ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2091/14 от 12.03.2014 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 Дело № 2-2091/14

 12.03.2014 г. Абаканский городской суд в составе

 председательствующего Крамаренко С.В.

 при секретаре Кукнаевой К.Ю.

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 <данные изъяты> к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» Дирекция тяги о нарушении трудовых прав, взыскании зарплаты,

 С участием ФИО1, представителя ответчика ФИО2

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» Дирекция тяги о защите трудовых прав, взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации морального вреда. В обоснование иска указал на то, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности машиниста маневрового движения основного депо Абакан. Нарушение его трудовых прав выражены в том, что работодатель не доводит до его сведения графики работы. Графики работы составляются в начале месяца, а затем меняются без уведомления работника. О новых графиках работы истец узнает у медика, при прохождении медицинского осмотра перед выходом на смену. Новые графики работы не совпадают с первоначальными, в связи с чем, рабочие смены истца выпадают на его выходные дни. При начислении оплаты труда выход истца на работу в его выходные дни не учитывается, что повлекло за собой наличие задолженности по оплате труда. Просил обязать ответчика устранить нарушения трудового законодательства в части несоблюдения правил внутреннего трудового распорядка, обязать ответчика оплатить выход на работу в смены, не совпадающие с четырехсменным рабочим графиком, как выход на работу в свой выходной день в сумме 41 612 руб. 17 коп., взыскать денежную компенсацию морального вреда 50 000 руб.

 В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил. Просил обязать эксплуатационное локомотивное депо Абакан-2 - структурного подразделения Красноярской дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» доводить до его сведения утвержденные графики сменности работы локомотивных бригад маневрового движения по станции <данные изъяты> не менее чем за 1 месяц до введение его в действие, устанавливать в графиках равномерное чередование работников по сменам; взыскать оплату за работу в выходные дни, не совпадающие с 4-х сменным рабочим графиком в размере 41612 руб. 17 коп., указывая, что Правилами внутреннего трудового распорядка установлен 4-хсменный график работы. Доводы иска поддержал.

 В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО2 иск не признал. Суду пояснил, что с учетом специфики организации труда работников, связанных с непрерывность перевозочного процесса, безопасностью движения поездов установлен суммированный учет рабочего времени (шестидневная рабочая неделя) с учетным периодом месяц. Графики сменности составляются с учетом месячных норм выработки рабочего времени. В выходные дни ФИО1 к работе не привлекался. Имеющиеся отклонения от графика сменности вызваны производственными причинами. То обстоятельство, что истец выходил на работу свидетельствует о том, что он соглашался с данными изменениями. Требование о дополнительных выплатах заработной платы как за выходные дни не основано на законе, т.к. междусменный отдых не может оплачиваться как выходной день в двойном размере. Графики за ДД.ММ.ГГГГ у работодателя не сохранились, представленный истцом график за ДД.ММ.ГГГГ (копия) подтвердил, пояснив, что в данном месяце нарушена равномерность чередования смен истца в виду предоставления ему с ДД.ММ.ГГГГ дней отдыха, предусмотренных производственным календарем. Обратил внимание суда, что норма рабочего времени в ДД.ММ.ГГГГ истцу обеспечена, в противном случае, она бы превышала. Просил отказать в удовлетворении иска.

 Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и оценив предоставленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

 Истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности машиниста тепловоза 9 разряда маневрового движения основного депо Абакан, что следует из трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительного соглашения к трудовому договору ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

 Сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие (ст. 103 ТК РФ).

 Согласно ст. 111 ТК РФ всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день. У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.

 Сам режим рабочего времени в организации устанавливают в Правилах внутреннего трудового распорядка или в трудовом договоре (ст. 100 ТК РФ).

 В указанных документах отражают продолжительность времени, в течение которого работник должен исполнять трудовые обязанности, и другие приравненные к рабочему времени периоды (ст. 91 ТК РФ).Правила внутреннего трудового распорядка должны соответствовать нормам ТК РФ и нормам Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденного Приказом Министерства путей сообщения РФ от 05.03.2004 № 7, зарегистрированным в Минюсте РФ 02.06.2004 № 5819.П. 39, 40 Названного положения установлено, что работникам локомотивных и кондукторских бригад выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются в различные дни недели равномерно в течение месяца путем добавления 24 часов к расчетному времени отдыха, положенному после очередной поездки в рабочей неделе. В соответствии со ст. 110 ТК РФ продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не должна составлять менее 42 часов. Продолжительность ежедневного непрерывного отдыха не может сокращаться, если по расчету она получается больше установленной. Дни еженедельного непрерывного отдыха указываются в графиках сменности (нарядах). Дни еженедельного отдыха работникам локомотивных и кондукторских бригад предоставляются только в основном пункте работы и объявляются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка. Дни еженедельного непрерывного отдыха работников, работающих на круглосуточных непрерывных работах, а также на других сменных работах с суммированным учетом рабочего времени, указываются в графике сменности. Число дней еженедельного непрерывного отдыха должно быть равно числу воскресений (при шестидневной рабочей неделе) по календарю в течение учетного периода.Согласно разделу 7 Правил внутреннего трудового распорядка эксплуатационного локомотивного депо Абакан-11 – структурного подразделения Красноярской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД», утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом специфики организации труда отдельных категорий работников, связанных с непрерывностью перевозочного процесса, безопасностью движения поездов введен суммированный учет рабочего времени (6-ти дневная рабочая неделя) с учетным периодом месяц: локомотивные бригады всех видов движения (п. 7.6); в условиях круглосуточного дежурства устанавливается 4-х сменный график работы с 12-ти часовой продолжительностью смены для локомотивных бригад хозяйственно- маневрового движения работающих в том числе по ст. <данные изъяты> (п. 7.7); работники чередуются по сменам равномерно, работа свыше двух смен подряд запрещается (п. 7.12); для сменных работников с суммированным учетом рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели, согласно графику сменности, и равны количеству воскресных дней в учетом периоде (п. 7.15). Графики работы за спорный период не представлены. Согласно табелям использования рабочего времени за ДД.ММ.ГГГГ истец не имел переработки рабочего времени, в ДД.ММ.ГГГГ отработал 9 смен и с ДД.ММ.ГГГГ находился на больничном, в ДД.ММ.ГГГГ отработал 12 смен с ДД.ММ.ГГГГ. находился на больничном. Анализируя табель учета рабочего времени, следует вывод, что дни еженедельного непрерывного отдыха (2 суток) и междусменный отдых ему предоставлялся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка. При этом в ДД.ММ.ГГГГ истец работал по 3 смены подряд, что запрещено п. 7.12 ПВТР с 3ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку выходные дни между сменами устанавливаются в графике, а графики суду не представлены за ДД.ММ.ГГГГ, невозможно установить работал ли истец в установленный ему выходной день. Соответственно, поскольку нет доказательств работы в выходной день, требования истца об оплате ему выходных дней в двойном размере по правилам ст. 153 ТК РФ удовлетворению не подлежат. Вместе с тем табель использования рабочего времени в отношении работника ФИО1 за январь имеет неравномерное чередование рабочих смен, т.к. с 1 по 8 января рабочие смены отсутствуют, в то время как у других локомотивных бригад в этот период имеются рабочие смены, с ДД.ММ.ГГГГ смены проставлены равномерно, дни еженедельного непрерывного отдыха (не менее 42 часов) равные количеству воскресений в учетном периоде в графике не обозначены. Кроме того, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчик не представил суду доказательств тому, что истец был ознакомлен с графиками смен не позднее чем за месяц до введения их в действие.Указанные обстоятельства нарушают трудовые права истца, не позволяют определить выходные дни работника и междусменный отдых. При таких обстоятельствах, имеются основания для обязания ответчика доводить до сведения истца утвержденные графики сменности работы локомотивных бригад маневрового движения по станции <данные изъяты> не менее чем за 1 месяц до введения его в действие, устанавливать в графиках равномерное чередование работников по сменам и выходные дни равные количеству воскресений в учетном периоде. Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. С учетом конкретных обстоятельств по делу, объема и характера перенесенных нравственных страданий, а также установленного факта нарушения трудовых прав истца, что повлекло за собой обращение истца за защитой нарушенных прав в суд, руководствуясь принципами разумности и справедливости суд, считает возможным удовлетворить требования о компенсации морального вреда в сумме 3000 руб.В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 руб.Руководствуясь ст. 191-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л :

 Исковые требования ФИО1 <данные изъяты> к ОАО «РЖД» в лице филиала ОАО «РЖД» Дирекция тяги удовлетворить частично.

 Обязать эксплуатационное локомотивное депо Абакан-2 - структурного подразделения Красноярской дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» доводить до сведения работника ФИО1 <данные изъяты> утвержденные графики сменности работы локомотивных бригад маневрового движения по станции <данные изъяты> не менее чем за 1 месяц до введения графика в действие, устанавливать в графиках равномерное чередование работников по сменам, устанавливать в графиках выходные дни равные количеству воскресений в учетном периоде.

 В удовлетворении требований о взыскании оплаты за работу в выходные дни, не совпадающие с 4-х сменным рабочим графиком в размере 41612 руб. 17 коп. отказать.

 Взыскать с ОАО «РЖД» в лице филиала ОАО «РЖД» Дирекция тяги в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.

 Взыскать с ОАО «РЖД» в лице филиала ОАО «РЖД» Дирекция тяги государственную пошлину в доход местного бюджета 200 руб.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд РХ в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.

 Мотивированное решение суда изготовлено 17.03.2014.

                 Председательствующий: