Дело № 2-208/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2018 года пос. Эгвекинот
Иультинский районный суд Чукотского автономного округа в составе: председательствующего судьи Востик А.П.,
при секретаре судебного заседания Николаенко А.В.,
с участием: старшего помощника прокурора Иультинского района Вавиловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иультинского района Чукотского автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
у с т а н о в и л:
Прокурор Иультинского района Чукотского автономного округа (далее прокурор) обратился в суд с заявлением к Администрации городского округа Эгвекинот Чукотского АО (далее Администрация) о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – воздушные и кабельные линии электропередач, трансформаторные подстанции, комплектные трансформаторные подстанции, здание котельной, всего 94 объекта. Требования мотивированы тем, что при проверке исполнения органами местного самоуправления законодательства об инвентаризации, техническом учете и государственной регистрации прав собственности на объекты жилищного фонда и топливно-энергетического комплекса, проведенной прокуратурой района, выявлен ряд объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территории муниципального образования городской округ Эгвекинот, не имеющих собственника. По результатам проверки выявлено 94 объекта недвижимого имущества, такие как воздушные линии электропередач (далее ВЛ), кабельные линии электропередач (далее КЛ), трансформаторные подстанции (далее ТП), комплектные трансформаторные подстанции (далее КТП), здание котельной, которые Администрацией ГО Эгвекинот в муниципальную собственность до настоящего времени не приняты, в реестре муниципального имущества не зарегистрированы, на баланс и обслуживание организациям коммунального и энергетического комплекса не переданы, а именно:
Поскольку указанные объекты недвижимого имущества собственника не имеют, то являются бесхозяйными, а поскольку они расположены на территории муниципального образования городской округ Эгвекинот, с учетом предоставленных федеральным законодательством полномочий органу местного самоуправления, постановка на учет данных объектов в качестве бесхозяйных является обязанностью Администрации.
Так как указанные объекты относятся к топливно-энергетическому комплексу и являются бесхозяйными, надлежащее содержание данного недвижимого имущества не обеспечено, что может привести к возникновению аварийных ситуаций и неблагоприятной обстановки угрожающей жизни и здоровью людей. Данные обстоятельства влекут нарушение прав неопределенного круга лиц - потребителей коммунальных услуг по теплоснабжению и энергоснабжению, проживающих на территории муниципального образования городского округа Эгвекинот, по бесперебойному обеспечению данными услугами в необходимых потребителям объемах. Просит обязать Администрацию ГО Эгвекинот обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу вышеуказанных объектов недвижимого имущества.
Участвующий в деле прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал, обосновав их доводами, указанными в заявлении, и просил суд возложить на Администрацию городского округа Эгвекинот Чукотского АО обязанность по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в сфере ТЭК.
Администрация городского округа Эгвекинот явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, просили рассмотреть дело в его отсутствие, в представленном в суд заявлении требования прокурора признали в части необходимости обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлениями о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в отношении 94 (девяносто четырех) объектов недвижимого имущества, и просили суд, увеличить срок подачи указанных заявлений с 6-ти месяцев заявленных прокурором до 1 (одного) года, в силу необходимости проведения большого объема кадастровых работы ввиду значительного количества подлежащих регистрации объектов.
Третье лицо, не заявлявшее самостоятельных требований, Управление финансов, экономики и имущественных отношений городского округа Эгвекинот явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, просили рассмотреть дело в его отсутствие, в представленном суду заявлении указали, что поддерживает позицию ответчика Администрации ГО Эгвекинот.
Суд, изучив требования, материалы дела и выслушав обоснования прокурора, приходит к следующему выводу.
По делу установлено, что по результатам проведенной прокуратурой Иультинского района по поручению прокурора округа от 25.01.2018 № проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства об инвентаризации, техническом учете и государственной регистрации прав собственности на объекты жилищного фонда и топливно-энергетического комплекса на территории муниципального образования городского округа Эгвекинот по данным Администрации выявлены воздушные и кабельные линии электропередач, трансформаторные подстанции, комплектные трансформаторные подстанции в количестве 94-х объектов ТЭК имеющих признаки бесхозяйных, являющихся недвижимым имуществом на территории муниципального образования (). Указанные объекты в установленном законом порядке бесхозяйными не признаны, на учет не поставлены, их правообладатель или балансодержатель не определен.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п.п. 3, 4 и 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей урегулированы Приказом Минэкономразвития России от 10 мая 2015 года № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
В соответствии с п.п. 2, 4 Приказа на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом (Администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Согласно пп. 22, 23 ст.35 Устава городского округа Эгвекинот Администрация ГО Эгвекинот осуществляет полномочия по организации теплоснабжения и энергоснабжения на территории городского округа, предусмотренных Федеральными законами «О теплоснабжении» и «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (л.д. 33-35).
В соответствии с пунктами 4.2 и 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07. 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон «О теплоснабжении»).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 6 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении» определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети.
В соответствии с вышеуказанной нормой Закона орган местного самоуправления в течение тридцати дней с даты выявления бесхозяйной тепловой сети обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание данных сетей.
Согласно п. 4 и п. 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления должны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые в свою очередь должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие объекты.
По информации, представленной Комитетом имущественных отношений Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа № от 22.12.2017, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Чукотском АО № от 17.01.2018 следует, что сведения в реестре федерального имущества на вышеуказанные объекты недвижимости отсутствуют ().
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что вышеуказанные воздушные и кабельные линии электропередач, трансформаторные подстанции, комплектные трансформаторные подстанции не имеют собственника, то есть являются бесхозяйными, что влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по электроснабжению и теплоснабжению населения, обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг, устранению аварий в процессе их эксплуатации, поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, то он обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия, в силу возложенных на него законом полномочий.
При этом суд не может принять во внимание доводы истца о том, что ответчик не предпринимает меры по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйного спорного имущества, поскольку как следует из материалов дела, меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного спорного имущества предпринимаются, что подтверждается муниципальным контрактом и договорами на проведение кадастровых работ в отношении вышеуказанных объектов от , , , , , , , , муниципальным контрактом по изготовлению необходимых справок Государственным автономным учреждением «Чукотский центр государственного технического архива» от 29.03.2018 ().
Между тем, до вынесения судебного решения отсутствие обращения Администрации в регистрирующий орган с заявлением о постановке указанных объектов электротеплоснабжения на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями части 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Учитывая изложенное, а также то, что с обращением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в количестве 94 объектов ТЭК может лишь Администрация городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа, что требует значительной работы по подготовке необходимых документов, суд считает возможным установить для исполнения данной обязанности ответчику срок в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск прокурора Иультинского района Чукотского автономного округа к Администрации городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Эгвекинот обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу по следующим объектам недвижимого имущества, расположенным:
- в –
- ;
-
.;
- ;
- ;
- .
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Иультинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.П. Востик