Дело № 2-2090/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2018г. Санкт-Петербург
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего – судьи А.Н. Рябинина,
при секретаре – П.И. Мозгалевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга обратился в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обосновании заявленных требований указав, что Прокуратурой Красногвардейского района Санкт-Петербурга проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» информации в целях защиты прав нравственности, здоровья, прав, законных интересов других лиц. В ходе проверки был проведён осмотр Интернет-сайтов: httр://гоsргоizvоditеl.гu/sеrviсеs/14536-bоrbа-konkurentami-putem-gosproverok, httр://спб.бесплатныеобъявления.рф/оbуаvlеniе/850754.html, http://www.proizvoditeli-rossii.ru/uslugi/prochie-uslugi/1319-agentstvo-gosproverka. Осмотром установлено, что на указанных Интернет-страницах выявлены информационные материалы, содержащие предложения за вознаграждение инициировать проверки конкурентов государственными органами. В соответствии с требованиями, предусмотренными ст.ст. 9, 10, 15 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон), ограничение доступа к информации возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. В соответствии со ст. 3 Федеральный закон от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц, недопустимость про водимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Таким образом, вышеуказанные сайты содержат перечень возмездных услуг по инициированию проверки конкурентов государственными органами, что повлечет за собой воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, причинение убытков и ущерба. Прокурор просил признать информацию, распространяемую на Интернет-сайтах по сетевым адресам: httр://гоsргоizvоditеl.гu/sеrviсеs/14536-bоrbа-konkurentami-putem-gosproverok, httр://спб.бесплатныеобъявления.рф/оbуаvlеniе/850754.html, http://www.proizvoditeli-rossii.ru/uslugi/prochie-uslugi/1319-agentstvo-gosproverka, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации для последующего включения указанных сетевых адресов в Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, направив копию решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ для включения вышеперечисленных сетевых адресов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать, сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Помощник прокурора в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Заинтересованное лицо – представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте рассмотрения заявления, возражений по заявлению не представил.
Изучив и оценив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе мониторинга средств массовой информации и согласно акту осмотра от 12.12.2017г., установлено, что при осмотре на Интернет-сайтах: httр://гоsргоizvоditеl.гu/sеrviсеs/14536-bоrbа-konkurentami-putem-gosproverok, httр://спб.бесплатныеобъявления.рф/оbуаvlеniе/850754.html, http://www.proizvoditeli-rossii.ru/uslugi/prochie-uslugi/1319-agentstvo-gosproverka, представленные для осмотра фотоснимки, сделанные с указанием файлов, находятся в свободном для всех без исключения граждан, сайты не содержат ограничений к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста, размещены информационные материалы, содержащие предложения за вознаграждение инициировать проверки конкурентов государственными органами.
В ходе проведенной проверки установить юридическое (физическое) лицо, которому принадлежат Интернет-страницы не представилось возможным.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Так, согласно п. 6 ст. 10 Закона запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков, а также служебный подлог является уголовно наказуемыми деяниями, за которые предусмотрена уголовная ответственность ст.ст. 292, 327 УК РФ.
В силу п. 1 ст. 9 указанного Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно положениям статьи 15.1 Закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» (ч. 1).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 3).
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, являются: 1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети Интернет: а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера; б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений; в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства; г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами; 2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5).
В соответствии со ст. 3 Федеральный закон от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц, недопустимость про водимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
На основании п. 2 ст. 9 названного закона, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 10 закона основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации.
Многочисленные проверки контролирующих органов негативно влияют на развитие малого и среднего бизнеса, экономики Российской Федерации в целом.
В соответствии со ст. 14.1 Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.
Согласно п.6 ст.10 указанного закона запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность.
За воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности статьей 169 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.
За недобросовестную конкуренцию статьей 14.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с распространением в телекоммуникационной сети «Интернет» информации о предоставлении услуг по инициации проверки конкурентов государственными органами за вознаграждение, что повлечет за собой воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, причинение убытков и ущерба.
Кроме того, распространённая на указанных Интернет-сайтах Информация, пропагандирующая инициацию проведения проверок конкурентов за вознаграждение, а значит совершение уголовно наказуемых деяний, подрывает конституционный, экономический строй и авторитет Российской Федерации, а также основы нравственности граждан России, способствует развитию коррупции, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих доступ к ней.
Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, и муниципальных образований.
Таким образом, требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению. Информация, распространяемая на Интернет-сайтах по сетевым адресам: httр://гоsргоizvоditеl.гu/sеrviсеs/14536-bоrbа-konkurentami-putem-gosproverok, httр://спб.бесплатныеобъявления.рф/оbуаvlеniе/850754.html, http://www.proizvoditeli-rossii.ru/uslugi/prochie-uslugi/1319-agentstvo-gosproverka может быть признана информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации для последующего включения указанных сетевых адресов в Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 67, 68, 71, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать информацию, распространяемую на Интернет-сайтах по сетевым адресам: httр://гоsргоizvоditеl.гu/sеrviсеs/14536-bоrbа-konkurentami-putem-gosproverok, httр://спб.бесплатныеобъявления.рф/оbуаvlеniе/850754.html, http://www.proizvoditeli-rossii.ru/uslugi/prochie-uslugi/1319-agentstvo-gosproverka, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.
Направить копию решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ для включения вышеперечисленных сетевых адресов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать, сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья: подпись
Мотивированное решение изготовлено 05.03.2018г.