ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-208/2021 от 20.05.2021 Бородинского городского суда (Красноярский край)

по гражданскому делу № 2-208/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Бородинский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Феськовой Т.А.,

с участием истца Дудникова Е.В.,

представителя истца на основании доверенности Панюкова А.В.,

при секретаре Киреёнок О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дудникова Евгения Викторовича к Публичному акционерному обществу «Аэрофлот - Российский авиалинии» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Дудников Е.В. обратился в суд к ответчику Публичному акционерному обществу «Аэрофлот - Российский авиалинии» (ПАО «Аэрофлот») с иском о защите прав потребителей по тем основаниям, что 04 февраля 2020 г. истцом были приобретены авиабилеты ПАО «Аэрофлот» на рейс SU 2852 маршрут Красноярск-Симферополь, дата вылета 10 июля 2020 г. 20:55, на также на рейс SU 2853 маршрут Симферополь-Красноярск, дата вылета 26 июля 2020 г. в 00:05 часов. Указанные авиабилеты оформлены на 4-х пассажиров: Дудникова Е.В., Дудникову М.Н., Дудникова М.Е., Дудникова Г.Е. Указанные авиабилеты были оплачены безналичным способом с применением банковской карты. Общая стоимость билетов составила 96814 рублей. 02 июня 2020 г. стало известно о том, что вышеуказанные рейсы отменены, впоследствии истец обращался в ПАО «Аэрофлот» за разъяснениями о порядке возврата денежных средств, однако истцу было отказано без объяснения причин. Истец просит суд взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства в размере 96814 рублей, неустойку за неисполнение условий договора воздушной перевозки пассажиров в размере 96814 рублей и компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлён, от представителя ответчика по доверенности Есипова С.В. поступили возражения на исковое заявление, из которых следует, что 21 мая 2020 г. в связи с отменой рейсов SU 2852 10 июля 2020 г. и SU 2853 26 июля 2020 г. пассажиры автоматически были перебронированы на рейсы, выполняемые авиакомпанией АО «Авиакомпания «Россия» 11 июля 2020 г. и 26 июля 2020 г. 02 июня 2020 г. - 03 июня 2020 г. посредством автоматизированной системы голосового и смс-оповещения пассажиры были извещены об отмене указанных рейсов с последующим направлением информации на электронную почту пассажиров. 02 июня 2020 г. бронирование было аннулировано. Авиабилеты истца не были использованы к перевозке, возврат денежных средств по неиспользованным авиабилетам не производился. Полагает, что требование истца о взыскании денежных средств не подлежит удовлетворению, поскольку не наступил установленный законодательством срок возврата провозной платы в условиях введения режима повышенной готовности на территории РФ. В соответствии с Положением, утверждённым постановлением Правительства РФ от 06 июля 2020 г. № 991, которое применяется к договорам, подлежащим исполнению с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам, заключённым до 1 мая 2020 г., с учётом того, что авиабилеты истца были оформлены 04 февраля 2020 г., а перелёты по ним должны были состояться после 18 марта 2020 г., возврат денежных средств пассажиру подлежит исполнению по истечении 3-х лет с момента, когда должен быть осуществлён вылет рейса, указанного в билете, то есть не ранее 10 июля 2023 г. (п. 6 Положения). Кроме того, в соответствии с п. 5 Положения пассажир по отменённым в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 рейсам вправе использовать уплаченные за билет денежные средства в счёт будущих авиаперевозок в течение 3-х лет с момента отмены рейса. Исключение составляют льготные пассажиры. Истец доказательств того, что он является льготным пассажиром, не представил. Требование о взыскании неустойки на основании ст. 28, 29, 31 Закона ОФ «О защите прав потребителей» не подлежит удовлетворению, т.к. данная норма не применима к правоотношениям, возникшим из договора воздушной перевозки. Требование о компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению, поскольку факт причинения истцу ответчиком нравственных или физических страданий, вины ответчика в причинении истцу морального вреда не установлены. Просит в иске отказать в полном объёме, дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.

Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации... В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" особенности исполнения и расторжения договоров перевозки пассажиров, предусмотренные статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации,.. . применяются к договорам перевозки пассажиров, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В силу подпункта «б» пункта 6 статьи 4.1 вышеуказанного закона органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме: повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

В пункте 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённым постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715, указан код заболевания «В 34.2» и наименование «коронавирусная инфекция (2019-nCoV)».

Согласно пунктам 1-6 постановление Правительства РФ от 06.07.2020 N 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части" 1. Настоящее Положение устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения. Настоящее Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г. Настоящее Положение не применяется в отношении воздушных перевозок пассажиров, осуществляемых по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру). В случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке: а) изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута (изменение прямого маршрута на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), типа воздушного судна). Изменение условий договора осуществляется в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации; б) отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении. 4. При отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в пункте 1 или подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении. 5. В случаях, указанных в подпункте "б" пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика. Пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами. Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки, при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки. Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика. 6. Денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения. На сумму оплаченной провозной платы подлежат начислению проценты за пользование денежными средствами. Размер процентов за пользование денежными средствами определяется ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы этих средств пассажиру, но не позднее окончания 4-летнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете. На сумму оплаченной провозной платы, использованной для оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, проценты не начисляются.

В судебном заседании установлено, что 04 февраля 2020 г. через сайт ПАО «Аэрофлот» были оформлены авиабилеты № 5552124339297, № 5552124339298, № 5552124339299, № 5552124339300 на пассажиров Дудникова Е.В., Дудникова М.Е., Дудникову М.Н., Дудникова Г.Е. на рейсы SU2852 с датой отправления 10 июля 2020 г. и SU2853 с датой отправления 26 июля 2020 г. по маршруту Красноярск-Симферополь-Красноярск.

Полная стоимость авиабилетов составляла 96814 рублей: 25532 рубля за каждый из трёх билетов и 20218 рублей - за билет для ребёнка до 12 лет.

С 16 марта 2020 г. Постановлением Правительства Красноярского края от 16 марта 2020 г. № 152-п, Указом Губернатора Красноярского края от 24 марта 2020 г. № 66-уг в Красноярском крае введён режим повышенной готовности.

В Республике Крым с 17 марта 2020 г. Указом Главы Республики Крым от 17 марта 2020 г. № 63-У введён режим повышенной готовности.

Также 02 июня 2020 г. контакт-центром было аннулировано бронирование авиабилетов.

Таким образом, авиабилеты № 5552124339297, № 5552124339298, № 5552124339299, № 5552124339300 на пассажиров Дудникова Е.В., Дудникова М.Е., Дудникову М.Н., Дудникова Г.Е. использованы не были, денежные средства за неиспользованные денежные средства возвращены не были.

Исходя из установленных обстоятельств, учитывая положения правовых норм, устанавливающих при отмене в связи с COVID-19 перевозчиком рейса право пассажира в течение трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете, зачесть оплату по нему в счёт оплаты услуг по иному рейсу; по истечении трёх лет с даты отправления рейса, указанного в билете, вернуть уплаченную сумму, принимая во внимание, что срок для возврата денежных средств за авиабилеты истца не наступил, требования истца об их возврате удовлетворению не подлежат.

Учитывая, что требования о взыскании уплаченных денежных средств за авиабилеты не подлежат удовлетворению, правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, являющихся производными от основного требования, у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Дудникова Евгения Викторовича к Публичному акционерному обществу «Аэрофлот - Российский авиалинии» о защите прав потребителей отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Бородинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Т.А. Феськова

Решение в окончательной форме принято 27 мая 2021 г.