ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2090/18 от 28.05.2018 Пушкинского городского суда (Московская область)

Дело №2-2090/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2018 года

г.Пушкино Московская область

Пушкинский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Чуткиной Ю.Р.

при секретаре Савченкове – Белятко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоренкова Александра Вячеславовича к администрации Пушкинского муниципального района Московской области о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду незаконным, обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду,

установил:

Истец обратился в суд с иском, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просит признать незаконным отказ администрации Пушкинского муниципального района <адрес> от 27.09.2017г. по вопросу предварительного согласования предоставления Сидоренкову А.В. земельного участка в аренду на оставшийся срок, площадью 655 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, обязать администрацию Пушкинского муниципального района <адрес> принять решение о предварительном согласовании предоставления Сидоренкову А.В. в аренду на оставшийся срок земельного участка, площадью 655 кв.м, с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: <адрес>.

В обоснование иска указано, что истцу на основании постановления Главы администрации Царевского сельского округа <адрес> от 28.07.1998г. был предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 655 кв.м, категория земель земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства расположенный по адресу: <адрес>; до настоящего момента договор аренды не заключался, однако арендные отношения сложились, задолженности по арендным платежам нет; данные о земельном участке были внесены в ЕГРН и ему присвоен кадастровый ; в целях оформления арендных отношений надлежащим образом истец неоднократно обращался в администрацию Пушкинского муниципального района с просьбой заключить договор аренды, однако, разрешить данный вопрос во внесудебном порядке не удалось, заявителю было отказано в заключении договора аренды земельного участка; отказ администрации Пушкинского муниципального района по данному вопросу истец считает необоснованным, незаконным и нарушающим его права; с 1998года между сторонами существуют фактически сложившиеся арендные отношения указанного земельного участка, истец оплачивает арендные платежи, администрация все эти годы принимает данные платежи, о прекращении арендных отношений сторонами не заявлялось, данные обстоятельства подтверждаются ответом администрации <адрес> от 26.07.2017г. -КУИ; арендные отношения между сторонами сложились с <дата>г., однако, в связи с изменениями в земельном законодательстве оформление письменного договора аренды земельного участка, что не представляется возможным во внесудебном порядке.

Истец Сидоренков А.В. в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен, воспользовался процессуальным правом ведения дела через представителя (ст.48 ГПК РФ).

В судебном заседании представитель истца по доверенности Сальников А.И. исковые требования в уточненной редакции поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Пушкинского муниципального района <адрес> по доверенности Бессонова О.С. в судебном заседании иск не признала, ссылалась законность оспариваемого отказа администрации Пушкинского муниципального района <адрес>.

Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещались, возражений относительно заявленных требований не представили.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы приобщенного гражданского дела , находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей <адрес> от <дата> N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>", вступившего в силу <дата>, установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 6 части 1); реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 этой статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа <адрес>, осуществляется при наличии согласия <адрес> или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти <адрес>, предоставляемого в порядке, установленном <адрес> (часть 3).

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.

На основании п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; он включает в себя:

1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Пунктами 1 и 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации регламентированы вопросы содержания заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и документов, которые к нему прилагаются.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам их рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно п. 17 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.

Истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1200 кв.м по адресу: <адрес>; граница участка установлена (гр.дело л.д.27,28).

На основании постановления Главы администрации Царевского сельского округа <адрес> от 28.07.1998г. истцу был предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 655 кв.м, категория земель земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства расположенный по адресу: <адрес>; из Постановления следует, что согласно Договору дарения от 02.12.1997г. жилой <адрес> и земельный участок площадью 1200 кв.м принадлежит на праве собственности Сидоренкову А.В., по факту пользования размер участка равен 1855 кв.м, в связи с чем Сидоренков А.В. просил передать в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 655 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.6).

Как следует из кадастрового паспорта, данный земельный участок 28.07.1997г. поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый , граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д.9).

В целях оформления арендных отношений надлежащим образом истец неоднократно обращался в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлениями о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду; истцу было разъяснено право на обращение с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, которое должно быть подготовлено в соответствии со ст.39.15 ЗК РФ (л.д.7,10); при этом факт того, что арендные отношения между сторонами сложились, подтвержден ответчиком в письме от 26.07.2017г. (л.д.7).

Истец оплачивает арендные платежи за данный земельный участок, что подтверждается представленными в материалы дела копиями квитанций ( л.д. 8,53-61).

21.09.2017г. истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером площадью 655 кв.м, категория земель земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства расположенный по адресу: <адрес>, на оставшийся срок с учетом постановления Главы администрации Царевского сельского округа <адрес> от 28.07.1998г. (л.д.38).

