ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2091/2022 от 06.06.2022 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

29RS0018-01-2022-001751-53

Дело № 2-2091/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Архангельск 6 июня 2022 г.

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Ушаковой Л.В.,

при секретаре Лелековой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе о признании незаконным и подлежащим отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе (далее – ГИТ в АО и НАО) о признании незаконным и подлежащим отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, взыскании компенсации морального вреда в размере 15 000 руб.

В обоснование иска указал, что работает в должности <должность>, что подтверждается служебным контрактом. Ссылался на то, что приказом руководителя ГИТ в АО и НАО ФИО2 от 13.12.2021 № 288-к он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора в связи с совершением нарушений требований законодательства о противодействии коррупции в рамках предыдущих декларационных кампаний. Полагал, что на день вынесения спорного приказа ФИО2 не имела на то полномочий по причине временной нетрудоспособности и издания соответствующего приказа, также полагал, что неправомерными действиями ответчика ему причинен моральный вред. Просил признать незаконным и подлежащим отмене приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности от 13.12.2021 № 288-к, взыскать компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд своего представителя ФИО3, который в судебном заседании доводы искового заявления по требованию об оспаривании приказа поддержал, от требования о взыскании компенсации морального вреда истец отказался в судебном заседании 25.04.2022.

Определением суда производство по делу в части требования истца ФИО1 к ГИТ в АО и НАО о взыскании компенсации морального вреда прекращено.

В судебном заседании представитель ответчика ГИТ в АО и НАО ФИО4 с иском не согласилась, представила возражения, в которых указала, что истец был привлечён к дисциплинарной ответственности законно и обоснованно, полагала, что ФИО2 вправе была издать оспариваемый приказ, так как решение о применении к <должность> ФИО1 мер дисциплинарной ответственности за коррупционное правонарушение - представление неполных и недостоверных сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характере было принято руководителем инспекции до ухода на больничный - 09.12.2021, о чём свидетельствует ее виза.

По определению суда дело рассмотрено приданной явке.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец ФИО1 проходил государственную гражданскую службу в должности <должность> ГИТ в АО и НАО (приказ о назначении на должность от 16.09.2019 г. № 250-к, служебный контракт № 271).

Особенности порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных проступков установлены статьей 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - ФЗ № 79-ФЗ).

Согласно этому порядку взыскания за совершение коррупционных проступков применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии (п. 1 ст. 59.3 ФЗ № 79-ФЗ).

При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (п. 2 ст. 59.3 ФЗ № 79-ФЗ).

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения (п. 3 ст. 59.3 ФЗ № 79-ФЗ).

Приказом руководителя ГИТ в АО и НАО Гиеш от 13.12.2021 № 288-к «О дисциплинарных взысканиях» к истцу ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Дисциплинарное взыскание наложено по результатам проверки о предоставлении неполных и недостоверных сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год, проведенной начальником финансово-хозяйственного обеспечения, технической защиты информации, кадров и делопроизводства ГИТ в АО и НАО ФИО5 на основании приказа руководителя гострудинспекции А.Т. Гиеш от 24.09.2021 года № 62, а также с учетом решения Комиссии ГИТ в АО и НАО по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, отраженного в протоколе заседания данной комиссии от 23.11.2021 № 2.

Указанная проверка в отношении ФИО1 назначена в связи с внесением в адрес ГИТ в АО и НАО прокуратурой Архангельской области представления об устранении нарушений законодательства от 17.09.2021 № 7-19-2021, поступившее в адрес ответчика 23.09.2021.

Истец с приказом от 13.12.2021 № 288-к был ознакомлен 20.12.2021.

С указанным приказом истец не согласился и обратился в суд в установленный срок, согласно штемпелю на конверте - 21.03.2022 (первый рабочий день после 20.03.2022).

Истец ссылается на то, что оспариваемый приказ подписан неуполномоченным лицом.

Ответчик указывает, что решение о применении к <должность> ФИО1 мер дисциплинарной ответственности за коррупционное правонарушение - представление неполных и недостоверных сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характере было принято руководителем инспекции ФИО2 до ухода на больничный - 09.12.2021, по результатам рассмотрения протокола комиссии Гострудинспекции по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов от 23.11.2021 года № 2. Ответчик также указывает, что ФИО2 с учетом рекомендаций комиссии 09.12.2021 вынесла решение о применении к <должность> ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде выговора, оформив свое решение визой на протоколе комиссии Гострудинспекции по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов от 23.11.2021 года №2 «По результатам заседания комиссии привлечь к дисциплинарной ответственности следующих должностных лиц: 4. ФИО1 - выговор. Подпись ФИО2, дата - 09.12.2021».

В соответствии с ФЗ № 79-ФЗ право на применение (наложение) дисциплинарных взысканий и их снятие в порядке, предусмотренном действующим законодательством, относится к исключительным полномочиям представителя нанимателя (работодателя) как единоличного органа управления административно-государственного органа, которыми не обладают другие должностные лица, замещающие соответствующие должности государственной службы в этом же административно-государственном органе.

К числу основных исключительных прав представителя нанимателя (работодателя) также относятся - заключение контракта на прохождение государственной службы и на расторжение контракта с государственным служащим в порядке, предусмотренном действующим законодательством; присвоение классных чинов гражданской службы; право на решение вопросов материального поощрения гражданских служащих; право на отстранение гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, предусмотренном действующим законодательством; право на назначение проведения служебной проверки в порядке, предусмотренном действующим законодательством; право на его личное вхождение в состав Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - Комиссия); право на приглашение для работы в составе Комиссии в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой. В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ № 79-ФЗ представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 10.18 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610, п. 13. Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости – ГИТ в АО и НАО, утвержденного приказом Роструда от 31.03.2017 № 206, Гострудинспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность Министром труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению руководителя Службы по согласованию с высшим должностным лицом Архангельской области и Ненецкого автономного округа.

В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости – ГИТ по АО и НАО, утвержденным приказом Федеральной службы по труду и занятости от 31.03.2017 руководитель инспекции издает приказы по вопросам деятельности инспекции (п. 17.5)

ФИО2 была назначена руководителем ГИТ по АО и НАО приказом Минтруда России от 29.08.2019 № 11-тк.

Приказом Роструд от 13.12.2021 № 771-рк на период временной нетрудоспособности ФИО2 с 10.12.2021 возложено временное исполнение обязанностей руководителя ГИТ по АО и НАО - главного государственного инспектора труда в АО и НАО на заместителя главного государственного инспектора труда в АО и НАО (по охране труда) ФИО6 с правом распоряжения финансовыми средствами, приема и увольнения работников, а также решения иных вопросов управления ГИТ в АО и НАО.

Согласно табелю учета рабочего времени за декабрь 2021 г. ФИО2 была временно нетрудоспособна с 10 по 27 декабря 2021 г.

Учитывая, что приказом Роструд от 13.12.2021 № 771-рк от 13.12.2021 на период временной нетрудоспособности ФИО2 с 10.12.2021 было возложено временное исполнение обязанностей руководителя ГИТ по АО и НАО - главного государственного инспектора труда в АО и НАО на заместителя главного государственного инспектора труда в АО и НАО (по охране труда) ФИО6 с правом распоряжения финансовыми средствами, приема и увольнения работников, а также решения иных вопросов управления ГИТ в АО и НАО, то издание ФИО2 13.12.2021 приказа о привлечении истца к дисциплинарной ответственности является незаконным, так как в указанный день ФИО2 не исполняла обязанности руководителя ГИТ в АО и НАО.

Кроме того, о том, что она временно нетрудоспособна, ей выдан листок временной нетрудоспособности и он предъявлен ею работодателю, ей не могло быть неизвестно.

Доводы ответчика о том, что ФИО2 вправе была подписать оспариваемый истцом приказ 13.12.2021, так как такое решение было принято ею 9.12.2021, оформив свое решение визой на протоколе комиссии Гострудинспекции по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов от 23.11.2021 года № 2, являются несостоятельными, так как следует из приказа решение о привлечении истца к дисциплинарной ответственности было принято ФИО2 13.12.2021, так как именно 13.12.2021 ею подписан приказ о привлечении истца к дисциплинарной ответственности. Привлечение истца к дисциплинарной ответственности и 9.12.2021 и 13.12.2021 означало бы привлечение истца дважды к дисциплинарной ответственности за один и тот же проступок, что не допустимо.

Таким образом, обжалуемый истцом приказ в части привлечения его к дисциплинарной ответственности является незаконным, как принятый неуполномоченным лицом.

Учитывая вышеизложенное требования ФИО1 о признании незаконным и подлежащим отмене приказа № 288-к от 13 декабря 2021 г. по привлечению его к дисциплинарной ответственности подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе о признании незаконным и подлежащим отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности удовлетворить.

Признать незаконным и подлежащим отмене приказ № 288-к от 13 декабря 2021 г. в части привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2022 года.

Председательствующий Л.В. Ушакова