ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-208/2021 от 21.04.2021 Липецкого районного суда (Липецкая область)

Дело № 2-208/2021

УИД 48RS0005-01-2020-002574-94

Решение

Именем Российской Федерации

21 апреля 2021 года г. Липецк

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Риффель В.В.

при секретаре Швецовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Попадьиной Н.Н. к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании права на заключение договора аренды земельного участка,

установил:

Истец Попадьина Н.Н. обратилась в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании права на заключение договора аренды земельного участка. В обоснование заявленных требований указала, что в апреле 2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, на которое 19.04.2018 ответчик выдал решение о предварительном согласовании предоставления ей в аренду данного земельного участка с кадастровым номером , площадью 2029 кв.м. Согласно п. 2 указанного решения обязательным условием предоставления земельного участка в аренду является выполнение работ по уточнению границ земельного участка. Истица выполнила условия данного пункта решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области. После выполнения указанных работ она не предполагала, а решение Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области не содержало в себе дополнительных требований относительно обращения к ответчику с какими-либо заявлениями. Исходя из этого истица, а также в силу своего возраста считала, что выполнила все условия, необходимые для получения спорного земельного участка в аренду. 10.09.2020 ответчик направил в ее адрес ответ, согласно которому ей было отказано в предоставлении земельного участка в аренду в связи с истечением срока предварительного согласования предоставления земельного участка. Согласно ответу от 10.09.2020 срок предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду составляет 2 года и, таким образом, истек 19.04.2020. Истица считает решение ответчика незаконным. Она является инвалидом, ее возраст 71 год. В соответствии с Постановлением администрации Липецкой области от 26.03.2020 № 159 «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области» для лиц старше 65 лет с 28 марта и до настоящего времени введен режим самоизоляции по месту жительства, в связи с чем истица по объективным причинам не могла покидать место своего проживания. Считает, что данный факт позволяет ей требовать от ответчика увеличения срока действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Кроме того, данный земельный участок является смежным с земельным участком, который принадлежит ее сыну, и на котором располагается жилой дом, также принадлежащий ему на праве собственности. Просит обязать ответчика заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером . В последующем истица уточнила исковые требования, просила признать за ней право на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 2029 кв.м. Признать право на увеличение срока действия решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 19.04.2018 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 2029 кв. м, в аренду Попадьиной Н.Н. на срок 2 года.

В судебное заседание истец Попадьина Н.Н. не явилась, извещена надлежащим образом. Его представитель по доверенности Стеганцев Е.О. в судебном заседании заявленные требований поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель по доверенности Лаптева С.А. возражала против удовлетворения требований истца, указывая на то, что правовых оснований для заключения договора аренды спорного земельного участка не имеется. Срок предварительного согласования предоставления земельного участка истек. Попадьиной Н.Н. документы, подтверждающие факт, что она относится к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, или состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области не были представлены. Истица с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в Управление не обращалась.

Выслушав представителя истицы, исследовав материалы дела, суд заявленные исковые требования находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (ст. 607 ГК РФ).

В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Законом Липецкой области от 26.12.2014 №357-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области» к полномочиям органов государственной власти на неограниченный срок, но не менее срока полномочий Липецкого областного Совета депутатов отнесены полномочия органов местного самоуправления городского округа город Липецк, полномочия органов местного самоуправления Липецкого муниципального района по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с пунктом 2.29 Положения об управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 07.10.2010 №402-р Управление предоставляет земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа город Липецк и сельских поселений, входящих в состав Липецкого муниципального района, заключает в отношении таких участков договоры мены, соглашения об установлении сервитута, заключает соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа город Липецк и сельских поселений, входящих в состав Липецкого района, а также принимает решения о перераспределении указанных земель и земельных участков и выдает разрешения на их использование.

Из материалов дела следует, что 18.08.2020 Попадьина Н.Н. обратилась в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2029 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Ответом Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 10.09.2020 в предоставлении вышеуказанного земельного участка Попадьиной Н.Н. отказано на основании подпункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

В соответствии со статьей 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

На основании вышеуказанного подпункта, согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» решением Управления от 19.04.2018 №1190-3 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Попадьиной Н.Н.», последней предоставлен данный земельный участок по заявлению от 22.03.2018.

Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с действующим земельным законодательством составляет два года (пункт 14 статьи 39.15 ЗК РФ), что и указано в тексте самого решения (пункт 5).

Вместе с тем на момент обращения Попадьиной Н.Н. в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением от 18.08.2020 за предоставлением земельного участка в аренду срок действия решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 19.04.2018 истек.

Само по себе проведение Попадьиной Н.Н. кадастровых работ в отношении земельного участка являлось необходимым условием для предоставления истице земельного участка с кадастровым номером согласно решению Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 19.04.2018 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.

Вместе с тем в период действия решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 18.04.2018 Попадьина Н.Н. с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду не обращалась. Доказательств обратного суду не представлено.

Более того, из содержания искового заявления следует, что истица полагала, что проведением кадастровых работ в отношении спорного земельного участка она выполнила все условия, необходимые для получения спорного земельного участка в аренду. Какого-либо заявления в установленный срок она не подавала.

Из материалов дела следует, что Попадьиной Н.Н. к заявлению о предоставлении земельного участка была приложена копия справки об инвалидности, выданная ДД.ММ.ГГГГ, серия , с установлением инвалидности бессрочно.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, на государство возложены обязанности по обеспечению государственной поддержки и инвалидов, развитию системы социальных служб, установлению государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся положения части 16 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181- ФЗ, закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем статья 17 вышеуказанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до первого января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до первого января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Законом Липецкой области от 18.08.2006 №318-03 «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» определены форма и порядок обеспечения жильем указанных граждан, в том числе, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, вставших в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до первого января 2005 года.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после первого января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Порядок предоставления жилого помещения по договорам социального найма указанным категориям граждан регламентируется Жилищным кодексом Российской Федерации, с применением учетной нормы жилого помещения.

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (части 3,4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется, исходя из суммарной общей площади всех указанных помещений (часть 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.

С учетом изложенного, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из обстоятельств, имеющим юридическое значение и подлежащим установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Установление данного, юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса нахождения инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

Указанная правовая позиция изложена в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда от 04.03.2014 №91-КГ13-9, Определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2015 № 53-КГ-14-22, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 № 893-0.

Попадьиной Н.Н. документы, подтверждающие тот факт, что она относится к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, предусмотренном статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, на момент рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду не представлены.

Таких документов не содержат и материалы гражданского дела. Вопрос о нуждаемости Попадьиной Н.Н. в улучшении жилищных условий для предоставления земельного участка в аренду как инвалиду в соответствии с жилищным законодательством Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области не исследовался ввиду не представления соответствующих документов.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о правомерности приятого Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером в соответствии с подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов).

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок предоставляется в аренду гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства с учетом норм статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (опубликование извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов).

При этом Попадьина Н.Н. с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области не обращалась.

На основании изложенного суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных Попадьиной Н.Н.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Попадьиной Н.Н. к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании права на заключение договора аренды земельного участка - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд Липецкой области.

Судья В.В. Риффель

Мотивированное решение изготовлено: 28.04.2021.