27.09.2017г. Комитетом по управлению имуществом администрации пушкинского муниципального района принято решение об отказе истцу в предварительном согласовании предоставления в аренду указанного выше земельного участка, мотивированное тем, что Решением Совета депутатов сельского поселения Царевское от 10.12.2013г. "Об утверждении землепользования и застройки частей территории сельского поселения Царевское Пушкинского муниципального района <адрес>" утверждены Правила землепользования и застройки части территории муниципального образования сельского поселения Царевского Пушкинского муниципального района; согласно заключению Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес> от 26.09.2017г. Их.-89023, вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» регламентом территориальной зоны Ж-3, в которой расположен испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки части территории сельского поселения Царевское Пушкинского муниципального района <адрес>, не предусмотрен. (л.д.12).

В пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) говорится о том, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 упомянутой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (абзац первый пункта 2 статьи 7 ЗК РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац третий пункта 2 статьи 7 ЗК РФ).

Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Постановлением Главы администрации Царевского сельского округа <адрес> от 28.07.1998г. истцу был предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 655 кв.м, категория земель земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства расположенный по адресу: <адрес>, т.е. предоставлен ранее дня утверждения соответствующего классификатора.

Разрешенное использование земельных участков определяется и с учетом градостроительного законодательства (статья 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, принятие которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 11 ЗК РФ).

Решением Совета депутатов сельского поселения Царевское Пушкинского муниципального района <адрес> от 10.12.2013г. утверждены Правила землепользования и застройки части территории муниципального образования сельское поселение Царевское Пушкинского муниципального района <адрес> – населенные пункты: <адрес>, д.Останкино, д.Лепешки, д.назарово, д.Шаблыкино, д.Чекмово, д.Березняки, <адрес>, д.Никулино, д.Федеровское, <адрес>, д.Михайловское, д.Веденское, <адрес>.

Указанными Правилами в Параметрах разрешенного использования земельных участков предусматрены, в том числе территориальные зоны: Ж-2 «Зона смешанной застройки среднеэтажными и малоэтажными жилыми домами», Ж-3 «Зона индивидуальной жилой застройки».

Решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района от 18.01.2017г. были внесены изменения в отношении части территории сельского поселения Царевское Пушкинского муниципального района <адрес>- населенные пункты: <адрес>, д.Аксенки, д.Грибово, д.Жуковка, д.Ивошино, д.Коптелино, д.Невзорово, д.Старое село, д.Фомкино, <адрес>, при этом, в отношении населенного пункта – <адрес> изменения не внесены.

Согласно заключению Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес> от 26.09.2017г. Их.-89023, вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» регламентом территориальной зоны Ж-3, в которой расположен испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденными Решением Совета депутатов сельского поселения Царевское Пушкинского муниципального района <адрес> от 10.12.2013г., Правилами землепользования и застройки части территории сельского поселения Царевское Пушкинского муниципального района <адрес>, не предусмотрен; вместе с тем, в графах 2.1, 3.1 указано, что данный земельный участок расположен в жилой территориальной зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж-2), включен в состав основных видов разрешенного использования.

Согласно карте функционального зонирования земельный участок, прилегающий к земельному участку с кадастровым номером , разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, который находится в собственности истца, расположен в территориальной зоне Ж-2.

В материалы дела ответчиком не представлено каких-либо письменных доказательств отнесения земельного участка с кадастровым номером к территориальной зоне Ж-3, отсутствуют результаты наложения данного земельного участка на картографический материал, подтверждающий расположение земельного участка в территориальной зоне Ж-3.

Оценив представленные доказательства в порядке ст.67 ГПК РФ, суд находит отказ администрации Пушкинского муниципального района <адрес> в предварительном согласовании предоставления истцу в аренду земельного участка, оформленный письмом от 27.09.2017г., незаконным, и полагает необходимым обязать ответчика повторно рассмотреть заявление Сидоренкова А. В. от 21.09.2017г. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 655 кв.м с кадастровым номером для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>.

Руководствуясь ст.194-199ГПК РФ, суд

решил:

Иск Сидоренкова А. В. к администрации Пушкинского муниципального района <адрес> о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду незаконным, обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду удовлетворить.

Признать отказ администрации Пушкинского муниципального района <адрес> в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 655 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, оформленный письмом от 27.09.2017г., незаконным.

Обязать администрацию Пушкинского муниципального района <адрес> в установленном порядке повторно рассмотреть заявление Сидоренкова А. В. от 21.09.2017г. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 655 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме -14.08.2018г.

Судья: