Дело № 2-229/2022
32RS0003-01-2021-002620-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Брянск 18 февраля 2022 года
Брянский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Слупуховой Н.А.,
при секретаре Семерневой А.М.,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя 3-го лица Департамента строительства Брянской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Глинищевской сельской администрации о признании незаконными решения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, указав, что с 2019 года состоял на учете в Глинищевской сельской администрации как нуждающийся в улучшении жилищных условий с составом 3 человека – супруга и дочь. Постановлением Глинищевской сельской администрации от 21 июня 2021 года №70 снят с жилищного учета в связи с неправомерностью постановки, поскольку, по мнению ответчика, не истек пятилетний срок со дня продажи жилого помещения его матерью, членом семьи которой является ФИО1.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в суд и просил признать незаконными и отменить решение Глинищевской сельской администрации от 21 июня 2021 года №70 о снятии его с жилищного учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать Глинищевскую сельскую администрацию восстановить его в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в соответствии с очередностью на момент снятия ФИО1 с учета.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные исковые требования и просили об их удовлетворении.
Представитель 3-го лица Департамента строительства Брянской области ФИО3 указал об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, просил в иске отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От ответчика администрации Брянского района имеется ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы, суд приходит к следующему.
Положениями ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Частью 2 приведенной статьи установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Из указанных положений закона следует, что жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.
Выделение социальных выплат на приобретение жилья гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненным к ним лицам, осуществляется по дате подачи заявления в органы местного самоуправления в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ №153 от 21 марта 2006 года, Законом РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечение жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
На основании п.21 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, органы местного самоуправления, осуществляющие учет граждан, осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с п.19 Правил, а также полученных указанными подразделениями, органами и администрацией в соответствии с п.20(1) Правил. По результатам проверки прин6имается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы.
Таким образом, органом местного самоуправления должно быть установлено, является ли гражданин нуждающимся и соответствует ли гражданин требованиям Правил.
Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Глинищевской сельской администрации №76 от 21 августа 2019 года, ФИО1 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет граждан участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», как выехавший добровольно из зоны проживания с правом на отселение, в соответствии с ст.53 ЖК РФ с составом 3 человека.
Постановлением Глинищевской сельской администрации Брянского района №70 от 21 июня 2021 года ФИО1 снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку не истек пятилетний срок со дня продажи жилого дома матерью истца (договор купли-продажи от 7 июня 2019 года), которая является членом его семьи (ст.31 Жилищного кодекса РФ), в котором проживала семья ФИО1 (он, его супруга и дочь).
Как следует из постановления, в основу такого вывода положен выявленный ответчиком факт намеренного ухудшения ФИО1 своих жилищных условий при постановке на жилищный учет.
Оценивая данные обстоятельства, судом установлено следующее.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Как следует из материалов дела, ФИО1, а также его супруга ФИО4, и дочь - ФИО5, жилых помещений в собственности не имеют.
Согласно удостоверению серии АК №, ФИО1 относится к категории выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение.
ФИО1 и его дочь ФИО5 зарегистрированы по адресу: <адрес> 28 декабря 2010 года по настоящее время. Его супруга ФИО4 – с 7 июня 2017 года по настоящее время.
Указанное жилое помещение принадлежало матери истца – ФИО6 на праве собственности.
Согласно договору купли-продажи 5 июня 2019 года, ФИО6 продала указанный объект недвижимости Пенязь О.Н.
Согласно п.7 договора купли-продажи, на момент подписания договора купли-продажи, в доме зарегистрированы: ФИО6, ФИО7, ФИО1, ФИО5, ФИО4.
ФИО6, ФИО7 обязуются сняться с регистрационного учета не позднее 30 дней с момента регистрации права нового собственника на указанный жилой дом. ФИО1, ФИО5, ФИО4 остаются зарегистрированными по данному адресу и с ними заключен договор найма данного жилого помещения от 7 июня 2019 года, который заключается ежегодно.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. То есть намеренное ухудшение жилищных условий - это злоупотребление правом, которое заключается в использовании гражданами субъективного права в противоречие с его социальным назначением.
Таким образом, в рассматриваемых отношениях важен не факт совершения определенного действия, а его умышленная недобросовестность, влекущая за собой ухудшение жилищных условий.
Действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия их с учета в случае, если ухудшение жилищных условий граждан произошло не искусственно, а вследствие изменения семейного положения.
Как установлено судом, ухудшение жилищных условий произошло вне зависимости от воли ФИО1, поскольку собственником указанного дома являлась его мать, которой, как собственнику жилого помещения, принадлежит право пользования, владения и распоряжения данным объектом недвижимости. Как установлено в судебном заседании, указанный дом ею продан с целью приобретения квартиры, что является правом собственника.
Таким образом, умышленная недобросовестность, которая бы привела к искусственному ухудшению жилищных условий, в действиях ФИО1 отсутствует, поскольку не зависит от его воли.
Как установлено судом, сделка купли продажи дома заключена между лицами, не являющимися между собой родственниками, факт реальной оплаты по договору найма подтверждается распиской Пенязь О.Н. от 7 июня 2019 года, 4 октября 2019 года, чеком по операции Сбербанка онлайн от 19 июля 2020 года, выписками по лицевому счету Пенязь О.Н. из Сбербанка.
Кроме того, в ходе судебного заседания была допрошена Пенязь О.Н., которая пояснила, что действительно купила указанный дом и земельный участок у ФИО6. Данные объекты недвижимости ею найдены с помощью агентства недвижимости «Брянский квартал», с которым у нее заключен договор от 14 мая 2019 года. При заключении данного договора ею оговаривалось условие поиска жилого дома и земельного участка с возможностью сдачи в наем данных объектов недвижимости, поскольку она не была намерена проживать в данном доме после покупки и покупка дома – вложение ее денежных средств. После того как риэлтор подобрал данный дом, ее все устроило и она приобрела, а с ФИО1 заключила договор найма, согласно которому он перечисляет ей денежные средства за пользование домом, а также по отдельному договору об оказании услуг осуществляет ремонт дома, в том числе, и путем взаимозачетов по договору найма.
Оценив представленные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что в сложившейся ситуации действия ФИО1 не свидетельствуют о намеренном ухудшении им своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а связано с решением собственника об отчуждении принадлежащего ей на праве собственности помещения и утратой права пользования им данным помещением не по своей воле.
При этом суд учитывает, что имея свою семью - супругу и ребенка, ФИО1 не мог являться членом семьи собственника, а также при продаже ею принадлежащего жилого дома, он утрачивал право пользования им, что также свидетельствует о том, что он является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Учитывая приведенные требования закона и установленные по делу обстоятельства, оснований для снятия ФИО1 с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении у ответчика не имелось, в связи с чем суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Глинищевской сельской администрации о признании незаконными решения, - удовлетворить.
Признать незаконными и отменить решение Глинищевской сельской администрации №70 от 21 июня 2021 года о снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязать Глинищевскую сельскую администрацию восстановить его на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 21 августа 2019 года с составом семьи 3 человека.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.А.Слепухова
Мотивированное решение изготовлено 1 марта 2022 года