квартире, свидетель живёт на первом, истец с семьёй на втором этаже. В 2010 году истец с мужем переехали в квартиру, до настоящего времени там живут вместе с детьми. Мужа зовут ФИО1, с 2010 года они живут вместе, не расходились.

Заслушав доводы сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно пп. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 № 30-РЗ.

В ст. 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, в том числе указаны молодые семьи.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 указанного Закона.

В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, поданных в уполномоченный орган по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону, с приложением, в том числе, справки о составе семьи, выданной организацией частной формы собственности, осуществляющей управление жилым домом, подтверждающей факт совместного проживания гражданина и членов семьи с указанием занимаемой общей площади жилого помещения.

В соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 3 указанного закона уполномоченный орган принимает решение о снятии с учета в случае утраты оснований, дающих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

Решением Совета сельского поселения «Помоздино» от ДД.ММ.ГГГГ № III-14/69 установлена учетная норма для постановки на учет граждан качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12 кв. на каждого члена семьи.

Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в этой части на территории МО МР «Усть-Куломский» осуществляет администрация МР «Усть-Куломский.

В ходе судебного следствия по делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключили брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ серии . После регистрации бака жене присвоена фамилия «ФИО20».

ДД.ММ.ГГГГ (в семье было трое детей) истец ФИО13 обратилась в администрацию МР «Усть-Куломский» с запросом о принятии на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.

Постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ истец признана имеющей право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья и поставлена учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий составом семьи 5 человек.

В связи с рождением сыновей ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ в абзац 2 пункта 2 постановления администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения слова «пять человек» заменены на «семь человек».

Истец ФИО13 имеет постоянную регистрацию по месту жительства по адресу: Республика Коми, <адрес>, ул. А.В. Уляшева<адрес>. Совместно с ней зарегистрированы дети: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; муж - ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (временно зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 46-47).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Коми, <адрес>, ул. А.В Уляшева, <адрес>, по <данные изъяты> доли являются ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, 14.05.19991 года рождения, и ФИО15 (ФИО20) ФИО13ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Как следует из сообщения ОМВД России по <адрес> РК от ДД.ММ.ГГГГФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован по месту жительства по адресу: Республика Коми, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: Республика Коми, <адрес>, ул. им. А.В. Уляшева, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В жилом помещении по адресу: <адрес>, кроме ФИО1, зарегистрирован ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (отец ФИО1).

На основании свидетельства о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имел регистрацию по месту пребывания по адресу: Республика Коми, <адрес>, ул. им. А.В. Уляшева, <адрес> (справка администрации сельского поселения «Помоздино» от ДД.ММ.ГГГГ).

ФИО1 в собственности недвижимое имущество не имеет.

Постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 снята с учета на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий. При этом, в качестве обоснования снятия истца с учета администрация МР «Усть-Куломский» ссылается на то, что представленные заявителем документы не подтверждают факт совместного проживания гражданина и членов семьи, что не соответствует п. 5 ч. 4 ст. 2 Закона Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».

Разрешая исковые требования по существу, суд исходит из следующего.

В силу ст. 31 Семейного кодекса РФ супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться в благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе занятий, места жительства и пребывания.

Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.

В ходе судебного следствия по делу установлено, что ФИО13 и ФИО1 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, воспитывают пятерых детей, ведут общее хозяйство, постоянным местом жительства семьи является жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, <адрес>, ул. А.В. Уляшева<адрес>, которое семья ФИО20 занимает с 2011 года, ФИО1 имеет временную регистрацию в данной квартире, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Свидетели ФИО11 и ФИО12 подтвердили, что истец с супругом, с лета 2010 года совместно проживают по адресу: <адрес>, ул. ФИО20, <адрес>; в семье пятеро детей, супруг истца всегда проживает вместе с семьёй.

Глава сельского поселения «Помоздино» в справке указал, что истец и супруг истца – ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживают совместно по адресу: Республика Коми, <адрес>, ул. А.В. Уляшева, <адрес>; истцом так же представлена справка о составе семьи из администрации сельского поселения «Помоздино», где в качестве членов семьи истца указаны пятеро детей и супруг истца (имеющей временную регистрацию).

Из справки участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес> РК следует, что на обслуживаемой им территории СП «Помоздино» по адресу: <адрес>, ул. А.В. Уляшева, <адрес>, начиная с июля 2010 года, проживают ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения со своим мужем – ФИО1 и совместными детьми: Святославом, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7. Семья характеризуется с положительной стороны.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО20 являются членами одной семьи, проживают совместно по адресу: <адрес>, ул. А.В. Уляшева, <адрес>, супруг истца постоянно, начиная с июля 2010 года, проживает с истцом и детьми, имеет по данному адресу временную регистрацию. Иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или по договору социального найма, супруги ФИО20 не имеют. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.

Ссылка администрации МР «Усть-Куломский» на отсутствие документа, подтверждающего факт совместного проживания истца и членов ее семьи со ссылкой на п. 5 ч. 4 ст. 2 Закона Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» в данном случае является несостоятельной. Справку о составе семьи, выданной организацией частной формы собственности, осуществляющей управление жилым домом, подтверждающей факт совместного проживания гражданина и членов семьи с указанием занимаемой общей площади жилого помещения, истец предоставить не может, поскольку организации частной формы собственности, осуществляющей управление жилым домом, в <адрес> не имеется.

На момент постановки семьи истца на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий составом семьи 5 человек истцом было представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания ФИО1 по адресу: <адрес>, ул. А.В. Уляшева<адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который подтверждал факт совместного проживания истца с супругом. Затем было предоставлено свидетельство о регистрации по месту пребывания ФИО1 по указанному адресу на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы истца о том, что без согласия иных собственников квартиры, где проживает семья истца, зарегистрировать супруга невозможно, а такого согласия от матери истец получить не может, суд разделяет, при этом суд руководствуется следующим.

Сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, а также порядок их взаимодействия с иными органами и лицами при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определены Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 984 (далее - Административный регламент).

Исходя из приведенных положений пунктов 49.4, 57.1 Административного регламента одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель должен представлять письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от всех участников долевой собственности только в том случае, если такая необходимость предусмотрена нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги по регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в том числе, на праве общей долевой собственности, регулируются нормами жилищного и гражданского законодательства о вселении в жилое помещение, о владении и пользовании им, поскольку право быть зарегистрированным по месту жительства в жилом помещении является производным от права вселиться, владеть и пользоваться этим жилым помещением.

Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены этим Кодексом.

При наличии нескольких сособственников жилого помещения положения статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации о правомочиях собственника жилого помещения владеть и пользоваться принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением подлежат применению в нормативном единстве с положениями статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации о владении и пользовании имуществом, находящимся в долевой собственности.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

По смыслу приведенной нормы, применительно к жилому помещению как к объекту жилищных прав (части 1 и 2 статьи 15, часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также принимая во внимание то, что жилые помещения предназначены для проживания граждан (пункт 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации и часть 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации), в отсутствие соглашения собственников жилого помещения о порядке пользования этим помещением, участник долевой собственности имеет право на предоставление для проживания части жилого помещения, соразмерной его доле, а при невозможности такого предоставления с учетом площади жилого помещения и других обстоятельств, право собственника может быть реализовано иными способами, в частности, путем требования у других собственников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Согласно п. 49. Приказа МВД России от 31.12.2017 N 984 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации"

одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет, в том числе, письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости).

Таким образом, участник общей долевой собственности на жилое помещение не обладает безусловным правом на вселение в него и, следовательно, на проживание в жилом помещении. Реализация собственником правомочий владения и пользования жилым помещением, находящимся в долевой собственности, зависит от размера его доли в праве собственности на это жилое помещение.

Поскольку установлено, что <адрес> по улице А.В. Уляшева в <адрес> РК принадлежит трём собственникам: истцу, её матери и сестре, то без согласия матери истца на регистрацию её супруга по месту жительства (постоянно), истец не имела возможности зарегистрировать его в квартире, где они с семьёй фактически проживают. Вместе с тем, законом ей предоставлено право регистрации по месту пребывания, чего и было сделано, начиная с ДД.ММ.ГГГГ; супруг истца непрерывно, по настоящее время имеет временную регистрацию по месту пребывания.

Регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства предусмотрен Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст. 3 Закона). Вместе с тем, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 указанного Закона, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, отсутствие постоянной регистрации супруга истца ФИО1 по месту жительства истца ФИО13 в одном жилом помещении, при условии их совместного проживания и наличия регистрации по месту пребывания, не свидетельствует об отсутствии семейных отношений или раздельном проживании гражданина (истца) и членов семьи (супруга).

В соответствии с ч. 4 ст. 50, ч. 2 ст. 51 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

<адрес> жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, жилого дома, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (ч. 5 ст. 15 ЖК РФ).

С учетом изложенного, принимая во внимание, что обеспечение общей площади жилого помещения на каждого члена семьи истца составляет менее учетной нормы (12 кв.м.), установленной решением Совета сельского поселения «Помоздино» от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика по снятию заявителя с учета на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, поскольку при рассмотрении дела установлен факт совместного проживания истца и членов его семьи по адресу: <адрес>, ул. А.В. Уляшева, <адрес>; нуждаемость данной семьи и право истца составом семьи семь человек состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО13 подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ФИО13 к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании незаконным решения о снятии с учета граждан, имеющих право на получение выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, возложении обязанности восстановить на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий удовлетворить.

Постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО13 (составом семьи 7 человек) с учета на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий признать незаконным.

Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» восстановить ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке граждан, состоящих на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», с составом семьи семь человек, с даты постановки на учет, то есть со ДД.ММ.ГГГГ.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.

Судья – Т.В. Мартынюк

Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2020 года